Опорный конспект лекции. Спрос на какой-либо товар — это желание купить то или иное количество этого товара

Спрос на какой-либо товар — это желание купить то или иное количество этого товара. Наличие спроса на товар предполагает чьё-то согласие заплатить за него определённую цену.

Объём спроса на какой-либо товар — это количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить в течение определённого периода при определённых условиях.

Основным фактором, определяющим спрос, является цена товара. Снижение цены (при прочих равных условиях) ведёт, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И, наоборот, рост цены сокращает спрос. В этом заключается сущность закона спроса.

На спрос влияют и неценовые факторы:

1) Предпочтения и вкусы потребителей.

2) Число покупателей.

3) Доходы потребителей. В отношении большинства товаров рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот. В то же время при достижении определённого (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими (хлеб может быть потеснён мясом и молочными продуктами, услуги общественного транспорта заменяются поездками на собственном автомобиле и т. п.). Спрос на подобные заменяемые товары (они называются низкокачественными) сокращается с ростом доходов, а с уменьшением растёт.

Реальные доходы (или покупательная способность потребителей) могут увеличиваться не только за счёт роста денежных доходов (зарплаты, прибыли или благодаря уменьшению налогов). Они увеличиваются и тогда, когда снижается цена какого-либо товара. Увеличение реального дохода и спроса потребителей за счёт снижения товарных цен называют эффектом дохода.

4) Цены на сопряжённые товары. Сопряжёнными называют следующие два вида товаров.

Взаимозаменяемые — пары или группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей: чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки и т. п. Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряжённые с ним другие товары существует прямая связь. Например, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, птицу. Начинает действовать так называемый эффект замещения: удешевление одного товара побуждает потребителей заменять им другие (сопряжённые) товары.

Взаимодополняющие — пары товаров, спрос на которые предъявляется одновременно: фотоаппараты и фотоплёнка, автомобили и бензин и т. п. Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь.

5) Потребительские ожидания: ожидания повышения цен (доходов) могут побудить потребителей увеличить свои покупки, а ожидания снижения цен (доходов) сокращают текущий спрос.

6) Степень удовлетворения потребностей: чем она выше, тем ниже спрос.

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:

QD = f (P, PA, PB, ..., F1, F2, ...), (1.1)

где QD — объём спроса на данный товар в единицу времени (Q — Quantity (количество), D — Demand (спрос));

P, PA, PB, ... — цены данного и других товаров (P — Price (цена));

F1, F2, ... — неценовые факторы спроса.

Если все факторы, кроме первого, неизменны, такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f (P). (1.2)

Она может быть представлена различными способами:

1) Табличным: шкала спроса показывает количество покупаемой продукции при различных уровнях её цены;

2) Аналитическим, в виде некоторого выражения, например: QD = a – b × P;

3) Графическим. Графическим изображением функции спроса от цены является кривая спроса DD (Рисунок 1.1).

Опорный конспект лекции. Спрос на какой-либо товар — это желание купить то или иное количество этого товара - student2.ru

Рисунок 1.1 — Изменение объёма спроса Рисунок 1.2 — Сдвиг кривой спроса

Линия спроса выражает цену спроса — максимальную цену, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Необходимо различать два понятия: изменение объёма спроса и изменение спроса (функции спроса).

Объём спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. При движении по линии спроса вправо и вниз объём спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены; при движении влево и вверх объём спроса падает с увеличением цены (Рисунок 1.1).

Изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) линии спроса влево (при падении спроса) или вправо (при его росте) (Рисунок 1.2). Так происходит потому, что спрос на товар изменяется в целом при всех уровнях цены.

Ход рассуждений о предложении товаров во многом аналогичен рассказу о спросе.

Предложение — готовность продавца продать определённое количество товара в определённый период.

Объём предложения — количество какого-либо товара, которое предъявляется к продаже в течение определённого времени при определённых условиях.

Основной определяющий фактор предложения — цена товара. Закон предложения состоит в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина предложения, т.к. растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает товарное предложение.

К неценовым факторам рыночного предложения относятся:

1) Цены на ресурсы, применяемые в производстве данного товара. Снижение цен, например, на сырьё уменьшает затраты на производство и делает его более выгодным. В результате предложение товара растёт.

2) Улучшение технологии производства данного товара. Технологические совершенствования снижают себестоимость продукции и увеличивают её предложение.

3) Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому их повышение сокращает предложение этой продукции. Субсидии же сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения.

4) Погодные условия. Они имеют огромное значение в сельском хозяйстве.

5) Цены на другие товары или производимые совместно с данным товаром. Так, снижение цен на гречиху может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы; повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины.

6) Число производителей.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:

QS = f (P, PA, PB, ..., N1, N2, ...), (1.3)

где QS — объём предложения данного товара в единицу времени (S — Supply (предложение));

P, PA, PB, ... — цены данного и других товаров;

N1, N2, ... — неценовые факторы предложения.

Если все факторы, кроме первого, неизменны, то такая зависимость носит название функции предложения от цены:

QS = f (P). (1.4)

Она может быть представлена следующими способами:

1) Табличным: шкала предложения показывает, какое количество товара будет предъявлено к продаже по разным ценам;

2) Аналитическим в виде некоторого выражения, например: QS = - a + b × P;

3) Графическим. Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения SS (Рисунок 1.3).

Линия предложения выражает цену предложения — минимальную цену, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Необходимо различать два понятия: изменение объёма предложения и изменение предложения (функции предложения).

Опорный конспект лекции. Спрос на какой-либо товар — это желание купить то или иное количество этого товара - student2.ru

Рисунок 1.3 — Изменение объёма предложения Рисунок 1.4 — Сдвиг кривой предложения

Объём предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. При движении вдоль линии предложения вправо и вверх повышению цен соответствует увеличение объёма предложения; при движении влево и вниз объём предложения падает со снижением цен (Рисунок 1.3).

Изменение предложения, вызванное неценовыми факторами, проявляется в сдвиге линии предложения вправо (при росте предложения) или влево (при его падении) (Рисунок 1.4), т. е. по каждой цене будет предложено больше или меньше единиц товара.

Цена — определяющий фактор спроса и предложения. Однако существует и обратная связь: спрос и предложение определяют рыночную цену, наиболее приемлемую как для производителей (продавцов), так и для потребителей. Эта компромиссная цена называется равновесной ценой, т. к. при ней величины спроса и предложения уравновешиваются. Графически это можно показать на общем графике спроса и предложения (Рисунок 1.5).

Точка пересечения кривых спроса и предложения Е (Equilibrium — равновесие) называется точкой равновесия. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объём QE. В этой точке достигается равенство: QE = QD = QS. Это означает, что только при уровне цены РЕ количество товара, которое хотят продать производители равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить.

Опорный конспект лекции. Спрос на какой-либо товар — это желание купить то или иное количество этого товара - student2.ru

Рисунок 1.5 — Равновесие на рынке Рисунок 1.6 — Дефицит и избыток

Если реальная рыночная цена будет выше равновесной (Р1 > РЕ), то объём спроса составит QD1, тогда как объём предложения QS1 (Рисунок 1.6). В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объёме, существенно превышающем объём спроса. Таким образом, избыток предложения в объёме (QS1 – QD1) будет оказывать понижающее давление на цену.

Когда реальная цена будет ниже равновесной (Р2 < РЕ), тогда объём спроса QD2 окажется выше объёма предложения QS2, товар станет дефицитным (Рисунок 1.6). Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD2 – QS2) будет оказывать повышающее давление на цену.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ.

Наши рекомендации