Общественные блага. Возможности рынка и государства в обеспечении
Общественными благами.
Крайний случай положительного внешнего эффекта - это общественное благо.
Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:
· признак неисключаемости — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
· признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
· признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, светофоры, общественная безопасность и т.д.
Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить.
Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как частных, так и общественных благ.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
На следующих рисунках изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.
Кривая спроса DЧ на чистое частное благо получается посредством сложения объемов индивидуального спроса Qi для каждой цены вдоль горизонтальной оси.
Кривая спроса DО на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей MB для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.
Рынок самостоятельно не может удовлетворить спрос на общественные блага из-за проблемы «безбилетника». Суть проблемы в том, что имея выбор в решении платить или не платить за благо, индивид, скорее всего, платить не будет. Средства для создания таких благ государство аккумулирует через налоговую систему.
Когда исключить людей из потребления общественного блага невозможно, рыночное (частное) обеспечение общественными благами хотя и возможно, но неэффективно. Если можно исключить кого-либо из потребления общественного блага, рыночное обеспечение может быть эффективным.
П. Самуэльсон предположил, что если известно, сколько общество готово заплатить за общественное благо, нужно сравнить эту сумму с затратами на производство. Пока общество готово платить больше, чем величина предельных издержек на производство, данное благо следует производить. Оптимальный объём производства общественного блага – это такой объём, при котором предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 13. - С. 497.
[2] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 1. — М.: Республика, 1992. - С. 22.
[3] Понятия государственной и общенародной собственности часто отождествляют. Вместе с тем эти понятия не идентичны, как понятия народ и государство. Общенародная собственность означает общенародное присвоение средств и результатов труда. Однако реально собственность присваивается государством, и чем оно тоталитарное, тем больше отчуждение непосредственных производителей от собственности.
[4] См.: Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. — М., 1992. — С. 201-202.
[5] Нулевая прибыль, таким образом, включается в состав общих или экономических издержек.
[6] Маркс К. Капитал.—Т. III. Гл .45.