В. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Почему правило MR = МС одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?
· Допустим, предприниматель К. К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = МС решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?
· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?
· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = МС принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).
· Какие еще сферы применения правила MR = МС вы можете предложить?
· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?
Г. Дифференциация продукта
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?
· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.
· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?
· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?
· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
Д. Телевизионная реклама
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?
· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).
· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?
· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?
· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?
Е. Ценовая дискриминация: зло или благо?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополия получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом?
· Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополиями для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги?
· Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней?
· Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции?
· Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для пенсионеров, прочих физических лиц, бюджетных организаций, коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?
Ж. Монополия — тип рынка, подрывающий основу своего существования. Выразите свое отношение к следующей аргументации:
· Монополия ведет к завышению цен, недопроизводству (а значит, и к появлению неудовлетворенного спроса). Одновременно она сдерживает технический прогресс.
· В этих условиях барьеры на пути вхождения в отрасль объективно снижаются. Даже сравнительно плохая и дорогая продукция в этих условиях обречена на рыночный успех. Обычные же продукты среднего качества наверняка могут быть реализованы с огромными прибылями.
· Поэтому, чем полнее и длительнее господство монополии, тем сильнее мотивация для всех сторонних фирм проникнуть на монополизированный рынок. Если таких нет внутри страны (все уже поглощены монополией), то наверняка найдутся среди иностранных конкурентов.
· Будет ли подобный механизм действительно работать на реальном рынке? Все ли барьеры устранимы подобным образом? Необходимо ли вмешательство государства?
К. Патентование изобретений способствует ускорению технического прогресса или замедляет его?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Фундаментальная особенность информации как фактора производства состоит в том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять.
· В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные с изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут почти без издержек повторить его и либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать ему окупить затраты.
· Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет плоды своего открытия, извлечет из него прибыль.
· С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты, бесспорно, замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию. Сам продукт становится дороже и, следовательно, не все могут его приобрести.
· Какая из закономерностей сильнее? Одинаково ли выглядит ситуация с влиянием патентов на технический прогресс в развитых и развивающихся странах? Чем специфична в этом смысле Россия? Какова роль «пиратства» (противозаконного использования чужой интеллектуальной собственности)? Во всех ли отношениях оно негативно?
Л. Свободное эссе по проблемам совершенной конкуренции (рынки, приближенные по своим характеристикам к условиям совершенной конкуренции и др. темы), олигополии, монополистической конкуренции, монополии и антимонопольного регулирования.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях.