Принципы менеджмента качества
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008
Учебные вопросы:
1. Общие положения
2. Принципы менеджмента качества
3. Основные положения систем менеджмента качества
Общие положения
В настоящее время действующими международными стандартами ISO семейства 9000 являются:
§ Стандарт ISO 9000:2005 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
§ Стандарт ISO 9001:2008 – «Системы менеджмента качества – Требования». Устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
§ Стандарт ISO 9004:2009 – «Управление с целью достижения устойчивого успеха организации – Подход с точки зрения менеджмента качества». Содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
§ Стандарт ISO 19011:2002 – «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды». Содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Кроме этих стандартов, к серии стандартов ISO 9000 относятся еще ряд стандартов, помогающих организациям внедрять СМК.
Международным стандартам ISO соответствуют российские стандарты:
§ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 – «Системы менеджмента качества Основные положения и словарь»
§ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – «Системы менеджмента качества. Требования»
§ ГОСТ Р ИСО 9004-2010 – «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации Подход на основе менеджмента качества»
§ ГОСТ Р ИСО 19011-2003 – «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»
Принципы менеджмента качества
При разработке стандартов ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 были определены 8 принципов менеджмента качества. Рассмотрим их содержание.
Принцип 1 – Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Ключевые выгоды:
· Повышенный оборот и доля на рынке, достигнутые за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможности
· Более результативное использование ресурсов организации для повышения удовлетворенности потребителей
· Повышенная приверженность потребителей, приводящая к повторному бизнес-сотрудничеству
Применение принципа ориентации на потребителя означает:
§ изучение и понимание всех потребностей и ожиданий потребителя, включая требования к качеству, упаковке, срокам поставки, цене, сервисным услугам и т.д.;
§ изучение потребностей других заинтересованных сторон;
§ оптимизацию соотношения требований всех заинтересованных сторон и их документальное оформление;
§ обеспечение соответствия целей и задач организации потребностям и ожиданиям потребителей;
§ отражение принципа ориентации на потребителя в Руководстве по качеству, политике, целях организации;
§ доведение этих требований до сведения всего персонала организации;
§ введение механизмов взаимодействия с потребителем;
§ организацию измерения и оценки степени удовлетворенности потребителей;
§ разработку корректирующих действий для повышения удовлетворенности потребителей.
Принцип 2 – Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Ключевые выгоды:
* Работники будут понимать цели и задачи организации и будут мотивированы на их достижения
* Различные виды деятельности оцениваются, выстраиваются и осуществляются единообразным способом
* Неэффективные коммуникации (связи) между уровнями организации будут сведены к минимуму
Применение принципа лидерство руководителя означает:
§ обеспечение такого руководства, которое позволяет получить наибольшую внутреннюю производительность и максимальное удовлетворение потребителя;
§ демонстрацию приверженности принципам системы менеджмента качества на личном примере;
§ понимание и реагирование ан внешние изменения;
§ рассмотрение потребностей всех заинтересованных сторон;
§ прогнозирование будущего организации;
§ постановку перспективных стратегических целей и задач;
§ создание и поддержание общих ценностей и внутренней этики на всех уровнях организации;
§ установление доверия и устранение страхов;
§ предоставление работникам требуемых ресурсов, обучения и свободы действий с требуемой ответственностью и отчетностью;
§ инициирование, поощрение и признание вклада работников;
§ обучение и продвижение людей;
§ поддержку открытых и честных взаимоотношений.
Принцип 3 – Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Ключевые выгоды:
* Мотивированные, преданные и вовлеченные работники внутри организации
* Нововведения и творческий подход при достижении целей организации
* Работники становятся ответственными за свою работу
* Работники стремятся участвовать и вносить вклад в постоянное улучшение
Применение принципа вовлечение работников означает:
§ обеспечение понимания персоналом важности собственного вклада и роли в организации;
§ определение ответственности каждого за результаты своей деятельности;
§ определение роли и ответственности персонала, привлечение его к решению проблем;
§ привлечение персонала к активному поиску возможностей улучшения и ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей;
§ привлечение персонала к оценке собственных показателей в сравнении со своими личными целями и задачами;
§ привлечение персонала к активному поиску возможностей повышения уровня своей компетентности, знаний и опыта;
§ создание условий для свободного обмена знаниями и опытом.
Принцип 4 – Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Ключевые выгоды:
* Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов
* Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты
* Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения
Применение принципа процессного подхода означает:
§ определение процессов, необходимых для выпуска продукции;
§ установление последовательности и взаимодействия процессов на предприятии;
§ установление четкой ответственности и полномочий для управления процессами;
§ определение входов и выходов (результатов) процессов;
§ определение критериев для измерения и анализа процессов;
§ определение внутренних и внешних поставщиков и потребителей процессов;
§ определение методов обеспечения результативности и эффективности выполнения процессов;
§ определение взаимосвязей каждого процесса с функциями предприятия;
§ определение внутренних и внешних взаимосвязей между функциями организации;
§ определение и обеспечение ресурсами, методами и материалами, необходимыми для достижения целей процессов;
§ оценивание рисков, последствий и воздействия процессов на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации – как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.
Процессный подход отражает всеобщую тенденцию развития менеджмента качества.
Процесс рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в выход.
Процессный подход обеспечивает:
§ взаимосвязь всех видов деятельности, их согласованность и направленность на достижение целей организации;
§ ориентация подразделений и служб на достижение конечного результата, определенного общей целью;
§ наглядность и понятность для персонала деятельности на предприятии;
§ возможность анализа процесса, оценки влияния на другие процессы, его совершенствования и приспособления к изменениям;
§ обозримость всех сфер деятельности предприятия и их согласованность;
§ измеримость результатов числовыми характеристиками;
§ облегчение управления организацией;
§ объединение людей и усиление коллективной (командной) работы, мотивацию персонала для достижения целей процессов и организации.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Ключевые выгоды:
* Интеграция и выстраивание [в цепочку] тех процессов, которые будут наилучшим образом достигать желаемых результатов
* Способность фокусировать усилия на ключевых процессах
* Предоставление заинтересованным сторонам уверенности в том, что касается устойчивости, результативности и эффективности организации
Применение принципа системного подхода к менеджменту означает:
§ структурирование системы путем установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей организации;
§ создание такой системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;
§ понимание взаимозависимости процессов в системе;
§ установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения поставленных целей;
§ непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания;
§ определение, прежде всего возможностей и ресурсов, а затем принятие решений о действии.
При системном подходе стало возможным полное использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования качества каждой составной части системы.
Принцип 6 – Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Ключевые выгоды:
* Преимущества в деятельности за счет повышенных возможностей организации
* Нацеленность деятельности по улучшению на всех уровнях на достижение стратегических целей организации
* Гибкость с точки зрения быстроты реагирования на выявленные возможности
Применение принципа постоянного улучшения означает:
§ установление целей по управлению и измерению постоянного улучшения;
§ оценку, признание и подтверждение улучшений;
§ использование согласованного подхода к постоянному улучшению во всей организации;
§ предоставление работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения, включая цикл Деминга, статистические методы и т.д.;
§ формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процесса и системы в целом, мотивацию персонала, участвующего в улучшениях;
§ превращение принципа постоянного улучшения продукции, процессов и системы в цель ля каждого работника организации;
§ периодическую оценку соответствия установленным критериям для определения области потенциального улучшения;
§ постоянное повышение эффективности всех процессов;
§ регистрацию улучшений.
Деятельность по улучшению должна рассматриваться как непрерывный процесс. Остановка в улучшении грозит опасностью отстать от конкурентов.
Постоянное улучшение может реализовываться как маленькими шагами, так и планомерными действиями.
Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Ключевые выгоды:
* Обоснованные решения
* Повышенная способность демонстрировать результативность принятых ранее решений посредством ссылок на записи соответствующих фактов
* Повышенная способность анализировать, подвергать сомнению и изменять мнения и решения
Применение принципа принятия решений, основанных на фактах, означает:
§ организацию мониторинга, измерений, сбора данных и информации;
§ обеспечение уверенности в достоверности и точности данных и информации;
§ использование апробированных методов для анализа данных и информации;
§ понимание ценности и применение соответствующих статистических методов для анализа и обработки информации;
§ принятие решений и осуществление действий на основе результатов анализа зарегистрированных фактов;
§ обеспечение доступности данных для тех, кому они требуются.
Данный принцип является наиболее сложным для реализации на предприятии.
Информацию и данные надо регистрировать, собирать, накапливать, обрабатывать и использовать для принятия решений. Следует определить состав регистрируемых данных, установить места их регистрации, идентификации, хранения, использования, маршруты передачи соответствующих данных и информации, установить требования к срокам хранения. Это означает, что на предприятии должна создаваться полноценная и достоверная информационная база.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Ключевые выгоды:
* Повышенная способность создавать ценности для обеих сторон
* Гибкость и быстрота совместной реакции на меняющийся рынок или потребности и ожидания потребителей
* Оптимизация затрат и ресурсов
Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками означает:
§ идентификацию и выбор основных поставщиков;
§ установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными целями предприятия и общества;
§ установление ясных и открытых контактов;
§ объединение знаний и ресурсов основных партнеров;
§ инициирование, поощрение и признание улучшений и достижений поставщиков;
§ инициирование совместных разработок и улучшение продукции и процессов;
§ совместную работу по четкому пониманию потребностей потребителя;
§ разработку совместных действий по улучшению;
§ обмен информацией и планами на будущее.