Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара
16. Три группы товаров:
Нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
Заменяющие, удовлетворяющие аналогичные потребности независимо от основного товара, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
Дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, они вместе с основным товаром удовлетворяют общую потребность, например, чай и сахар удовлетворяют потребность в сладком чае; магнитофон и кассета – потребность в прослушивании музыкальных произведений.
Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.
Однако для относительно худших товаров, имеющих для потребителя сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос на худший товар. В результате кривая спроса смещается влево.
17. Неценовые детерминанты спроса:
1) Вкусы и предпочтения потребителей;
2) Доходы потребителей.
3) Число потребителей.
4) Цены на другие товары.
5) Экономические ожидания потребителей.
18. Предложение( S) можно определить как совокупность различных количеств данного товара , которые находятся в данный момент на рынке, и которые различные продавцы (производители) готовы продать(поставить) по различным ценам.
Величина предложения (Qs), или количество данного товара , которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах.
Цена предложения (Рs)показывает минимальную цену, за которую продавец готов продать данное количество товара и отражает уровень издержек производства единицы товара(средние издержки - АС) в данном количестве поставляемого товара.
Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара (от P1 к P2) и неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения S(от точки A в точку B).
Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар, и изображается путем смещения всей кривой вправо из S1 в S2 (при увеличение предложения) или влево из S2 в S1 (при его уменьшении).
S1
S S2
B
P2 P
A
P1
Q1 Q2 Q1 Q2
19. Неценовые детерминанты предложения:
1) Издержки производства.
2) Экономические ожидания производителей.
3) Количество производителей.
4) Цены на сопряженных рынках.
20. Рыночное равновесие можно определить двояко: