Текущая ценность будущих доходов 25 000 долл. в год для различных пе­риодов и процентных (дисконтных) ставок

Текущая ценность будущих доходов 25 000 долл. в год для различных пе­риодов и процентных (дисконтных) ставок - student2.ru

Отложив проблему определения того, мог ли пострадавший из­менить род занятий в какой-либо момент, суд должен сначала опре­делить заработок, который пострадавший мог бы получать каждый год от момента несчастного случая до момента ухода на пенсию. От­правной точкой исследования должно быть выяснение зависимости заработной платы от возраста для данного рода занятий. Если по­страдавший был водителем грузовика и его возраст 25 лет, мы долж­ны знать заработок не только 25-летних водителей грузовиков, но и, учитывая постоянный характер инвалидности и возраст ухода на

41 Предположим, профессор юридического колледжа, получающий жало­ванье 100 000 долл., является инвалидом. Он мог бы зарабатывать 200 000 долл. в год, занимаясь юридической практикой. Каковы его утраченные заработки?

Компенсация ущерба от потери трудоспособности

пенсию в 65 лет, заработки водителей в возрасте от 26 до 64 лет. Следующим шагом будет определение того, как заработки в данном виде деятельности могут измениться в будущем. Многие из факторов, которые могут изменить уровень заработной платы в конкретном виде деятельности, весьма трудно предвидеть, такие как изменения спроса на продукт отрасли, в которой занят данный работник,42 или степень влияния профсоюзов в этой отрасли. Эти факторы будущих изменений заработной платы, как правило, игнорируются. Предска­зуемые факторы изменения заработной платы включают вероятность увольнения, рассчитанную по накопленным данным о занятости в отрасли, рост производительности труда и инфляцию.

Производительность представляет собой отношение объема вы­пуска к затратам ресурсов. Увеличение производительности труда есть увеличение количества выпуска за час рабочего времени. Снижая издержки производства работодателя, увеличение производительно­сти труда позволяет ему — и конкуренция на рынке рабочей силы вынуждает его — платить более высокую заработную плату. Повыше­ние производительности труда является причиной среднегодового увеличения реальной (т. е. рассчитанной с поправкой на инфляцию) заработной платы работников примерно на 3% .43

Получив оценку реальной заработной платы, которую водитель грузовика получал бы в каждый год своей трудовой деятельности (посредством введения поправок на возраст, временное отсутствие занятости и эффект роста производительности), суд затем должен помножить оценочный заработок каждого года на актуарную вероят­ность того, что данный человек останется в живых к концу этого года. Мы могли бы также — хотя, как мы скоро увидим, в этом нет необходимости — сделать поправку оценочной реальной заработной платы с тем, чтобы отразить влияние инфляции на номинальный заработок за период трудовой деятельности работника. Чтобы сде­лать это, мы должны были бы использовать ожидания инвесторов, отражающиеся в процентных ставках на долгосрочные безрисковые финансовые инструменты, такие как облигации правительства США, для оценки долгосрочной инфляции.

Процентная ставка содержит три основных компонента.44 Пер­вый — альтернативные издержки капитала за вычетом риска потерь

42 В каких обстоятельствах изменение спроса на продукт отрасли должно изменить ставку заработной платы работников, занятых в данной отрасли?

43 Этот эффект ощущается даже в отраслях, где производительность не увеличивается: работодатели в этих отраслях, чтобы не потерять свою рабо­чую силу, должны поднимать заработную плату до уровней, которые могут конкурировать с уровнями в других отраслях.

44 Помимо расходов заимодавца на переговоры и администрирование ссуды. См. п. 14.3.

Законодательство о неумышленном причинении ущерба

и ожиданий инфляции (или дефляции). Второй — вознаграждение за риск, необходимое для компенсирования инвестору риска того, что он может никогда не вернуть свой капитал; размер этой премии зависит от отношения инвестора к риску.45 Но риск не является фактором, если речь идет о ценных бумагах правительства США. Третий компонент — ожидаемые темпы инфляции за период, в тече­ние которого кредит будет выплачиваться. Если кредит берется на один год и ожидается, что покупательная способность доллара сни­зится на 4% за этот год, то тогда даже в отсутствие риска невозврата ссуды кредитор потребует возмещения альтернативных издержек пре­бывания без капитала в течение года плюс 4% в качестве компенса­ции сокращения покупательной способности этого капитала за этот год.

Разумная оценка реальной безрисковой цены капитала состав­ляет 2%;46 текущая процентная ставка по долгосрочным государ­ственным облигациям — около 7%;47 это подразумевает ожидаемый долгосрочный темп инфляции 5%. Эту цифру можно использовать при оценке инфляции, когда нетрудоспособность жертвы несчастного случая может продлиться много лет. Таким образом, мы должны прибавить 5% (сложных) к оценочным суммам утраченного заработ­ка за каждый год.

Проделав все это, мы должны привести наши оценочные величи­ны к сегодняшней ценности — сумме, которая, будучи инвестирован­ной, будет равной (основная сумма плюс процент) утраченному зара­ботку каждого года. Чем выше дисконтная ставка, тем меньше при-

45 Предположим, ссуда 100 долл. содержит 1%-ный риск ее невозврата за год. Если процентная ставка в отсутствие риска невозврата составляет 5%, тогда нейтральный к риску кредитор попросит 6%, поскольку 100 долл. X 0.99 X 1.06 = 105 долл. (эти числа округлены). Кредитор с антипатией к риску попросит больше 6%, кредитор с предпочтением риска — меньше.

46 См. экономические исследования, цитировавшиеся в деле Doca v. Marina Mercante Nicaraguese, S. A., 634 F.2d 30, 39 n. 2 (2d Cir. 1980). Doca, кстати, было первым юридическим решением, в котором использовалась современная экономическая методология для определения утраченных зара­ботков в деле о гражданском правонарушении. С тех пор было несколько других дел, например Jones & Laughlin Steel Corp. v. Pfeifer, 462 U.S. 523 (1983); O'Shea v. Riverway Towing Co., 677 F.2d 1194 (7th Cir. 1982); Culver v. Slater Boat Co., 688 F.2d 280 (5th Cir. 1982) (en bane); In re Connecticut National Bank, 928 F.2d 39 (2d Cir. 1991); Quinones-Pechecho v. American Airlines, Inc., 979 F.2d 1 (1st Cir. 1992); Edgar v. Secretary of Health & Human Services, 989 F.2d 473 (Fed. Cir. 1993). См. общее исследование Michael I. Krauss & Robert A. Levy. Calculating Tort Damages for Lost Future Earnings: The Puzzles of Tax, Inflation and Risk, 31 Gonzaga L. Rev. 325 (1996).

47 Это номинальная ставка; она включает ожидаемые темпы инфляции наряду с реальной стоимостью капитала.

Компенсация ущерба от потери трудоспособности

веденная ценность (см. табл. 6.2), так как при более высокой ставке эта ценность будет расти быстрее и тогда меньшая сумма создаст бу­дущие годовые заработки, которые утрачены истцом. Мы можем ис­пользовать номинальную процентную ставку по долгосрочным об­лигациям, т. е. процентную ставку с инфляционным компонентом. Эта ставка обычно высока, а значит, она приведет к меньшей приве­денной ценности, чем при использовании более низкой процентной ставки, хотя истец не должен пострадать от данного подхода. Номи­нальная процентная ставка высока потому, что содержит инфляцион­ный фактор, который уже был учтен при оценке утраченных буду­щих заработков истца. Если бы мы выразили утраченные будущие заработки истца в реальных — освобожденных от инфляционного компонента — величинах, каждая оценочная величина была бы на 5% (сложных) меньше, но мы бы дисконтировали эти величины до приведенной ценности, используя процентную ставку, сниженную на 5%.48

Однако в любом ли случае должна использоваться безрисковая процентная ставка (ставка по ценным бумагам, выпускаемым или страхуемым государством)? Нет. Поток утраченных заработков, экви­валентом приведенной ценности которого является компенсация ущерба, не лишен риска — смерть, безработица и нетрудоспособность по другим причинам могут прервать его, другие непредвиденные об­стоятельства могут увеличить его (такие, как работа после стандарт­ного возраста ухода на пенсию). Поэтому если истец имеет антипатию к риску, он будет рассматривать безрисковый эквивалент своего утра­ченного рискованного потока доходов как более ценный для себя. Фактор риска должен быть прибавлен к дисконтной ставке, чтобы уменьшить приведенную ценность до уровня, приносящего ту же по­лезность, что и рискованный поток доходов, который компенсация призвана заменить.

Еще один усложняющий фактор: теория производства домохо­зяйства, обсужденная в главе 5, подразумевает, что реальный зарабо­ток индивида не ограничивается рыночными доходами, которые он получает от деятельности в течение 40 часов из 168 в неделю.49 Серь­езный несчастный случай, который приводит к невозможности рабо­ты на рынке, может также уменьшить производительность в осталь­ное время, которое индивид использовал для «производства» отдыха, любви или других товаров домохозяйства. Заработки на другой рабо­те (по совместительству) могут быть использованы для оценки альтер-

48 Об общей проблеме соотношения инфляции и компенсационных выплат при неумышленном причинении ущерба см. Keith S.Rosenn. Law and Inflation 220-234 (1982).

49 См. Neil K. Komesar. Toward a General Theory of Personal Injury Loss, 3 J. Leg. Stud. 457 (1974).

Законодательство о неумышленном причинении ущерба

нативных издержек невозможности продуктивного использования времени, не затрачиваемого на приобретение рыночного дохода. Но если это сделать, то часть доходов от работы по совместительству, которая представляет компенсацию издержек трудовой деятельности (включая утраченный неденежный доход от отдыха и любые риски или неприятные ощущения от работы), должна быть вычтена при определении чистых убытков работника от нетрудоспособности.

Наши рекомендации