Экономическая политика Тэтчер
Для решения экономических проблем, вставших перед Великобританией в 1979 году, из которых самой острой была инфляция. Правительство Тэтчер взял на вооружение экономическую доктрину монетаризма . Экономическая доктрина монетаризма пользовалась популярностью с начала 60 - х годов , когда ее автор Мильтон Фридман выпустил книгу « Капитализм и свобода». Суть этой теории, как ее интерпретирует английская пресса, в том , что причина инфляции кроется в повышении темпов роста количества денег , находящихся в обращении , над темпами роста экономического продукта . На это соотношение можно повлиять с помощью политической воли , потому что правительство имеет техническую возможность контролировать выпуск денег в обращении и , как следствие , может уменьшить эту разницу. Второй важный сторону теории монетаризма состоит из положения о том, что экономическая политика не должна ограничить свободу действий предпринимателей, вмешательство в механизм капитализма не является необходимым и может привести лишь к снижению производительности. Первые испытания ждали Маргарет Тэтчер уже при обсуждении ее радикальной программы на открытой сессии парламента и при обсуждении нового государственного бюджета , который предусматривал резкое сокращение государственной собственности , существенное урезание ассигнований на промышленность , образование , здравоохранение , энергетику , транспорт , строительство жилья , помощь городам , решительные меры по ограничению деятельности тред - юнионов . С другой стороны , еще одной особенностью программы правительства было снижение налоговой ставки особенно на большие прибыли. Одновременно увеличивался налог на добавленную стоимость, повышались акцизы на потребление сигаре , алкогольных напитков, бензина. Все эти меры делали новый бюджет чрезвычайно непопулярным, что привело к небывалому падению рейтинга правительства. Одновременно рос курс фунта, который достиг своего пика в 1981 году.
Это привело к падению экспорта промышленности, производства и резкого падения занятости в промышленности. Но это не пугало М. Тэтчер и ее единомышленников. Ее бюджет должен был сыграть роль « холодного душа ». Но результаты были катастрофическими. В последующие два с половиной года тысячи фирм обанкротились, промышленное производство упало на 9 % , армия безработных выросла на 1,5 млн. человек. Как отмечали критики с лейбористского лагеря, « Тэтчер принесла больше экономического ущерба, чем гитлеровские бомбы». На начало 1981 безработица достигла 10 % трудоспособного населения страны. Это был самый высокий показатель со времен великой депрессии 1929 - 1933 лет. На премьера оказывали давление, чтобы убедить ее увеличить налогообложение , повысить государственные расходы и таким образом приостановить непрерывный рост безработицы , то есть повернуть на 180 градусов. В свое время и Вильсон, и Хит, и Кэллагэн шли на это, но Тэтчер выстояла. « Возвращайтесь, если вам хочется. Женщину же нельзя вернуть назад » - заявила она. Эта фраза стала неофициальным девизом ее правительства. Нападки на Тэтчер в парламенте усиливались, но это только укрепляло ее дух. « Я стою перед ними и думаю: «Ну, Мэгги! Давай! Полагайся только на себя! Никто не сможет тебе помочь! И мне это нравится ». Прежде всего, конечно, обвинили лейбористов. Им вменялось в вину то, что лейбористское правительство Д. Каллагена оставил консерваторам в наследство миллионное безработицы , ничего не сделав для подрыва его устоев. « Мы все ненавидим безработицы , и мы все помним , что именно предыдущее руководство в таком большой степени увеличило его » , - заявила Тэтчер в парламенте. Главной причиной роста безработицы она назвала провал попыток почтенного джентльмена ( Джеймса Каллагена ) и его уважительных друзей уничтожить корни безработицы когда они были в правительстве. « Виновными » в росте безработицы оказались и английская молодежь , и английские старые : молодежь - потому что повышалось число выпускников средних школ , престарелые - потому что они не хотят выходить на пенсию ( так как на ней стало трудно прожить ) .
Досталось и женщинам, которые внезапно захотели работать и тем самым увеличили число безработных. « Все больше женщин хотят работать , и мы должны создавать больше рабочих мест, чтобы остановить рост безработицы», - говорила премьер. А вообще , по ее мнению , должны все англичане: они не желают переквалифицироваться , не желают передвигаться с тех мест , где нет работы в районы , где существует избыток рабочих мест. «Люди не способны к перемещению , даже на сравнительно короткие расстояния чтобы найти мобильность рабочей силы . Если люди сегодня не хотят передвигаться , как делали их родители , экономика не может развиваться ». Понимая, что все это малоубедительно, консервативная пропаганда применила еще один аргумент : надо говорить не о том , сколько людей не может найти работу , а о том как многие англичане работают. «Большинство англичан продолжают работать » - утешали руководители консервативной партии. « Один из восьми англичан безработный, это очень много, но семь продолжают работать» , - успокаивала избирателей премьер. В оправдание роста безработицы правительство приводил также тот довод , что безработица характерно для всех стран западного мира и даже для отдельных социалистических стран , что безработица хотя и зло , но зло неизбежно . Один из министров британского правительства даже говорил : «Это лейбористы искусственно раздувают проблему , на самом деле англичане уже привыкли к безработице и считают , что без нее нельзя обойтись ». Вообще, консерваторы, подчеркивая универсальный характер безработицы , избегали напоминать , что в Англии безработицы было намного выше , чем в других странах. Правительство наряду с этим пытался уверить народ , что принимает меры для увеличения занятости . Кабинет Тэтчер чувствовал откровенную неприязнь к национализации компаний. Английский исследователь приводит речь одного из министров консервативного правительства, не захотел назвать себя. Тот сказал : « Мы по горло сыты национализированными отраслями промышленности. Они приносят нам огромные убытки В них действуют профсоюзы , они избалованная . Почти ничего нельзя сделать с ними , поэтому мы все больше пристаем на мысль, что надо них избавиться ». Правительство решило назначить значительных и жестких бизнесменов Макрегора и Кинга главами крупнейших национализированных компаний« Бритиш стил» , «Бритиш Коул», «Бритиш ейруелз», перед которыми была поставлена задача подготовить денационализации этих компаний и возвращение их в частный сектор. К 1983 году был организован распродажа акций «Бритиш петролеум», « Бритиш ейроспейс » и других - всего восьми крупнейших компаний. Прибыль правительства от этого составил 1,8 млд. фунтов стерлингов. Приватизация была одной из форм реорганизации государственного сектора. Основной ее целью было оживление конкуренции . Вторая цель тесно связана с первой и состоит из повышения эффективности промышленности , так как изменение климата на рынке должно было стимулировать более свободные действия менеджмента, большую заинтересованность в результатах труда рабочих и служащих. Третьей целью приватизации было сокращение расходных статей бюджета. Четвертой целью было привлечение инвесторов, заинтересованных в конечном результате труда и создании «народного капитализма».
Подобную цель преследовало создание совместных предприятий и реструктуризация национализированных отраслей , создания нескольких компаний, возможно даже государственных, которые могли бы конкурировать между собой. Итак , проводя приватизацию , правительство хотело уменьшить дефицит государственного бюджета, акционировать населения, повысить конкурентоспособность предприятий. Около 40 % предприятий, национализированных в 1945 - 1979 годах, было предоставлено в частные руки. Доля акций была перекуплена рабочими и служащими корпораций. Консерваторы утверждали, что это сделало их непосредственными участниками в управлении предприятием. Но это было не совсем так. Во-первых, большая часть акций была выкуплена крупным бизнесом , что обеспечило ему реальный контроль над этими предприятиями, а во-вторых, многие рядовые англичан, купивших акции , затем быстро продали их.
Новый курс тори привело к оживлению деловой активности, ускорил модернизацию экономической структуры страны. Британская экономика выросла в 80- ти года 3 - 4 % быстрее , чем в других ведущих западных странах , за исключением разве что Японии. Одновременно в 80- тые года сократились темпы роста потребительских цен . 1988 они составляли 4,9 % , тогда как в 1979 году - 13,6 %. Следует , правда , отметить, что процессы приватизации и распространение количества держателей акций , хотя они и охватили значительную часть общества, имели и своих оппонентов поскольку, по определению специалистов, большинство населения страны, даже в самой Британии, оставалась малосознательные относительно того , как функционирует британская экономика . Именно эта неосведомленность объясняла, почему значительная часть общества относилась к процессам приватизации и массового акционирования с определенной осторожностью, а иногда даже враждебно. Единственным путем преодоления такой предвзятости М. Тэтчер считала быстрее вовлечения британцев к этому процессу, чтобы реально продемонстрировать им преимущества частной собственности перед государственной , поскольку именно непосредственное участие в деятельности той или иной компании не только давала возможность повысить финансовые интересы каждого собственника, но и приближала его к пониманию реальных процессов экономической жизни как страны в целом, так и конкретного предприятия. Как отмечала впоследствии в своих мемуарах Тэтчер, сама по себе приватизация не решала ни одной из проблем, она только проявляла скрытые проблемы, которые надо было немедленно решать. Монополии или квазимонополии, что приватизировано, требовали государственной поддержки , регулирования их деятельности . Необходимо было вдохнуть в них уверенность, лишить предвзятого страха перед рыночными трудностями, жестокостью конкуренции и непредсказуемостью потребителей. «Поддержка огосударствленных и приватизированных компаний, - отмечает экс - премьер, - это совершенно разные вещи», поскольку в первом случае правительство вынуждено было заниматься неприсущими для него функциями , в остальном же - правительство переводил значительную часть ответственности на частный сектор, создавая условия для его приличного функционирования и обеспечивая от неожиданностей « свободного рынка».
Успехи тетчеризма в условиях Великобритании свидетельствовали о способности капиталистической системы трансформироваться и приспосабливаться к новым социально - экономическим условиям. Главные направления осуществления структурных изменений экономики страны сохранились и в 90 - х годах , несмотря на " сжатие " социокультурного потенциала общества . До конца своей срока пребывания у власти первого правительства Тэтчер удалось преодолеть спад экономики . Валовой национальный продукт упал на 5 % в период между первой половиной 1979 года и низкой отметкой рецессию - первой половине 1981 года. С 1982 года начинается ежегодный рост производства , а с 1983 года - увеличение занятости . Впоследствии рост промышленного производства уверенно набирало темпы и в 1988 году ВНП был на 21% выше , чем в 1979 и почти на 27 % выше 1981 года . Реальное оздоровление инвестиционного климата произошло в середине 1980- х годов , после чего инвестиции начали быстро расти. В 1983 году импорт промышленных товаров в Великобритании впервые в мирное время превысил экспорт. Выросла сфера услуг, положительный платежный баланс достигался невиданными доходами и торговлей непромышленными товарами.
Социальная политика
Основу «тетчеризма» составила, сформированная «монетарная теория американского экономиста профессора Милтона Фридмана. В основе монетарной теории находятся постулаты о безусловной эффективности рыночной модели, свободной конкуренции и базовом характере принципа рационального поведения человека в условиях рыночной экономики , положения о ведущей роли денежного фактора в развитии современной экономики. С точки зрения монетаризма, затратное государственное регулирование (бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции административными методами , антициклическое регулирования и др.). А также профсоюзная деятельность нарушает основы экономического механизма и деформируют рыночную инфраструктуру. В рамках монетарной теории занятости центральное место занимает идея « естественной безработицы», уровня кого отражает реальное состояние факторов воспроизводства и государство не должно искусственно влиять на нього.4 Ориентированная на отказ от предыдущей практики глобального государственного урегулирования экономики , приоритет антиинфляционной политики и активизации природных , рыночных механизмов економики.5
В то же время Маргарет Тэтчер и ее единомышленники превратили « монетаризм » с экономической модели в целостную социально - политическую концепцию мировоззренческого уровня. Кроме расчета рыночной эффективности они исходили из необходимости возрождения социальной активности и ответственности личности , поддержки интересов конкретного человека, который борется за улучшение своей жизни , а не надеется на помощь государства. Выражение Тэтчер «Бесплатный сыр только в ловушке » стал символом этой социальной идеологии , которая получила название неоконсерватизм. Неоконсерватизм - одно из ведущих направлений современной консервативной идеологии. Неоконсерватизм представляет собой сложный комплекс идей и принципов, основной стержень которого составляет экономическая концепция. Неоконсерваторы пытались выработать конкретные рекомендации по комплексной корректировки государственной политики. Особенностью британской неоконсервативной политической мысли была велика роль морального аргументации, апелляция к «естественному» консерватизма британцев, традиционным викторианским духовным ценностям британского общества - уважения к семье и религии , закона и порядка , трудолюбия и бережливости.
Наряду с реформированием отношений собственности и ограничением прерогатив тред - юнионов важной целью тэтчеровскую наступления стала перестройка системы государственных социальных услуг. По мнению тетчеристов, коренная реорганизация этой системы призвана избавить соотечественников уравниловки в сфере услуг , способствовать утверждению свободы выбора и в социальной сфере. Это в свою очередь, будет стимулировать инициативу и предпринимательство , стремление во всем полагаться только на себя и на свои собственные силы.
Тэтчер начала вводить «рыночные » принципы в медицине , активизировала процесс передачи частному капиталу на контрактной и конкурентной основе различного вспомогательных служб (стирка белья , уборка, уход за больными ) Стоимость этих услуг , по данным Национальной службы здоровья , составила в 1983 году 1 млрд. фунтов стерлингов , поэтому конкуренция оказалась весьма жестокой. Многие фирмы , стремясь закрепить за собой перспективный рынок , соглашались даже на низкие расценки услуг.
По официальным данным, введение систем конкурентной контракта на вспомогательные медицинские услуги позволило государству сэкономить почти 100 млн. фунтов стерлингов ежегодно. Этот процесс углублялся и частные фирмы брали на себя другие виды услуг : охрану помещений , обслуживание пациентов дома , руководство хозяйством крупных больниц и поликлиник , содержание автостоянок. Мало того , они начали прибирать к своим рукам и основные медицинские службы: дежурство в палатах , медицинскую помощь на дому , отдельные виды лабораторных анализов и т.п. Одним из негативных последствий стало сокращение медицинского персонала.
Важным нововведением тэтчеровскую правительства в деятельности НСЗ стала реформа его структур и руководства, перевод на рыночные основы, введение методов современного менеджмента. Распространялась практика передачи частным фирмам права на управление различными функциональными подразделениями и системе здравоохранения.
Кроме комерционализации государственной системы здравоохранения, правительство неоконсерваторов всячески поощрял развитие частных больниц , клиник , аптек и частного медицинского страхования. В результате , если 1979 ими пользовались 2 млн. человек (5% ) , то 1986 эти цифры выросли соответственно до 5 млн. (9% )
Несколько иной путь разгосударствления прошла система школьного образования , состоянием которой были недовольны как родители, так и широкая общественность. Задача консерваторов состояла в том, чтобы не допустить реализации идеи всеобщего и равного среднего образования, которую вводили лейбористские правительства. Дело в том , что на базе двух основных типов школ, функционировавших в Англии - « грамматических», в которые дети поступали на основании экзаменов и тестов, и после ее окончания могли вступать в высшие учебные заведения , и «современных», которые не давали права поступления в высшую школу, лейбористы создавали так называемые «объединенные « школы».
Уже в первой программном заявлении «Правильный подход» , которая легла в основу « хартии родителей », неоконсерваторы сформулировали свою программу в системе образования. Сводилась она к тому , чтобы предоставить родителям всю информацию о существующих школы , чтобы те имели свободу выбора , а также имели право участвовать в школьных советах и т.п.
Таким образом, в социальной сфере тетчеристы ввели своеобразный гибрид европейской и американской систем.
Ольстерский кризис
В кон. 60-х гг. обострилась ситуация в Северной Ирландии.
После предоставления Ирландии независимости, 6 североирландских графств (королевство Ольстер) с преимущественно протестантским населением остались в составе Великобритании.
Католическое меньшинство, оставаясь практически бесправным и подвергаясь религиозной дискриминации, начало борьбу за равные права.
В 1967 г. католики Ольстера создали Североирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права, но их мирная демонстрация 1968 г. была разогнана полицией.
В ответ активизировались и ультраправые протестантские организации, такие как созданный ещё в 1795 г. «орден оранжистов».
Чтобы прекратить массовые беспорядки в 1969 г. английское правительство ввело в Ольстер войска, что положило начало Ольстерскому кризису.
В среде католиков была создана террористическая организация Ирландская республиканская армия (ИРА), начавшая кампанию террора против английских солдат в Ольстере и английских властей на территории всей Великобритании.
Религиозные столкновения в Ольстере и террористические акты ИРА в Лондоне и других английских городах до сих пор являются неразрешённой проблемой английской дипломатии, ежегодно уносящей огромное количество жизней мирных жителей.
Правительство Маргарет Тэтчер провел ряд мероприятий для того чтобы улучшить положение в стране. Среди этих мероприятий было осуществлено:
-прекращена инфляция, усиление которой расстроило хозяйственную жизнь страны;
-уменьшено налоги на доходы корпораций и личные доходы, что позволило увеличить инвестирование в экономику страны;
-в корне было сужено государственное вмешательство в хозяйственные и социальные дела, до сих пор негативно влияло на рост экономики;
-пересмотрено законодательство относительно профсоюзов, что подрывало развитие бизнеса;
-проведена приватизация.
Среди социальных мер правительство тори применил принцип: кто много зарабатывает тому нечего бесплатно лечиться и учиться. Была проведена реформа в образовании в медицине. Не осталась в стороне и пенсионная реформа. Успехи способствовали росту доходов населения. Ежегодные надбавки к заработной плате составляли 7-8 %. За 80 -е годы количество акционеров в Англии утроилось. Проповедуя социальный дарвинизм (каждый за себя - пусть выживает сильнейший), консерваторы стремились сделать англичан нацией владельцев. Так что мы можем отметить, что на пересечении 70-80 лет в Великобритании произошли серьезные социально - экономические сдвиги, которые вывели страну из тотального кризиса.
Внешнеполитическая стратегия правительства М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные для политического стиля «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии.
Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно острой ситуации. На конференции Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране. Уже в 1980 г. независимая Республика Зимбабве (названная так по имени африканского населения страны) стала членом Содружества.
На Лусакской конференции Тэтчер продемонстрировала не только стремление активно участвовать в развитии Содружества, но и готовность отстаивать при этом приоритеты национальной политики. Присоединившись к принятой на конференции «Декларации по расизму и расовым предрассудкам», Великобритания оставила за собой право самостоятельно определять принципы иммиграционной политики, формы участия в согласованной политике Содружества по отношению к странам, нарушающим принцип расового равноправия. В последующие годы, избегая прямой поддержки ЮАР, Великобритания лишь формально принимала участие в санкциях Содружества против этой страны.
Развивая экономические отношения со странами Содружества правительство Тэтчер постаралось строить их в духе прагматизма и рациональности. Потенциал Содружества стал использоваться не столько для помощи наименее развитым странам, сколько для комплексного взаимовыгодного сотрудничества. В своем стремлении избавиться от традиций патернализма Тэтчер блокировала инициативу Индии о создании специального экономического фонда для беднейших стран, проект премьер-министра Ямайки о формировании специального международного органа по поддержке борьбы развивающихся стран с наркомафией.
Тэтчер поддержала постепенную трансформацию Содружества в многостороннюю международную организацию, строящую своюдеятельность на основе обычных норм международного права, а не «особых отношений». Такой подход был окончательно закреплен в Ванкуверской декларации Содружества 1987 г. Но в конечном итоге лидирующее положение Великобритании в Содружестве лишь укрепилось. Сделав ставку на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений с бывшими колониями, Великобритания сумела в конце 80-х - начале 90-х гг. значительно укрепить свое экономическое и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния.
Готовность отстаивать свои интересы в любой точке земного шара правительство Тэтчер продемонстрировало в 1982 г., когда возник англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Этот архипелаг, расположенный в юго-западной части Атлантического океана, являлся спорной территорией между двумя странами на протяжении полутора столетий. С 1833 г. он находился под контролем англичан. С середины XX в. Аргентина активизировала свою борьбу за возвращение островов. 2 апреля 1982 г. аргентинские войска в ходе операции «Суверенитет» высадились на острова. Губернатор Р. Хант был смещен и вместе с сотней морских пехотинцев гарнизона депортирован на родину. В тот же день на экстренном заседании британского правительства было принято решение о разрыве отношений с Аргентиной и отправке к Фолклендским островам военной эскадры в составе 40 кораблей.
В конце апреля британская эскадра начала военные действия в районе Фолклендских островов. После потопления 2 мая британской подводной лодкой «Конкерор» крейсера «Генерал Бельграно» аргентинские военные корабли были вынуждены вернуться на свои базы. Сражение в последующие дни разворачивалось преимущественно в воздухе. Аргентинским летчикам удалось потопить новейший британский ракетный эсминец «Шеффилд» и несколько других судов. 21 мая британские спецподразделения сумели высадиться на острова. Лишь к 15 июня, после ожесточенных боев, аргентинский гарнизон капитулировал. Какой-либо официальной договоренности о прекращении военных действий между Великобританией и Аргентиной достигнуто не было (как, впрочем, не было и формального объявления войны).
Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек, англичане - 250 человек. Но правительство Тэтчер сполна использовало пропагандистский эффект «небольшой победоносной войны».