Реформы Петра I и их последствия

К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Начало этих преобразований в духе модернизации прочно связано с правлением Петра I (1682(1696)-1725).

Модернизация (от греч. modern – новейший) – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями и показателями качества.

Общественная модернизация в России протекала в рамках имперской модели, характеризуемой следующими признаками:

* выборочное заимствование технико-технологических (главным образом военно-промышленных) достижений развитых стран в обмен на вывоз сырья;

* ужесточение эксплуатации собственного народа архаическими методами;

* растущая централизация и бюрократизация управления.

Проведение модернизации способствовало дальнейшему усилению факторов мобилизационного типа экономического роста. Это проявилось в более глубоком, чем в Европе, вмешательстве государства в экономику в условиях преобладания аграрного хозяйства при низком уровне отделения промышленности от земледелия, господства континентальной, а потому вялой торговли, сохранения архаичной социокультуры.

Предпосылкой модернизации стала необходимость развития отечественной металлургии, находившейся в кризисном положении из-за прекращения поставок прибалтийского металла в результате войны со Швецией. По инициативе Петра I в конце ХVII-начале ХVIII вв. начинается создание мануфактур европейского типа. При этом государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов, давало различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки. В этот период существуют различные виды мануфактур:

* по формам собственности (казенные, вотчинные);

* по характеру используемого труда (крепостные, вольнонаемные и смешанные);

* по территориальному размещению (городские и сельские. В последних существовали неадекватные формы капитала, где капитал не противостоял труду, а торговец и промышленник выступали в одном лице).

За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом.

Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев.

Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации. Это наглядно показало и осуществление реформ Петра I, приходящихся на фазу подъема экономического цикла 1690-1760 гг. Как и все предыдущие, они носили комплексный характер, охватывая военное дело, управление и финансовую систему, и осуществлялись революционным, а не эволюционным путем.

Начало реформ было обусловлено военными неудачами России на первом этапе Северной войны. Расформирование стрелецких войск, вызвавшее необходимость комплектования новой регулярной национальной армии, привело к введению в 1705 г. рекрутской повинности. Крепостные крестьяне, ставшие рекрутами, получали свободу. Все дворяне должны были нести военную службу с солдатского чина. Подготовка офицеров осуществлялась в специальных военных школах, основанных в 1698-1699 гг. По указу Петра I были организованы гарнизонные школы для подготовки унтер-офицерского состава. Особое внимание уделялось созданию отечественного флота.

Занятие военными и дипломатическими делами, потребности укрепления абсолютной монархии привели к реорганизации системы государственного управления. В 1711 г. Петр I, упразднив созданную вместо Боярской думы Ближайшую канцелярию, учредил правительствующий Сенат. В 1717-1718 гг. почти вся приказная система была заменена общегосударственными коллегиями, созданными по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В 1708-1710 гг. была проведена первая, а в 1719 г. вторая губернская реформа, результатом которых стало создание 11 губерний и в их составе 50 провинций. Одновременно предпринимались попытки проведения реформы городского самоуправления, для чего в 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Однако в отличие от европейских городов в России еще не было богатой и влиятельной буржуазии, способной осуществлять функции управления. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Петр I и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти. Осуществленная церковная реформа, упразднившая патриаршество, полностью подчинила государству и церковь. Созданная в ходе преобразований административная система оказалась очень прочной и просуществовала с некоторыми изменениями весь дореволюционный период. В осуществлении реформ Петр I опирался на поместное дворянство. Для его экономической поддержки в 1714 г. был принят Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм абсолютной и условной земельной собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие – "недвижимая собственность". Имения передавались по наследству одному из сыновей, остальные получали свою долю деньгами и были обязаны поступить на военную или граж Реформы Петра I и их последствия - student2.ru данскую службу. При этом дворяне теперь могли дослужиться до высших чинов, т. к. принятая в 1722 г. "Табель о рангах" вводила принцип выслуги и окончательно устраняла принцип местничества.

Война со Швецией и Турцией за выход к морям, строительство флота и мануфактур, реорганизация системы управления и т.д. требовали огромных государственных расходов. Бюджет страны находился в критическом состоянии. Нехватка средств вызвала проведение финансовой реформы. Изменению прежде всего подверглась налоговая система. Начиная с 1704 г. вводятся такие налоги, какмельничий, пчелиный, погребной, трубный, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, с бороды и т.д. Косвенных налогов к 1724 году насчитывалось 40 видов. Вместо подворного обложения в 1718-1724 гг. была введена подушная подать с ревизской души. К новым налогам добавились казенные монополии на соль, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбные ловли становились объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках. Доход в казну увеличился и за счет изменения таможенной пошлины в результате проведения протекционистской политики.

Таможенные пошлины с ввозимых товаров:

* 75 % – товары, производимые в стране;

* 25 % – товары, производимые недостаточно;

* 20-10 % – товары, не производимые в стране.

Таможенные пошлины с вывозимых товаров:

* 75 % – сырьё и полуфабрикаты;

* 3-6 % – готовая продукция;

* 1-3 % – вывоз на собственных, построенных в России судах.

К числу крупных преобразований Петра I относится денежная реформа, послужившая главным источником финансирования военных расходов. Она решала комплекс вопросов:

* использование в качестве монетного сырья отечественных металлов – стимулирование национальной горнорудной отрасли;

* перевод денежного производства на новый технический уровень – машинное производство;

* установление единого денежного обращения на всей территории – расширение внутрихозяйственных связей;

* увеличение доходов казны от чеканки монет.

Результатом реформы стало постепенное изъятие из обращения иностранных монет и создание единой национальной денежной системы на десятичном принципе: 1 рубль = 10 гривенникам=100 копейкам. Для удобства обращения были выпущены и производные монеты – полтинники, полуполтинники и пятаки. Однако реформа оказалась непоследовательной. Понижение стоимости монет вызвало их обесценивание. В стране началась инфляция, а бюджет снова начал испытывать сокращение доходной части.

В итоге петровских преобразований Россия превратилась в великую державу, занимающую особое место среди развитых государств. Вместе с тем значение осуществленной модернизации имеет противоречивый характер. Это прослеживается уже при анализе сложившейся в петровскую эпоху структуры экономики. Изменения в промышленном производстве привели к формированию новой территориальной структуры экономики, в которой четко оформились центры металлургии (Урал), судостроения (Петербург), легкой промышленности (Москва, Ярославль, Казань, Воронеж и т. д.). Произошло улучшение в структуре и размещении сельского хозяйства. Выделяются области, специализирующиеся на зерновых культурах (Среднее Поволжье, Центрально-черноземный район), технических культурах (Псков, Новгород, Москва и др.), товарном животноводстве (Северный и Северо-западный районы). Однако урожайность сохраняется невысокая: в среднем "сам – 3", что не обеспечивает получения прибавочного продукта. Вместе с тем происходит совершенствование агрокультуры, характеризуемое попытками поднятия плодородия путем использования естественных удобрений, поиском новых систем земледелия (многополье с плодосменой и травосеянием); сменой традиционных орудий земледельческого труда более производительными. Изменения в территориальной и отраслевой структуре, не имея под собой соответствующих механизмов адаптации социокультуры, приводят к сохранению архаичной воспроизводственной структуры. Главной производственной силой по-прежнему остается крепостной крестьянин, труд которого используется не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности в результате образования посессионных и вотчинных мануфактур.

Усложнение производства способствовало развитию предпринимательства. В его составе можно выделить две основные группы:

формировалась в условиях "казенно-парникового воспитания промышленности", то есть под опекой государства и православной церкви. Ее отличительная черта – упование на даровщину (крепостная рабочая сила; покровительственные тарифы; стремление поживиться за чужой счет);

обязана своим происхождением религиозному расколу и сектантству. Старообрядчество в России по своим мирским последствиям сыграло роль, аналогичную роли протестантов в Европе.

Ослабление в начале XVIII в. экономической мощи прежних купеческих сотен выдвинуло на первый план новое купечество. В 1721 г. регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным деление всех "регулярных" граждан на две гильдии и один разряд.

Структура предпринимательства в начале XVIII в.

Первая гильдия Вторая гильдия Третий разряд
· банкиры · знатные купцы · городские доктора · шкиперы · ювелиры · живописцы · торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами · ремесленники · чернорабочие · лица наемного труда

Купцы, записанные в гильдии, получали ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Помимо разрешения покупать крестьян (но с припиской их к предприятию), они освобождались от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека.

Предпринимательская деятельность жестко регламентировалась и зависела от царских указов. Это проявлялось прежде всего в сохранении государственной монополии на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино). Необходимость крупных капиталов для развития промышленности приводит к появлению новых форм предпринимательства – складничества, по отношению к которому государство проводило попечительную политику, связанную с контролем за деятельностью, ограничением вступления новых членов, обязательной регистрацией, определением размера уставного капитала, требованием предоставления образцов в мануфактур-коллегию, а также установлением цены, вида и формы товаров, закупаемых казной, вплоть до запрета их продажи в розницу.

Несмотря на значительные успехи, петровская модернизация, основанная на форсированной индустриализации, обрекла Россию на экономическую отсталость в будущем, т.к., распространив крепостное право на промышленный сектор экономики, Петр I закрепил ту косную социальную структуру, что стала препятствием при дальнейшем развитии. Кроме того, проведение модернизации сопровождалось массовым уничтожением населения (около 12,5 % тогдашнего населения России). Если в Западной Европе XVII-XVIII вв. быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в нашей стране, напротив, усиливалась жесткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси.

Наши рекомендации