Оценка интерфейсного капитала
Наличие устойчивых налаженных связей с экономическими контрагентами предприятия, с контактными аудиториями свидетельствует о высоком уровне интерфейсного капитала и способности к его реализации. Для оценки можно использовать качественные (длительность контактов, степень заинтересованности контрагентов в сотрудничестве, условия последнего и пр.) и количественные показатели, в частности, долю продукции, которая реализуется постоянным потребителям, долю получаемой от этого прибыли и т.д. Особенно важны наличие хорошо налаженной и проверенной временем сбытовой сети и системы товародвижения.
Имидж и репутация предприятия в среде потребителей и партнеров имеют самостоятельную рыночную ценность и не только в значительной мере влияют на эффективность его рыночной деятельности, но и сами зависят от нее. Оценить имидж и деловую репутацию можно достаточно объективно, например, путем опросов потребителей, деловых партнеров или же затратой времени и средств на заключение договоров с контрагентами, на продвижение продукции, в частности стимулирование спроса, по сравнению с основными конкурентами. Аналогичным образом можно оценить торговую марку (брэнд).
Отметим, что, согласно данным Британского института защиты торговых знаков, за период с 1980 по 2000 г. в Великобритании и США отношение балансовой стоимости компаний к их рыночной стоимости уменьшилось в 5 раз. Так, в Англии только около 30% рыночной стоимости компаний отражается в балансе, все прочее приходится на нематериальные активы, основу которых составляют торговая марка и брэнд, в частности, для «British Petroleum» это отношение составляет 29: 71, для «Coca-Cola» – 4: 96.
Комплексно оценить интеллектуальный капитал предприятия (Ок) можно при помощи известного метода отклонений. Количественные показатели оцениваются непосредственно, а качественные предварительно переводятся в балльные оценки. Расчетная формула имеет следующий вид:
Ок= (4)
где п – количество показателей;
i – порядковый номер показателя;
Вi – весомость i-го показателя;
σi – относительная оценка i-го показателя (по сравнению с эталоном). При этом
σi = ' если максимальное значение показателя является лучшим;
σi = если минимальное значение показателя является лучшим;
здесь Оi – оценка i-го показателя анализируемого предприятия;
Оmax, Оmin – максимальное и минимальное значения i-го показателя по всем сравниваемым предприятиям.
Весомость показателей определяют экспертным методом. В соответствии с формулой (4) лучшим является меньшее значение интегрального показателя (в идеале Ок = 0).
Главная проблема – выбор эталона (базы) для сравнения. Таковым может быть наилучшее значение показателя среди всех предприятий на рынке. Целесообразно оценивать по формуле (4) отдельно ресурсную и потенциальную части интеллектуального капитала. Это позволит определить интеллектуальную оснащенность предприятия и способность к ее реализации, наметить конкретные меры, направленные на развитие интеллектуального капитала.