ТЕМА 7. Организация оборота наличных денег через кассы предприятий
1.Основные принципы организации оборота наличных денег через кассы государственных учреждений.
2. Порядок получения наличных денег в уполномоченных банках
3. Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых денег.
1. Организация оборота наличных денег через кассы государственных учреждений регламентируется Правилами ведения кассовых операций в государственных учреждениях, утвержденными Приказом Министерства Финансов РК от 25.04.2000 г.№ 195.
Расчеты государственных учреждений по своим обязательствам производятся, как правило, в безналичном порядке.
С использованием наличных денег допускается осуществление расчетов в общей сумме по спецификам 131 «Приобретение продуктов питания», 132 «Приобретение медикаментов и прочих средств медицинского назначения», 139 «Приобретение прочих товаров», 146 «Содержание, обслуживание, текущий ремонт зданий, помещений, оборудования других основных средств», 159 «Прочие текущие расходы» в течении месяца в размерах не превышающих:
-50 МРП- для бюджетных средств;
-100 МРП - для средств, получаемых от реализации платных услуг.
На оставшуюся сумму годового бюджетного ассигнования заключаются договора на поставку товаров, работ и услуг, согласно порядку, установленному законодательством РК.
Ограничение на получение наличности не устанавливается по расходам:
- на выплату заработной платы за счет бюджетных средств и средств, получаемых от реализации платных услуг, по подклассу 110 экономической классификации расходов бюджета, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по специфике 121 «Социальный налог»;
-на командировочные расходы по спецификам 136 «Командировки и служебные разъезды внутри страны»;
-на выплату денежной компенсации взамен форменного оборудования военнослужащим;
-на оплату труда внештатных работников, в том числе водителей по трудовым договорам и т.д.
В исключительных случаях использование наличных денег с бюджетных счетов сверх лимита:
-государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета, допускается по письменному разрешению Комитета казначейства, выданному по ходатайству администраторов республиканских бюджетных программ:;
-государственными учреждениями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, осуществляется путем согласования увеличения лимита с соответствующим местным исполнительным: органом и представления в территориальные органы Казначейства, соответствующих документов (ходатайства, расчет потребности и другие), подтверждающих осуществление таких расходов.
Администраторы республиканских бюджетных программ при составлении плана финансирования на предстоящий финансовый год для центрального аппарата и подведомственных государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета составляют расчет лимита остатка наличных денег в кассе Расчет лимита остатка наличных денег в кассе подтверждается на основании утвержденного плана финансирования из бюджета для администраторов республиканских бюджетных программ в Министерстве финансов Республики Казахстан, а для подведомственных государственных учреждений - соответствующими администраторами: республиканских бюджетных программ.
Государственные учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов, также составляют расчет лимита остатка наличных денег в кассе и подтверждают его вместе с планом финансирования в соответствующем местном исполнительном органе.
Государственные учреждения: имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, полученные по чеку из банка второго уровня, не более 3-х рабочих дней, не включая день получения денег в обслуживающем банке.
Принятые государственным учреждением в кассу наличные деньги сдаются, не позднее 3 банковских, дней со дня их приема, в уполномоченный банк второго уровня для зачисления на соответствующие текущие счета: "Средства, от платных услуг", для спонсорской и благотворительной помощи, депозитные счета и т.д.
2. Для получения наличных денег кассир государственного учреждения или лицо, его заменяющее заполняет чек на сумму, указанную в платежном поручении на перечисление денег со счета государственного учреждения в обслуживающем территориальном органе Казначейства на транзитный счет территориального органа Казначейства. Затем главный бухгалтер или лицо, возглавляющее подразделение, обеспечивающее бухгалтерский учет государственного учреждения, проверяет правильность заполнения чека и передает его вместе с платежным поручением ответственному исполнителю соответствующего территориального органа Казначейства.
В целях контроля за правильностью выплаты заработной платы, определенных расходов структуры специфики экономической классификации и получения наличных денег на другие цели, государственные учреждения представляют в соответствующие территориальные органы Казначейства, заявку на получение наличности, с бюджетного и текущего счета " Средства от платных услуг", счета для спонсорской и благотворительной помощи и депозитного счета, с указанием сумм, причитающихся к выдаче.
Ответственный исполнитель территориального органа Казначейства, непосредственно обслуживающий государственное учреждение, принимает: и проверяет заявку, платежное поручение и чек.
Проверенное и завизированное платежное поручение передается ответственному работнику по обеспечению наличности операционного отдела для формирования реестра чеков. Реестр чеков вместе с чеками, заверенными подписями руководителя, ответственного работника, по обеспечению наличности операционного отдела и печатью территориального органа Казначейства, передается в обслуживающий банк для оплаты, заявка остается в деле территориального органа Казначейства.
При получении наличных денег в банке кассир государственного учреждения или лицо, его заменяющее, обязан пересчитать полистно общую полученную сумму в присутствии контролера банка и убедиться, что она соответствует сумме, указанной в чеке. Если кассир не пересчитал полистно полученную сумму наличных денег в присутствии контролера банка, то впоследствии при обнаружении недостачи он несет ответственность.
3. Полученные в уполномоченном банке наличные деньги приходуются в кассу государственного учреждения в тот же день, для чего кассиром выписывается приходный кассовый ордер (форма N КО-1). Приходный кассовый ордер до передачи в кассу регистрируется бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма. N КО-За).
Кроме того, на оборотной стороне корешка чековой книжки делается запись об оприходовании наличных денег в кассу с указанием номера и даты приходного ордера, за подписью главного бухгалтера, которая подтверждается подписью ответственного работника, территориального органа Казначейства.
Выдача наличных денег из касс государственных учреждений производится но расходным кассовым ордерам (форма N КО-2)или надлежащеоформленным другим документам, с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу наличных денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером государственного учреждения или лицами, ими уполномоченными, и кассиром.
B централизованных бухгалтериях, обслуживающих государственные учреждения, на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.
При выдаче денег по расходному кассовомуордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир или лицо, его заменяющее, требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя и изымает расписку получателя.
Оплата труда выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого на получателя.
По истечении установленных сроков выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности кассир должен:
1) в платежной ведомости против фамилий лиц, по которым не произведены выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки "Депонировано";
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в конце ведомости сделать надпись о фактически, выплаченной сумме ио неполученной сумме заработной платы, премии, пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по платежнойведомости и скрепить своей подписью.
4) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер N _ ". Бухгалтерская служба производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдаются в уполномоченный банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер, служащий основанием для выписки объявления на взнос наличными с обязательным указанием 10-значного кода бюджетной классификации.
В расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Выдача расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, получающим наличные деньги, запрещается.
При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир или лицо, его заменяющее, обязан, проверить:
1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а. на расходном кассовом ордере или. заменяющем его документе - разрешительной подписи руководителя государственного учреждения или лиц, ими уполномоченных;
2) правильность оформления документов;
3) наличие перечисленных в документах приложений. В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.