Базовые дисциплины в предмете организационного поведения.
Психология. Социология. Социальная психология. Антропология. Политические науки.
Поведенческая наука | Вклад | Предмет анализа | Результат |
Психология | Научение Мотивация Особенности характера Восприятие Тренинг Эффективность лидерства Удовлетворение от работы Индивидуальное принятие решения Оценка характеристик Оценка привычек Выбор работников Проектирование работы Рабочие стрессы | Индивид | Наука Организационного Поведения |
Социология | Групповая динамика Рабочие команды Коммуникация Власть Конфликт Межгрупповое поведение | Группа | |
Формальная теория организации Бюрократия Организационная технология Организационные изменения Организационная культура | |||
Социальная психология | Поведенческое изменение Изменения привычек Коммуникации Групповые процессы Принятие решений в группе | Система организации | |
Антропология | Сравнительные ценности Сравнительные привычки Кросс-культурный анализ | ||
Организационная культура Организационная среда | |||
Политическая наука (изучает поведение индивидуумов и групп в политическом окружении (среде) | Конфликт Межорганизационная политика Власть |
В организационном поведении мало абсолютных истин.
В организационном поведении мало или почти отсутствуют универсальные принципы. В естественных науках – астрономии, химии, физике – существуют законы, применимые в большинстве ситуаций. Человеческое бытие же весьма сложно. Здесь трудно делать обобщения. Два человека ведут себя по-разному в одинаковых условиях, один и тот же человек ведет себя по-разному в разных условиях.
Это не значит, однако, что мы не можем делать предположений относительно поведения. Это значит лишь, что ОП должно ввести некие ситуационные переменные. Мы можем говорить, что X ведет к Y в условиях Z.
Неопределенные переменные | Ситуационные факторы; переменные, которые смягчают зависимость между независимыми и зависимыми переменными и улучшают корреляцию |
Таким образом, организационные решения должны всегда соотноситься с ситуацией их применения. Так, партисипативное управление часто весьма удачно, однако в некоторых случаях авторитарный стиль управления наиболее эффективен.
God gave all the easy problems to the physicists. Бог отдал все простые задачи физикам.
В первом приближении: разработка модели организационного поведения.
Модель | Абстракция реальности; упрощенное представление для рассмотрения реального мира |
Зависимые переменные.
Зависимая переменная | Реакция на воздействие независимой переменной |
Производительность | Мера рабочих характеристик, включающая эффективность и результативность |
Результативность | Достижение цели |
Эффективность | Отношение эффективного выхода ко входу, требуемому для его достижения |
Абсентеизм | Невыходы на работу |
Текучесть кадров | Свободное или вынужденное текущее удаление (кадров) с предприятия |
Удовлетворенность работой | Общее отошение к своей работе; различие между объемом вознаграждения, которое получает работник и тем объемом вознаграждения, которое он рассчитывает получить. |
Независимые переменные.
Независимая переменная | Предполагаемая причина некоторого изменения в зависимой переменной |
Переменные индивидуального уровня.
Однажды было сказано, что менеджеры, в отличие от родителей, имеют дело с подержанными, а не новыми человеческими особями. Когда индивиды приходят в организацию, они немного похожи на подержанные автомобили. Каждый отличается от другого. У одного малый пробег и следы аккуратной эксплуатации, другой немало прошел и видел разные дороги. Таким образом, все имеют некоторые данные, которые будут влиять на их рабочие характеристики. В первую очередь это персональные или биографические характеристики, такие как возраст, пол и семейный статус, личные особенности, ценности и привычки, основной уровень способностей. Эти характеристики оцениваются при поступлении на работу и обычно менеджер мало что может сделать для их изменения.
Еще четыре характеристики индивидуального уровня также влияют на поведение индивида:
· восприятие,
· индивидуальное принятие решения,
· обучение
· мотивация.
Переменные группового уровня.
Поведение людей в группе – это не простая сумма индивидуальных поведений. Модели ОП значительно усложняются для отражения поведения в группах. Здесь рассматривается образцы поведения индивидов в группе, допустимые стандарты поведения и уровень притяжения членов группы друг к другу, образцы коммуникаций, стили лидерства, власть и политика, отношения между группами и конфликтные уровни, воздействующие на групповое поведение.
Переменные уровня организации.
Максимальный уровень сложности модели достигается после того, как к рассмотрению индивидуального и группового уровней добавляется формальная структура организации. Здесь рассматриваются разработка формальной организации, технологические и рабочие процессы и работы, политика и практика работы с кадрами (подбор кадров, программы тренинга, методы оценки рабочих характеристик); внутренняя культура и уровни рабочих стрессов, влияющие на зависимые характеристики.
Окончательная структура модели организационного поведения показана на рисунке. Мы видим четыре зависимых переменных и большое количество независимых, организованных в три основных уровня. Несмотря на свою сложность, модель еще слишком проста для реальной ситуации. Должны быть еще введены ситуационные переменные.