Атериальный и нематериальный продукт информационного производства.
онятие информационного продукта и услуг.
Согласно ГОСТ 7.0-99 информационный продукт определяется как документы и базы данных, информационные массивы и услуги, возникшие в результате функционирования информационных систем и обществ. Таким образом, инфопродуктом можно считать любые программы, статьи, баннеры и даже целые сайты. Позже понятие было несколько дополнено и расширенно:
Информационный продукт – хорошо структурированная, объективная и достаточно полная информация, переработанная и составленная экспертом, профессионалом в своей сфере. Формы предоставления инфопродуктов не ограничены, но наиболее популярными остаются фильмы, вебинары, тренинги и книги. Примером информационного продукта может служить информация о детях, оставшихся без попечения родителей. Сам по себе государственный или региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляете собой информационный ресурс соответствующего уровня (федерального или регионального). Хотелось бы выделить некоторые характеризующие особенности информационного продукта, имеющие теоретико-практическое значение: 1) информационный продукт - это всегда результат труда, порождение или следствие обработки информационного ресурса; 2)информационный продукт может быть вовлечен по желанию собственника в экономический оборот, следствием чего может выступать, к примеру, переход права собственности; 3) информационный продукт всегда отвечает потребностям тех или иных потребителей; 4) при формировании информационного продукта учитывается две позиции: позиция потребителя информации (заказчика, покупателя), которому требуется информация определенной направленности, и позиция собственника в силу непосредственного оригинального формирования информационного продукта.[1]
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных - совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг. [2]
атериальный и нематериальный продукт информационного производства.
В связи с делением благ на материальные и нематериальные все общественное производство расчленяется на материальную и нематериальную сферы. К материальной относятся, во-первых, отрасли, непосредственно производящие вещные блага (сельское хозяйство, лесное хозяйство, промышленность, строительство), во-вторых, отрасли, осуществляющие продвижение вещных благ к потребителю, в том числе, производственному (геологоразведка, грузовой транспорт, оптовая и розничная торговля). К нематериальной сфере принадлежат отрасли, с одной стороны, производящие услуги пассажирского транспорта, здравоохранения и физической культуры, образования, науки и научного обслуживания, информатики, культуры и искусства, а с другой стороны, обеспечивающие необходимые условия нормального функционирования всего экономического организма (социальное обеспечение, страхование, денежное обращение, кредит, финансы, армия, правоохранительные структуры, общественные, политические и государственные институты). [6]
Классификация информационных продуктов и услуг
По признаку характера предоставляемой информации можно различать следующие виды информационных продуктов и услуг (ИПУ): 1) документальные (документные); 2) библиографические; 3) фактографические; 4) аналитические; 5) консультационные.
Документальное обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления документов потребителям для постоянного или временного использования с целью извлечения необходимых им сведений (выдача документов на абонементе, в читальном зале, организация книжных выставок, просмотров литературы).
Библиографические продукты и услуги обеспечивают удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям библиографической информации. Библиографические продукты (библиографические записи, каталоги, списки, указатели литературы, библиографические БД) служат ресурсной базой.
Фактографические услуги предполагают удовлетворение потребностей пользователей в конкретной информации по существу вопроса. Выполнение фактографических запросов осуществляется информационными работниками либо на базе первичных документов, либо специально созданных для этих целей информационных продуктов (справочные издания, дайджесты, фактографические досье и БД, банки знаний и т. п.).
Аналитические продукты и услуги предполагают создание и предоставление специально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналитической, концептуальной, прогностической информации.
Консультационное обслуживание предполагает помощь пользователям в реализации информационного самообслуживания (поиск, извлечение, переработка информации, оформление результатов) путем предоставления консультационных услуг (консультации, семинары, тренинги и др.) и организации доступа к созданной специально для этих целей информационной продукции (рекламные буклеты, листовки).
Информационный рынок чаще всего сегментируется по комплексному признаку целевого назначения и сферы применения производимых продуктов и услуг. В структуре мирового и российского рынков ИПУ представлены сектора, обслуживающие: 1) сферу бизнеса (биржевая, финансовая, коммерческая информация); 2) сферу профессиональной и управленческой деятельности (специальная юридическая, медицинская, педагогическая, инженерная информация); 3) сферу массового потребления (новостийная, справочная, развлекательная информация).
Разработчики прикладной классификации ИПУ органов НТИ в ее основу положили признак вида информационного производства, выделив продукты и услуги:1) научно-информационной деятельности; 2) патентно-лицензионной деятельности; 3) переводческой деятельности; 4) библиотечно-библиографического обслуживания; 5) издательской и копировально-множительной деятельности; 6) рекламной деятельности и т. п.
По признаку широты распространения (информации адресности) различают ИПУ: 1) индивидуального назначения, ориентированные на индивидуальные информационные потребности конкретного пользователя; 2) группового назначения, ориентированные на близкие по содержанию информационные потребности группы пользователей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов; 3) массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей. [5]