Общие критерии оценивания эссе
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Кафедра менеджмента и маркетинга
Методические указания по эссе
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
для студентов, обучающихся по направлениям "Менеджмент"
(подготовка магистров)
Для всех магистерских программ
(заочная форма обучения)
Челябинск, 2016
Письменная работа (эссе) является завершающим этапом изучения дисциплины «Современный менеджмент». В процессе написания работы магистрант закрепляет и углубляет полученные теоретические знания.
Письменная работа (эссе) должна быть написана в установленные кафедрой сроки. Магистрант, не написавший работу, считается имеющим академическую задолженность, и не допускается к сдаче зачета по дисциплине.
Оформление эссе
Работа состоит из титульного листа, краткого введения, основной части на 5-6 листах, заключения и списка использованной литературы.
Эссе должно быть выполнена на отдельных скрепленных листах установленного формата А4. На титульном листе печатаются все необходимые данные о выполняемой работе с указанием названия дисциплины, номера варианта, фамилии, имени и отчества студента, номера группы, номера личного дела, а также ФИОпреподавателя. Объем работы должен составлять 5-6 листов компьютерного текста.
Рекомендуются следующие параметры страницы: левое поле - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, межстрочный интервал - полуторный.
Страницы работы следует пронумеровать. В конце эссе приводится список использованной студентом литературы с указанием автора (авторов), названия работы, места издания, издательства и года издания. На последней странице работы указывается дата окончания выполнения контрольной работы и ставится подпись студента, выполнившего работу. Готовая работа (эссе) сдается в учебную часть для регистрации и передачи преподавателю.
Понятие
Эссе– это жанр прозы, который формирует потребность выражать собственное мнение. Авторы эссе – это критики, историки, литературоведы и
другие. Секрет долголетия эссе в том, что он позволяет установить связь
между читателем и писателем, ведь эссе – это диалог, прежде всего с самим
собой.
Краткая история жанра
Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 - 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе общества и человека. На русский язык название было переведено как «опыты». В двадцатом веке к эссе обращались такие известные писатели, как Б. Шоу, Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Ролан и другие. В русской литературе эссеистический стиль нашёл отражение в произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльячевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога.
Также необходимо назвать имена И. Эринбурга «Перечитывая Чехова», Ю. Олёши «Ни дня без строчки», К. Паустовского «Золотая роза», А. Битова «Пушкинский дом» …
Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.
Определения
Эссе– жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой – либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).
Эссе– разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций
(Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).
Эссе- самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме.
По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно- ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды
однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.
Отличительные особенности стиля эссе: образность, афористичность, парадоксальность.
Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических и притчевых образов, символов, сравнений и других.
Особенности эссе
- наличие конкретной темы или вопроса
- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления
- небольшой объём
- свободная композиция
- непринуждённость повествования
- внутреннее смысловое единство
- афористичность, эмоциональность речи
Структура эссе
· Введение, в котором представлен обобщённый ответ на предложенный вопрос или излагается в общем виде та позиция, которую предполагается отстаивать в основной части эссе.
· Основная часть, где представлены подробные ответы на вопрос или излагается позиция, подтверждаемая теоретическими аргументами и эмпирическим данными.
· Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.
Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить два – три аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
Введение
Тезис, аргументы
Тезис, аргументы
Тезис, аргументы
Заключение
Введение и заключение фокусируют внимание на проблеме (во введении она ставиться, в заключении – резюмируется мнение автора).
Наиболее используемые в эссе клише
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Во – первых,…
Во – вторых,…
В – третьих,…
Таким образом,…
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями …
Рассмотрим несколько подходов …
Например,…
Подведём общий итог рассуждению …
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание …
Проиллюстрируем это положение следующим примером …
Итак, …
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что …
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться ток называемой ПОПС – формулой:
П – положение (утверждение) – Я считаю, что …
О – объяснение – Потому что …
П – пример, иллюстрация – Например, …
С – суждение (итоговое) – Таким образом, …
Алгоритм написания эссе
· Внимательно прочтите тему
· Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать
· Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
А) логические доказательства, доводы;
Б) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;
В) мнения авторитетных людей, цитаты
· Распределите подобранные аргументы
· Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).
· Изложите свою точку зрения
· Сформулируйте общий вывод.
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.
Ссылки на источники
Эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования.
Все цитаты и пересказы, переложения или изложения фрагментов опубликованных и рукописных текстов должны быть отчетливо атрибутированы, то есть соответствующие тексты – первоисточники должны быть явным образом указаны в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с существующими стандартами библиографического описания источников. Материалы Интернета также являются публикациями и должны быть включены в список литературы.
Общие критерии оценивания эссе
· Представление собственной точки зрения
· Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (использование терминологии, знакомство с источниками, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них)
· Содержание и качество аргументации
· Стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения)
· Презентация эссе (оформление работы)
Тема эссе выбирается студентом самостоятельно, с учетом личных склонностей. В соответствии с начальной буквой фамилии студенту необходимо выбрать одну из тем.
Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы | ||||
А, Е, Л, Р, X, Э | |||||
Б, Ж, М, С, Ц, Ю | |||||
В, 3, Н, Т, Ч, Я | |||||
Г, И, О, У, Ш | |||||
Д, К, П, Ф, Щ |
Темы эссе
1. Характерные особенности современного менеджмента в зарубежных странах
2. Современные тенденции в развитии экономики постиндустриального общества
3. Синергетический подход, особенности его применения на современном этапе развития менеджмента
4. Система управления региональной экономикой
5. Современные методы и принципы управления
6. Современные функции управления
7. Нормативно-правовое обеспечение механизма современного менеджмента
8. Современные направления в методологии и практике производственного менеджмента
9. Гендерный менеджмент
10. Креативный менеджмент
11. Фэсилити – менеджмент
12. Геймификация как новое явление в менеджменте
13. Коммуникационный менеджмент
14. Сетевой менеджмент
15. Механизм управления современной организацией
16. Алгоритм принятия современного управленческого решения
17. Современные проблемы экономического развития фирм
18. Глобальная экономика и ее влияние на современный менеджмент
19. Современные стили управления, применяемые в различных организациях
20. Алгоритм изменений в организациях нового типа
21. Процессный подход в современном менеджменте
22. Управление проектами в современных организациях
23. Роль и значение современных теорий в развитии корпораций
24. Роль и место «новых идей» руководителей нового поколения
25. Современные методы и принципы управления
Приложение