Научно-технического прогресса
Динамичность научно-технического прогресса в решающей степени зависит от состояния научно-технического потенциала страны и научно-технической политики государства, определяющей основные направления его дальнейшего укрепления и развития.
Обычно под научно-техническим потенциалом (НтП) общества понимают совокупность ресурсов, которыми оно располагает в виде знаний о законах развития природы и общества, а также в виде новых технологий, продукции и услуг, прогрессивных форм и методов организации воспроизводственного процесса в национальной экономике. Существуют и иные определения научно-технического потенциала. Так, в методическом пособии ЮНЕСКО, известном как «Руководство по инвентаризации научно-технического потенциала», национальный научно-технический потенциал характеризуется как «совокупность наличных ресурсов, которыми располагает страна для научных открытий, изобретений и технических новшеств, а также для решения национальных и международных проблем, выдвигаемых перед наукой и ее приложениями».
Научно-технический потенциал страны состоит из двух крупных, органически взаимосвязанных подсистем: научного и технического потенциалов.
Научный потенциалявляется важнейшим структурным элементом не только научно-технического, но и совокупного потенциала страны. Масштабы и качественный уровень научного потенциала характеризуют ряд параметров, из которых наиболее значимыми являются:
• сумма затрат на науку и их доля в валовом национальном продукте;
• кадровый потенциал науки — численность занятых в науке и научном обслуживании, численность научных сотрудников и уровень их квалификации;
• материально-техническое обеспечение науки — фондовооруженность занятых в науке и научном обслуживании, состав основных фондов, оснащенность современными приборами;
• структура затрат и численности занятых — распределение затрат и числа занятых по стадиям научно-исследовательского цикла (фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы), по отраслям знаний (естественные, технические, общественные науки и их составляющие), по видам научных учреждений (академические, отраслевые институты, научные центры, вузы, заводская наука);
• уровень организации — соответствие форм организации науки и ее интеграции с производством требованиям современного научно-технического прогресса, гибкости перестройки организационных структур при возникновении новых отраслей науки и направлений техники;
• развитие научной инфраструктуры — организация научно-технической и патентной информации, своевременность обновления ее состава, оперативность и избирательность доведения этой информации до потребителей, обеспечение условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• продуктивность и эффективность полученных результатов — количество открытий и изобретений, их значимость для национальной экономики, суммарный потенциальный и реальный народно-хозяйственный эффект как в абсолютном выражении, так и на рубль затрат.
Перечисленные параметры в практике современного стратегического планирования используются при оценке уровня научного потенциала, его структуры и динамики, проведении межстрановых сопоставлений.
Технический потенциалреализует эффект, заложенный в научном потенциале, является его продолжением и логическим завершением, охватывая в совокупности сферы производства и определяя базу для их подъема на качественно новый технический уровень. К^ основным параметрам, характеризующим технический потенциал, относят:
• масштабность — объем производства техники, удельный вес продукции машиностроения в валовом национальном продукте, масштабы применения техники в различных сферах воспроизводства, уровень механизации и автоматизации, электрификации, химизации в реальном секторе экономики, а также в отраслях социальной инфраструктуры и в сфере личного потребления;
• прогрессивность — удельный вес принципиально новой техники в сферах ее производства и применения, соответствие материально-технической базы общества высшему мировому уровню, масштаб освоения новых поколений техники и технологии, доля в производстве и потреблении морально и технически устаревшей продукции;
• динамичность — скорость освоения новейших научно-технических достижений, частота обновления техники в производстве и замены устаревших машин, приборов и оборудования;
• кадровое обеспечение — наличие квалифицированных, способных осваивать новейшие достижения науки и техники инженеров, технологов, менеджеров, действенность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• интегрированность — степень тесноты связей между различными отраслями, фирмами, предприятиями при освоении и распространении принципиально новой техники, особенно межотраслевого характера, кооперации с партнерами из зарубежных стран;
• эффективность — совокупный (в рамках национальной экономики) эффект от осваиваемой, распространяемой и применяемой техники, темпов роста производительности труда, технического уровня и конкурентоспособности вы пускаемой продукции.
Перечисленные параметры научного и технического потенциалов позволяют сделать вывод о том, что основными элементами совокупного научно-технического потенциала страны являются:
• человеческие ресурсы, занятые в сфере науки и техники;
• финансовые ресурсы, выделяемые страной на научные исследования и разработки, смежные области научно-технической деятельности;
• средства научного производства (земля, помещения, оборудование, предназначенные для научных исследований, разработок и смежных областей научно-технической деятельности);
• центры и службы научно-технической информации, которыми располагает страна;
• текущие и намечаемые программы научных исследований;
• центры по руководству научно-технической деятельностью как страны в целом, так и в рамках отдельных финансово-промышленных групп, корпораций, фирм.
Большое значение для стратегического планирования развития науки и техники имеет структура научно-технического потенциала страны. Именно она позволяет получить полное и четкое представление о реальных возможностях общества по осуществлению научно-технической деятельности, ее масштабах и эффективности.
Под структурой научно-технического потенциала следует понимать группировку входящих в него элементов по определенным признакам, в результате чего в системе научно-технического потенциала можно выделить ряд подсистем, имеющих свое назначение и особенности функционирования.
Из приведенной схемы (рис. 6.1) видно, что научно-технический потенциал образуют четыре крупные подсистемы: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.
Кадровая подсистема включает в себя научных и научно-технических работников, конструкторов, специалистов фирм и предприятий, занимающихся научно-технической деятельностью.
В состав материально-технической подсистемы входят: затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; научное оборудование и приборы научных учреждений, КБ и научных центров; здания и сооружения научных учреждений, КБ и научных центров; оснащение научно-технических подразделений фирм и предприятий; ос новные фонды опытных цехов и участков фирм и предприятий; опытно-промышленные установки фирм и предприятий.
Информационная подсистема состоит из информационных ресурсов научных учреждений, КБ и научных центров, а также информационных ресурсов, сконцентрированных в фирмах и на предприятиях.
Организационную подсистему составляют сеть научных учреждений, научных центров и проектно-конструкторских организаций и органы управления научно-технической деятельностью в стране.
Важным фактором повышения качества стратегического планирования развития науки и техники является точная оценка НтП. В широком смысле оценка — это важный элемент познавательной деятельности человека в системе анализ—диагноз—синтез. Она выступает в качестве основного критерия принятия человеком того или иного решения. В современной практике управления научно-технической деятельностью в основном используются два типа оценок: учетно-отчетные и проблемно-ориентированные (целевые) оценки научно-технического потенциала. В данном случае под оценкой понимается совокупность количественных и качественных характеристик ресурсов, описывающих объект изучения в целом или по отдельным его составляющим. Назначение оценок структурных элементов научно-технического потенциала состоит в том, чтобы выявить и мобилизовать внутренние резервы повышения эффективности научных исследований, повысить качество управления и стратегического планирования развития науки и техники, принимать более обоснованные управленческие решения. Значимость и полезность оценок НтП возрастает при обязательном соблюдении таких трех условий, как полнота инвентаризации, ее точность и непрерывность.
Учетно-отчетные оценки представляют собой в основном количественные оценки научно-технического потенциала, формируемые, как правило, на основе государственных форм статистического учета, а также отчетных данных бухгалтерской документации фирм и предприятий. Их главное назначение — служить средством описания величины и структуры научно-технического потенциала.
РИС. 6.1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
Применение учетно-отчетных оценок и большие массивы накопленных статистических данных позволяют отслеживать динамику роста и структуры НтП, выявлять тенденции его развития и осуществлять научно-техническую политику, обеспечивающую повышение эффективности его использования.
Рост мобильности научно-технических целей, ограничения, накладываемые на ресурсы, требующиеся для их достижения, переориентация подразделений исполнителей в науке на принципиально новые цели обусловили необходи-. мость использования других приемов оценки, так как учетно-расчетные оказались малопригодными в новых условиях. Все это привело к формированию целевых подходов к методам оценки научно-технического потенциала.
Проблемно-ориентированные оценкипозволяют установить соответствие комплекса специально выделенных свойств потенциала подразделения-исполнителя условиям достижения конкретной цели или решению определенной научно-технической задачи. В этом состоит главное отличие целевых методов оценки НтП от учетно-отчетных оценок. Обязательным условием эффективной деятельности научных коллективов является достижение соответствия между целями научно-технической деятельности и такими характеристиками потенциала организации исполнителя и ее структурных подразделений, как: наличие научного лидера (Л); наличие специалистов соответствующего профиля (С); освоенные специальные методы исследований (М); задел ранее полученных результатов, непосредственно требующихся для выполнения данного задания (Р); наличие специальных научных приборов и оборудования (О); наличие опытно-экспериментальных установок и доступа к соответствующей технической базе (Б); уровень развития сети партнерских связей, которые могут быть использованы данным подразделением при выполнении задания (П); непосредственные связи данного подразделения с потенциальными пользователями ожидаемого результата или заказчиком на программу работ (3). Получение точных оценок НтП может быть достигнуто при одновременном использовании учетно-отчетных и проблемно-ориентированных оценок (табл. 6.1).