Экономические функции государства и необходимость государственного регулирования
Необходимость государственного регулирования обусловлена объективными причинами, и, прежде всего, потребностью создания условий для обеспечения эффективности экономической системы, для эффективного функционирования рыночного механизма, устранения негативных последствий рыночных процессов, решения проблем, которые рыночный механизм не может разрешить или разрешает недостаточно.
Конкретные направления осуществления экономической политики государства с целью обеспечения эффективности экономической системы, ее справедливости и стабильности являют собой экономические функции государства. Исходя из этого следует, что необходимость государственного регулирования вытекает из объективно присущих государству экономических функций.
Функции эти довольно многообразны, но основными из них являются следующие.
1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Это позволяет определять правила взаимодействия субъектов на рынке. Правовая база должна предусматривать меры, гарантирующие право частной собственности, соблюдение контрактов.
2. Определение целей и приоритетов макроэкономического развития. Это означает, что государство формулирует стратегические цели развития экономики, определяет необходимые для этого ресурсы.
3. Реализация социальных ценностей. Эта функция проявляется в том, что государство контролирует реализацию постановлений о минимальной заработной плате, исполнение законов о социальном обеспечении граждан, установление максимальных цен на отдельные виды товаров.
4. Перераспределение доходов, направленное на устранение чрезмерных различий в уровне доходов, свойственных рыночной экономике. С этой целью государство разрабатывает финансовые программы помощи, выплачивает пособия, выдает дотации. Использует для этого налоговую систему.
5. Стабилизация экономики. Реализуется путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и безработицей.
Перечисленные и другие экономические функции государства определяют не только необходимость, но и цели государственного регулирования.
Объекты и цели государственного регулирования экономики
Из определения государственного регулирования следует, что его объектом является экономика государства и происходящие в нем социально-экономические процессы. Однако было бы не правильным ограничиться лишь этим утверждением, ибо, как показывает практика, воздействие на одни процессы государство оказывает в большей мере, а на другие – в меньшей или не оказывает совсем.
Различают объект государственного регулирования «в широком» и « в узком» понимании этого слова.
В широком понимании им является экономика государства в целом. Это означает, что объектом воздействия потенциально выступают все звенья народного хозяйства и протекающие в них процессы. Но механизм управления регулируемой рыночной экономикой включает элементы рыночного саморегулирования, которые в определенные промежутки времени и до определенной степени справляются с процессами, протекающими в экономике, и потому не требуют воздействия государства. Это предопределяет необходимость говорить об объектах государственного регулирования «в узком» понимании слова.
Ими являются условия, процессы, отношения, элементы и сектора народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
Объекты государственного регулирования представляют собой как бы «болевые точки рыночной экономики». Это проблемы и трудности, по которым необходимо постоянное наблюдение, диагностика, принятие оперативных или профилактических мер (постоянно или в экстренных ситуациях).
Объекты государственного регулирования различаются по уровню решаемых задач и проблем. Это могут быть: фирмы, регионы, отрасли и сектора экономики, общехозяйственные процессы и отношения (цены, занятость населения), глобальные процессы (экология), внешнеэкономические связи.
Число объектов государственного регулирования в Украине велико, но главными из них являются: экономический цикл, структура экономики (отраслевая и региональная), занятость населения, цены, условия конкуренции, жилищно-коммунальное хозяйство, окружающая среда.
Перечисленные объекты государственного регулирования «перекрывают» друг друга. Так, экономический цикл как объект государственного регулирования невозможно отделить от занятости населения и цен. Поэтому решение одних проблем может привести к позитивным изменениям других.
Одни и те же объекты в различные периоды времени и в разных странах играют разную роль. Именно поэтому копирование опыта государственного регулирования недопустимо. Опыт государственного регулирования необходимо изучать и применять с учетом специфики, глубины проблем в той или иной стране.
Одним из конструктивных элементов системы регулирования экономикиявляется определение целей воздействия на социально-экономические процессы. Общеизвестно, что цель - это «нечто, на что направлены усилия и ресурсы». Усилия государства в процессе государственного регулирования направляются на выполнение принятых им экономических функций, на предупреждение и устранение возникших в обществе проблем. Это означает, что экономические функции государства, прежде всего, и объекты государственного регулирования определяют его цели.
На каждом историческом этапе цели государственного регулирования зависят от многих факторов: фазы экономического цикла, уровня развития экономики, существующей структуры экономики и др.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая стабильность государства и социальная стабильность общества.
Наряду с генеральной существует большое количество конкретных целей, подчиненных генеральной, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все они в совокупности образуют так называемое «дерево целей».
Цели взаимосвязаны. Зачастую одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая.
Различают следующие типы целей: стимулирующие прогрессивные процессы в экономике; направленные на сохранение существующего положения; прямо и косвенно влияющие на достижение целей; направленные на внедрение новых форм деятельности.
По времени, необходимому для достижения, цели бывают: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.