Оценка результативности органов государственной власти, исходя из: - ведомственной оценки

Повышение эффективности деятельности, качества реализации государственных функций и внедрение новых методов управления являются приоритетными задачами в деятельности ОГВ. Как показывает практика, в значительной степени успех проведения реформ зависит от создания эффективной системы показателей результативности деятельности госслужащих, от их заинтересованности в достижении общественно значимых целей и задач.

Ключевым аспектом повышения результативности деятельности государственных служащих во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание госслужащих на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности (Performance Measures).

Под показателем результативности (Performance Measure) в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности органа власти в целом, так и для оценки деятельности государственных гражданских служащих.

Законодательством в настоящее время созданы все предпосылки для практического использования систем показателей результативности государственных служащих.

Нормативно-правовая основа внедрения показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности:

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»

- Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

- Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

- Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 N 570-р (ред. от 26.12.2015) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)».

В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заложены два вида показателей результативности и эффективности деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели эффективности и результативности утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; специфические - утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.[1]

Важно отметить заложенные в законодательстве принципы взаимосвязи показателей результативности и эффективности деятельности государственных органов с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Под обобщенными показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих гражданских служащих. Ими могут выступать показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и так далее.

Под специфическими показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели (непосредственного результата и конечного эффекта), связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего.[2] Ими могут выступать показатели, характеризующие определенный функционал гражданских служащих, связанный с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.

В целом, согласно терминологии законодательства, можно выделить следующие группы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих[3]:

· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, характеризующие эффективность и результативность деятельности государственного органа (показатели конечного эффекта);

· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, характеризующие качество принятия и исполнения управленческих и иных решений (показатели непосредственного результата);

· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, характеризующие правовое, организационное и документационное обеспечение исполнения указанных решений (показатели процессов).

Показатели процессов включаются в должностные регламенты государственных гражданских служащих[4], и характеризуют выполнение гражданским служащим служебных обязанностей и должностного регламента.

Показатели непосредственного результата и конечного эффекта государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности государственной гражданской службы, к которым может быть применен особый порядок оплаты труда, закрепляются в специальном приложении к срочному служебному (результативному) контракту[5].

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, часть показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности (в первую очередь процессов) должна быть установлена для всех государственных гражданских служащих и закреплена в должностных регламентах, которые являются обязательным приложением к служебному контракту.

В настоящее время подготовлен проект указа Президента РФ «О показателях эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и особом порядке оплаты труда по отдельным должностям федеральной государственной гражданской службы», который определяет требования к показателям эффективности и результативности, а также регламентирует аспекты, связанные с процедурой их разработки. Особое внимание уделяется взаимосвязи показателей и уровня денежного содержания государственных гражданских служащих. Также подготовлен проект перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда.

С принятием данного указа появится возможность перевести часть государственных гражданских служащих, преимущественно руководящего состава, на систему оплаты по результатам и широко применять на практике системы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Примеры внедрения показателей результативности государственных служащих:

• Казначейство – показатели применяются для оценки госслужащих (Приказ УФК по г. Москве от 30.08.2010 № 100 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по г. Москве»

• ФССП – показатели применяются для определения лучших госслужащих (Приказ ФССП России от 08.02.2013 № 40 «Об утверждении Положения о Всероссийском конкурсе на звания "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России", "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск", "Лучший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России" и "Лучший дознаватель ФССП России"»)

• Россельхоз – показатели применяются для оценки текущей деятельности подведомственных учреждений (Приказ Рослесхоза от 21.12.2009 № 524 «Об утверждении перечней целевых показателей деятельности и критериев оценки эффективности работы подведомственных Рослесхозу федеральных государственных учреждений, показателей, условий и порядка премирования их руководителей»)

• Минспорт – показатели применяются для премирования руководителей подведомственных учреждений (Приказ Минспорттуризма РФ от 18.11.2009 № 1072 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»)

• Казначейство – показатели применяются для оценки госслужащих (Приказ УФК по г. Москве от 30.08.2010 № 100 «Об утверждении Порядка определения и оценки результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по г. Москве»

• ФССП – показатели применяются для определения лучших госслужащих (Приказ ФССП России от 08.02.2013 № 40 «Об утверждении Положения о Всероссийском конкурсе на звания "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России", "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск", "Лучший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России" и "Лучший дознаватель ФССП России"»)

• Россельхоз – показатели применяются для оценки текущей деятельности подведомственных учреждений (Приказ Рослесхоза от 21.12.2009 № 524 «Об утверждении перечней целевых показателей деятельности и критериев оценки эффективности работы подведомственных Рослесхозу федеральных государственных учреждений, показателей, условий и порядка премирования их руководителей»)

• Минспорт – показатели применяются для премирования руководителей подведомственных учреждений (Приказ Минспорттуризма РФ от 18.11.2009 № 1072 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»)

• Приказ ФАС России от 26.05.2016г. №668/16 "Об оценке результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России, замещающих должности ниже заместителя руководителя управления».


Наши рекомендации