Функция предложения от цены
Кривая предложения
Закон предложения:Объем предложения увеличивается с увеличением цены.
Каким образом осуществляется взаимодействие?
Равновесное количество – количество товара, которое хотят купить равно количеству товара, которое хотят продать.
Равновесная цена (цена равновесия) соответствует уровню цены, достигаемому при равновесном количестве.
В микроэкономике применяются два метода анализа: равновесныйи оптимизационный.
Равновесные модели используются для анализа ситуации в отрасли, на конкретном рынке.
Под равновесием понимается такая ситуация, в которой, при неизменности внешних условий и параметров, ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Равновесные ситуации мимолетны.
Оптимизационные модели применяются для определения наиболее выгодных (оптимальных) позиций экономических субъектов в своей хозяйственной деятельности в условиях равновесного состояния рынка.
Механизм действия рынка
Рынок покупателя
Рынок продавца
Вопрос о существовании, единственности и устойчивости равновесия
Влияние на спрос и предложение других факторов
Обобщающая функция спроса
Неценовые факторы (детерминанты) спроса:
- вкусы и предпочтения
- число потребителей
- доход потребителя
- цены на товары-субституты и товары-комплементы.
Товары-субституты (взаимозаменяемы товары) – товары, удовлетворяющие одну потребность и способные при этом заменить один другого.
Товары-комплементы (взаимодополняемые товары) – товары, удовлетворяющие одну потребность совместно.
Правила:
1. Цена и спрос на товары-субституты меняются в одном направлении.
2. Цена и спрос на товары-комплементы меняются в разных направлениях.
- ожидания (рациональные, адаптивные, экономические, политические, психологические)
Обобщающая функция предложения
Неценовые факторы (детерминанты) предложения:
· характер применяемых технологий
· число продавцов
· цены на ресурсы
· цены на другие товары
· налоги и дотации
Дотации –
· ожидания
Сдвиги кривых спроса и предложения
Эти простые случаи позволяют прогнозировать реальные экономические ситуации, то есть одновременное действие разнонаправленных факторов спроса и предложения.
Тема. 3 Эластичность спроса и предложения
Выявление зависимости между спросом, предложением и ценами предполагает количественную оценку степени этой зависимости.
Эластичность спроса или предложения – степень реакции соответственно спроса или предложения на изменение того или иного фактора.
Основные показатели – коэффициенты эластичности.
Эластичность спроса
Различают три вида характеристик эластичности спроса:
- эластичность по цене
- эластичность по доходу
- перекрестная ценовая эластичность
Эластичность спроса по цене измеряется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению его цены.
Коэффициент ценовой эластичности практически вычисляется на основе данных статистики спроса.
Различают следующие типы эластичности:
· E>1 – эластичный спрос
· E<1 – неэластичный спрос
· E=1 – спрос единичной эластичности
Разные товары имеют разную эластичность спроса по цене.
Факторы ценовой эластичности спроса:
· наличие заменителей данного товара
· удельный вес товара в расходах потребителя
· значимость товара для потребителя
· временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.
Точечная и дуговая эластичность
Практическое применение знаний о ценовой эластичности спроса:
· для грамотной социально-экономической политики
· в предпринимательской практике при определении цен