Требования к структуре, содержанию и объему курсовой работы
БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Могилевский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
По оформлению курсовых работ
Для студентов специальности
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
Могилев, 2015
Рекомендовано к печати
Методической комиссией кафедры экономики
Рецензенты: зав. каф. юридических дисциплин, канд. юрид. наук, доц. С..И. Довгун;
зав. каф. гуманитарных дисциплин, канд. филос. наук, доц. А.Е. Скикевич
Самусева Л.А. Методические требования по оформлению курсовых работ для студентов специальности
«Экономика и управление на предприятии» / Л.А. Самусева, Т.М. Кублицкая, Е.Н. Петушкова. – Могилев, 2011. – с.
Методические требования являются дополнением к рекомендациям по выполнению курсовых работ по конкретным дисциплинам в соответствии с их спецификой.
В материалах приводятся требования к структуре курсовой работы, характеризуются правила оформления составляющих элементов работы, приводятся примеры (образцы) оформления основных элементов работы.
Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения и преподавателей-руководителей курсовых работ.
Nbsp; СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Требования к структуре, объему и содержанию курсовой работы…………….6
1.1 Структура курсовой работы…………………………………………………6
1.2 Требования к структурным элементам курсовой работы………………….6
1.3 Требования к объему курсовой работы……………………………………..9
2 Требования к оформлению курсовой работы……………………………..........10
2.1 Общие требования…………………………………………………………..10
2.2 Оформление текста………………………………………………………….10
2.3 Оформление структурных элементов работы…………………………….10
2.4 Оформление таблиц, иллюстраций, формул и примечаний……………...11
2.5 Оформление ссылок в тексте работы……...................................................14
2.6 Оформление приложений…………………………………………………..15
2.7 Оформление списка использованных источников………………………..
Список использованных источников……………………………………………...15
Приложения………………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего периода обучения в вузе студенты выполняют множество различных текстовых работ, имеющих учебный и научный характер. Среди них рефераты, тезисы, доклады, научные статьи, контрольные и курсовые работы, отчеты о практике и др. Несмотря на традиционность текстовых заданий многие студенческие работы содержат одни и те же, из года в год повторяющиеся недостатки. В их числе:
· дублирование в названии главы (раздела) названия темы курсовой работы;
· отсутствие логической связи между названием (темой) работы и ее структурой или отсутствие логики в изложении материала;
· несоответствие содержания введения и заключения установленным требованиям;
· отсутствие постановки цели и задач исследования, обозначения объекта и предмета исследования, характеристики используемых методов исследования;
· поверхностный, описательный характер теоретической части работы, т.е. отсутствие в работе исследовательского подхода;
· упрощенный, неполный анализ состояния изучаемых вопросов;
· отсутствие обобщающих выводов и оценки полученных результатов;
· отсутствие в работе иллюстрационного материала (слабая наглядность работы);
· несоответствие указанных в текстовых ссылках источников информации списку литературы;
· несоответствие названий структурных элементов работы в содержании (оглавлении) и тексте работы;
· отсутствие навыков литературного оформления текста и функционального стиля научного изложения материала;
· низкий уровень языковой грамотности;
· пренебрежение требованиями научной этики (дублирование «чужих» работ – плагиат, свободная интерпретация цитируемого материала, вольная нумерация ссылок на источники и др.);
· неполнота списка использованных источников, наличие в списке только устаревших источников и полное отсутствие источников информации за последние 3-5 лет;
· нарушение действующих требований к оформлению работы, особенно в части оформления заголовков структурных элементов работы, текстовых ссылок на источники информации, таблиц, рисунков, формул, списка используемых источников и др.
· нарушение установленных сроков представления работы.
Причина подобной ситуации, на наш взгляд, с одной стороны, состоит в имеющемся разночтении нормативных требований, в том числе выдвигаемых к выполнению курсовых и других видов студенческих работ по разным экономическим дисциплинам. С другой стороны, качество курсовых работ снижается ввиду недостаточного уровня методического обеспечения всех этапов их выполнения: от выбора темы до письменного изложения и оформления. Характеризуя первый аспект проблемы следует отметить, что сложность структуры нормативных требований к различным текстовым работам характеризуется наличием в ней как минимум трех обособленных уровней требований:
· общих требований государственных стандартов, являющихся внешними по отношению к конкретному вузу и обязательных к исполнению;
· общих требований внутри вузовских нормативных документов, также обязательных к исполнению (стандартов организации, положений о конкретных видах работ, инструкций по их оформлению и др.);
· специальных требований, определяемых особенностями специальности, кафедры, отдельной дисциплины, имеющих в основном рекомендательный характер.
Настоящие методические требования являются дополнением нормативных документов института и рекомендаций по содержанию и выполнению курсовых работ по отдельным экономическим дисциплинам. В них содержатся общие обязательные требования к оформлению курсовых работ по всем экономическим дисциплинам.
Основой для разработки рекомендаций послужили действующие государственные стандарты (ГОСТы), стандарты учреждений образования, нормативные документы БИП, личный практический опыт авторов.
Надеемся, что данные материалы позволят студентам избежать традиционных недостатков в представляемых ими работах и тем самым обеспечить высокий уровень их качества.
Разработка стандартных требований к курсовым работам ни в коей мере не преследует ограничение творческого поиска и проявления индивидуальности студентов, а скорее способствует рациональной организации конкретного исследования.
Творческих успехов и качественных курсовых работ!
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОБЪЕМУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1 Структура курсовой работы
Курсовые работы по экономическим дисциплинам должны включать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· реферат;
· содержание;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.
При необходимости в работе может приводиться перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов, который размещается перед введением.
1.2 Требования к структурным элементам курсовой работы
Титульный листявляется первой страницей курсовой работы и оформляется студентами по установленному образцу (приложение А).
Задание на курсовую работуоформляется руководителем курсовой работы в соответствии с разработанным на кафедре образцом и выдается студенту (приложение Б).
Реферат предназначен для предварительного ознакомления с работой и представляет собой краткий обзор содержания выполненной курсовой работы с характеристикой ее объема, количества иллюстраций, использованных источников информации, перечнем ключевых слов, описанием цели, предмета, объекта и методов исследования, путей решения поставленных задач и основных результатов (приложение В). Объем реферата – 1 страница.
Содержаниепризвано раскрыть структуру работы и логическую схему изложения материала. В него следует включать наименования структурных элементов курсовой работы, начиная с введения (перечня условных обозначений и терминов) с указанием номеров страниц, на которых размещены заголовки обозначенных структурных элементов (приложение Г).
Введениепредшествует тексту курсовой работы и представляет собой вступление автора, в котором он должен в краткой форме ввести в курс изучаемой проблемы, обосновать необходимость проведения данного исследования и обозначить его направления.
Содержание введения довольно строго регламентировано. Во введение необходимо обосновать актуальность исследуемой проблемы, по возможности степень ее изученности, научную новизну и практическую значимость, определяются цель и задачи курсовой работы, характеризуются предмет, объект и методы исследования, а также информационная база, послужившая основой выполнения работы. Необходимо обращать внимание на правильную формулировку цели и задач исследования, используя для этого глаголы «изучить», «исследовать», «раскрыть», «выявить», «определить», «показать», «установить», «проанализировать», «сопоставить», «обозначить», «предложить» и др. Иными словами во введении дается первое представление о работе. Поэтому важно, чтобы в нем прозвучали не общие и стандартные фразы общеэкономического характера, а конкретные вопросы, поставленные для изучения в данном исследовании и особенности (вплоть до уникальности) данного исследования. Объем введения – до 3 страниц. Образец введения приведен в приложении Д.
С целью обеспечения указанных требований титульный лист, реферат, содержание, введение и заключение следует окончательно оформлять в последнюю очередь, используя для этого уже готовый текст работы.
Основная часть работыдолжна содержать информацию, отражающую теоретическую сущность проблемы (теоретическую часть), анализ состояния изучаемых вопросов (практическую часть) и предложения (рекомендации) по их совершенствованию.
В структурном плане основную часть работы следует делить на главы, которые в свою очередь делятся на разделы, подразделы и пункты. Внутри подразделов и пунктов могут приводиться перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример
а) __________
б) __________
1) _________
2) _________
в)__________
Каждую главу следует завершать кратким обобщением.
Количество глав строго не регламентировано, хотя слишком громоздкая структура, как правило, снижает качество работы.
Оптимальной является структура основной части курсовой работы, состоящая из двух-трех глав. Обязательным условием является наличие теоретической и аналитической глав в курсовых работах по всем экономическим дисциплинам. Проектная (разработочная) глава курсовой работы является факультативной и при отсутствии необходимой информации может быть ограничена перечнем конкретных предложений.
Первая глава носит теоретический характер, ее написание предполагает изучение научных, учебно-методических, нормативных, справочных, статистических и др. источников информации отечественных и зарубежных авторов. Автором излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, приводятся точки зрения наиболее авторитетных ученых в данной области и, по возможности, суждения автора, рассматриваются различные подходы к решению проблемы и дается их оценка.
Основным требованием к теоретической главе курсовой работы является наличие глубокого, полного и методологически грамотного исследования теории изучаемой проблемы. Это может быть обеспечено правильным подбором литературных источников и имеющимися у студентов навыками теоретического исследования. Знание основ теоретического анализа не позволит студентам приводить в курсовых работах целые страницы заимствованного текста из учебников или одного-двух источников. Курсовая работа не должна граничить с плагиатом. Недопустимым в рамках научной этики является изложение в курсовой работе от своего имени заимствованных суждений. Все значимые теоретические положения, определения, выводы и обобщения следует приводить со ссылкой на автора (источник). Сравнительная оценка приведенных в работе взглядов на проблему или на ее отдельные аспекты повышает качество работы, которое во многом будет определяться серьезностью аргументов, с помощью которых оспариваются позиции других авторов, и обосновывается точка зрения самого студента.
Наиболее удачным является полемический, дискуссионный подход к изложению материала, что обеспечивает творческий, исследовательский характер работы. Курсовые работы, построенные на однозначных определениях и суждениях одного автора, взятых из единичных источников, являются описательными по характеру изложения и признаются работами низкого качества.
В первой главе в краткой форме характеризуются существующие методики анализа и осуществляется выбор методов исследования, которых будет придерживаться автор работы. Здесь же при необходимости заостряется внимание на особенностях зарубежного опыта в решении изучаемых вопросов.
Содержание и построение первой главы формируют основу, определяют алгоритм для проведения последующего экономического анализа состояния объекта исследования. Излагая вопросы теории, студент должен помнить, что эта часть его работы – не цель, а всего лишь средство для более полного и всестороннего освещения избранной темы. Вот почему теоретическое освещение вопросов в первой главе должно быть увязано с практической частью работы и стать базой для разработки предложений и рекомендаций автора. В первой главе целесообразно выделять 2-3 раздела.
Вторая глава работы носит аналитический характер и является практической частью работы. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования (конкретного предприятия, его структурного подразделения, учреждения, организации, банка, биржи, государственного органа, отрасли, сферы, сектора экономики), излагаются основные положения государственной политики в изучаемой сфере (отрасли), проводится комплексный анализ экономических показателей, касающихся темы исследования, выявляются недостатки в работе и причины, их обусловившие. Материал этой главы базируется на тщательном изучении действующего законодательства, ведомственных нормативных положений, инструкций, рекомендаций и локальных актов изучаемого объекта.
Задача студента на этом этапе работы состоит не только в том, чтобы глубоко изучить действующую практику, но и критически осмыслить происходящее на основе анализа собранного фактического материала за последние 3-5 лет.
Выводы аналитической главы должны быть аргументированы и наглядно подтверждены помещенными в тексте работы таблицами, графиками, диаграммами и другими иллюстрациями. Они должны базироваться на конкретных исходных данных, наличие которых в приложениях работы обязательно. В процессе анализа должны быть выявлены тенденции изменения изучаемых объектов, вскрыты их закономерности, обозначены факторы и причины их обусловившие.
На основе сопоставления теоретических выводов и результатов анализа дается краткая оценка состояния изучаемых аспектов темы, его соответствие или несоответствие оптимальным параметрам.
К содержанию аналитической части работы существует несколько значимых требований. Во-первых, в ней необходимо сохранить и продолжить логику исследования, начатую в теоретической части. Во-вторых, объектами анализа должны стать обозначенные в теории стороны, признаки, свойства изучаемого объекта, составляющие в совокупности предмет исследования. В-третьих, анализ должен быть проведен с использованием описанных ранее методов исследования. В-четвертых, курсовая работа высокого качества должна отличаться полнотой и глубиной анализа изучаемой проблемы.
Основной акцент в работе должен быть сделан на сравнительную характеристику соответствия изученной теории и действующей практики в отношении предмета исследования.
Третья глава является разработочной (проектно-рекомендательной) частью работы, если это обеспечено результатами исследования. Содержательно она может быть представлена предложениями (рекомендациями) по совершенствованию состояния изучаемых вопросов, разработанными на основе проведенного анализа прогрессивными методиками (и их апробацией) к обоснованию организационных, экономических, финансовых и других параметров анализируемого объекта; выбором оптимального варианта решения конкретной практической задачи; разработкой экономико-математической модели для конкретных условий деятельности.
При наличии в работе конкретной авторской разработки в данной главе излагается ее суть, проводится экономическое обоснование и определяется целесообразность практического применения. Завершается глава экономическим обоснованием результатов исследования. При возможности проводится расчет экономической эффективности проектных решений. Если определение экономической эффективности затруднено, необходимо обозначить экономическую, социальную, социально-экономическую или научную значимость полученных результатов. Глубина разработки отдельных предложений и расчетов их эффективности определяется совместно с научным руководителем курсовой работы.
Все предложения, проекты и рекомендации должны отвечать следующим требованиям:
· носить конкретный характер;
· иметь стоимостную оценку, характеризующую затраты предприятия на внедрение того или иного предложения (проекта, рекомендации);
· иметь расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий, новаций.
В этой главе студент должен показать знание методов экономического анализа и умение применять их при исследовании конкретных экономических ситуаций. При проведении экономического анализа следует использовать приемы корреляции, регрессии и другие экономико-математические методы исследования.
На основе результатов анализа обосновываются и предлагаются методы совершенствования экономической деятельности предприятия, пути повышения эффективности производства. Главы основной части работы должны быть равновелики по объему.
Заключениезавершает текстовую часть работы и должно содержать основные результаты проведенного исследования. Основой для написания заключения являются обобщения полученных результатов, отдельные выводы и предложения, сделанные в каждой главе работы, из которых автор формирует общие выводы по проведенному исследованию, характеризует вскрытые недостатки и практические предложения по их устранению. Выводы и предложения должны быть конкретными, обоснованными и вытекать из содержания теоретической, аналитической и проектной частей работы. В заключении должна быть выдержана логика изложения содержания и результатов, использованная в основной части работы. Не допускается использование в заключении заимствованных положений, обобщений и выводов, не изученных и не упоминавшихся в курсовой работе. Выводы пишутся тезисно (по пунктам). Объем заключения – 3-5с.
Примерное содержание заключения приведено в приложении Е.
Список использованных источниковдолжен содержать количество источников, достаточное для характеристики проблемы и решения поставленных в исследовании задач. Список включает лишь те источники, информация которых использовалась при написании курсовой работы. В составе источников должны быть представлены нормативные правовые акты, государственная политика, учебная, научная, научно-практическая, научно-методическая, справочно-информационная литература, материалы статистической отчетности, плановая и отчетная документация анализируемого объекта, данные официальных сайтов и др. В списке следует также приводить все опубликованные работы автора по исследуемой проблеме.
Образец оформления списка использованных источников приведен в приложении Ж.
Приложениявключают вспомогательный материал, обеспечивающий достоверность используемой информации и выполненных расчетов в основной части работы. Он характеризует степень самостоятельности автора в проведении анализа и способствует более полному восприятию информационной базы и возможностей исследователя. В качестве приложений могут приводиться: нормативные акты и извлечения из них, инструкции, методики, статутные документы, Таблицы с исходными данными, промежуточные расчеты, формы статистической и бухгалтерской отчетности и другие документы. В приложения обязательно включаются копии опубликованных автором тезисов и статей по теме исследования, а также акты о внедрении полученных результатов в производство или учебный процесс, если они имеются.
1.3 Требования к объему курсовой работы
Оптимальный объем курсовой работы по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам составляет 30-35 страниц, по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – 35-40 страниц машинописного текста.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Общие требования
Курсовая работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата АЗ.
При компьютерном наборе текста следует использовать текстовый редактор Microsoft Word со следующими параметрами: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, выравнивание текста - по ширине, междустрочный интервал - полуторный, отступ для первой строки абзаца - 1,25 мм (5 пробелов), поля - левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.
В исключительном случае курсовая работа может быть выполнена от руки аккуратным почерком при соблюдении указанных выше параметров страницы.
В курсовой работе должны применяться научно-экономические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научной литературе.
2.2 Оформление текста
В тексте работы не допускается:
· применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
· сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
· применять сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, а также соответствующими стандартами;
· использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»;
· употреблять математические знаки без цифр, например: <= (меньше или равно), и >= (больше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);
· применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП и т.д.) без регистрационного номера.
2.3 Оформление структурных элементов работы
Текст основной части курсовой работы делят на главы, разделы, подразделы, пункты. Объем основной части курсовых работ по гуманитарным и социально-экономическим наукам не должен превышать 35-40 страниц машинного текста, по естественным и техническим – 25-30 страниц.
Заголовки структурных частей курсовой работы «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине строк.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа.
Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной).
Пункты, как правило, заголовков не имеют. При необходимости заголовок пункта печатают с абзацного отступа.
В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками). В конце заголовка пункта ставят точку.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 2-3 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1,5-2 межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, может быть больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.
Каждую структурную часть курсовой работы следует начинать с нового листа.
Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».
Разделы «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не имеют номеров.
Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).
Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).
Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками, например: «4.1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела четвертой главы).
Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел. Пункт может не иметь заголовка.
В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.
2.4 Оформление таблиц, иллюстраций, формул и примечаний
Иллюстрации и таблицы служат для наглядного представления в курсовой работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты) и таблицы следует располагать в курсовой работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, их размещают на листе формата A3 и учитывают как одну страницу.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Слово «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».
Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.
В курсовой работе допускается использование как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки - слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку в конце нумерации и наименование иллюстрации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и наименование иллюстрации печатают обычным шрифтом, причем слово «Рисунок», его номер, а также пояснительные данные к нему - уменьшенным на 1 - 2 пункта размером шрифта по центру.
Например:
Цифровой материал курсовой работы оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.
Например:
Таблица 2.2 - Показатели внешней торговли
Группа | Объем продаж, руб. | Доля | Количество групп товаров | Доля |
Группа А | 1215,0 | 50% | 14,3% | |
Группа В | 859,0 | 30% | 28,6% | |
Группа С | 510,0 | 20% | 57,1% | |
Итого: | 2584,0 | 100% | 100% |
При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:
· допускается применять в таблице шрифт на 1-2 пункта меньший, чем в тексте работы;
· не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;
· таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;
· таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы, повторяя в каждой части таблицы боковик. Заголовок таблицы помещают только над первой частью таблицы, а над остальными пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;
· таблицу с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, отделяя их друг от друга двойной линией и повторяя в каждой части головку таблицы. При большом размере головки допускается не повторять ее во второй и последующих частях, заменяя ее соответствующими номерами граф. При этом графы нумеруют арабскими цифрами;
· если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то его заменяют словами «То же» при первом повторении, а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических, физических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;
· заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту работы;
· заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф параллельно графам таблицы.
· в случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующую страницу в конце первой части таблицы нижняя, ограничивающая ее черта, не проводится.
Формулы и уравнения в работе (если их более одной) нумеруют в пределах главы. Номер формулы (уравнения) состоит из номера главы и порядкового номера формулы (уравнения) в главе, разделенных точкой. Номера формул (уравнений) пишут в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы (уравнения), например: «(3.1)» - первая формула третьей главы.
При оформлении формул и уравнений необходимо соблюдать следующие правила:
· формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строке;
· если формула или уравнение не умещаются в одну строку, они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). При этом повторяют знак в начале следующей строки;
· ссылки на формулы по тексту работы дают в скобках;
· пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой или уравнением в той же последовательности, в какой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия;
При необходимости следует давать пояснения или справочные данные к содержанию иллюстрации (таблицы) или к тексту непосредственно в виде примечаний, которые приводят непосредственно под ними. Если примечание одно, то после слова «Примечание», написанного с абзацного отступа, ставится тире и с прописной буквы излагается примечание. В случае нескольких примечаний каждое из них печатается с новой строки с абзацного отступа и нумеруется арабскими цифрами.
Слово «Примечания» и их содержание печатаются шрифтом с размером на 1-2 пункта меньше размера шрифта основного текста.
2.5 Оформление ссылок в тексте работы
Автор работы обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты из которых приводятся в его работе, или на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа.
Ссылки на источники в тексте работы осуществляются путем приведения номера в соответствии со списком использованных источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.
Сведения об использованных в курсовой работе источниках приводятся в разделе «Список использованных источников» в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий или в порядке появления ссылок в тексте.
Сведения об источниках печатают с абзацного отступа, после номера ставят точку. Содержание сведений об источниках должно соответствовать стандартам. Пример оформления библиографического описания в списке источников (Приложение Ж).
2.6 Оформление приложений
Раздел «Приложения» оформляют в конце работы либо в виде отдельной части, располагая их в порядке появления ссылок в тексте работы. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная - с А (за исключением букв Ё. 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В».
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения, при этом перед номером раздела (подраздела) ставится буква, соответствующая обозначению приложения (например: А1.2 - второй подраздел первого раздела приложения А). Так же нумеруются в приложении иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
2.7 Оформление списка использованных источников
Использованные источники необходимо располагать в виде списка в алфавитном порядке первых авторов или заглавий.
Сведения об источниках печатают с абзацного отступа. В списке использованных источников после номера ставят точку.
Сведения о литературных источниках приводятся с обязательным указанием названий работ в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Список литературы должен содержать, как минимум, 40-50 источников, использованных при выполнении курсовой работы. К ним относятся: нормативно-правовые акты, монографии, учебники и учебные пособия, методические указания по избранной теме, периодические издания и другие виды изданий.
Пример оформления библиографического описания в списке источников (Приложение Ж).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Смоленский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « ……..»
по дисциплине: «Экономическая теория»
Студент
1 курса; гр. (указываем группу)
Направление «Экономика»
инициалы, фамилия
Студента
Научный руководитель:
ст. преподаватель И.К.Мычкова
Смоленск 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Образец реферата курсовой работы по теме: «Коррупция в органах государственного управления и пути ее решения»
РЕФЕРАТ
Объем курсовой работы составляет 35 страниц текста. В работе содержатся 8 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения. Список использованных источников включает 25 наименований.
Ключевые слова: коррупция, коррумпировать, измерение коррупции, взяточничество, злоупотребление, легализация имущества, верхушечная коррупция, низовая коррупция, уровень коррупции, административная коррупция.
Объектом исследования является коррупция в органах государственного управления.
Цель курсовой работы состоит в исследовании теории и реального проявления коррупции в органах государственного управления Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить сущность коррупции в системе государственного управления;
2. Показать состояние коррупции и ее масштабы;
3. Раскрыть сущность анти-коррупционной политики Республики Беларусь.
В курсовой работе были применены следующие методы обработки и анализа полученной информации: системный подход, правовой и социологический методы, логический анализ.
Для изучения и написания курсовой работы был использован следующий материал: нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также научная, методическая и статистическая литература по исследуемой тематике.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
(подпись студента)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Образец оформления содержания курсовой работы
по теме: «Рынок труда и проблемы его регулирования.
\
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
Глава 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………………… 7
Глава 2 СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА ……………………………………11
Глава 3 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........30
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Примерное содержание введения по теме:
«Развитие розничной торговли в Республике Беларусь»
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост различных торговых розничных сетей, увеличение ассортимента предлагаемых продовольственных товаров, ведет к быстрому росту отрасли в целом. Увеличение количества торговых фирм и развитие уже работающих на розничном рынке начинает усиливать конкурентную борьбу за качественный товар, за качество обслуживания и самое главное за покупателя. Поэтому все острее встает вопрос о получении конкурентных преимуществ, как внешних, так и внутренних, которые позволят фирме закрепиться на рынке. На данном этапе особое внимание уделяется выявлению скрытых резервов, определив которые, торговая организация сможет, не увеличивая свои расходы получать большую прибыль за счет повышения рентабельности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях розничная торговля подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Тщательный анализ и учет этих факторов является приоритетной задачей для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия. Так же, остается не затронутым целый ряд весьма важных в современных условиях вопросов о практическом использовании экономического анализа на предприятиях торговли, о современных методах прогнозирования, о практическом применении новых форм и методов торговли для повышения эффективности деятельности организаций розничной торговли.
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Цель курсовой работы состоит в исследовании условий и факторов развития розничной торговли на предприятии.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты развития розничной торговли в Республике Беларусь;
2) провести анализ розничного товарооборота частного торгово-производственного предприятия «Зюйт Вест»;
3) предложить пути совершенствования розничного товарооборота на предприятии.