Рассмотрение трудовых споров судом

По признаку подведомственности различают споры:

♦ непосредственно (без предварительного рассмотрения в КТС) подведомственные суду (ч. 2 и 3 ст. 241 ТК);

♦ условно подведомственные суду, т.е. подлежащие рассмотрению в суде лишь после обращения в КТС (ч. 1 ст. 241 ТК).

Условно подведомственны суду трудовые споры по заявлению:

♦ о недействительности трудового договора (ст. 22 ТК);

♦ работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС;

♦ работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок;

♦ прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Споры, непосредственно подведомственные судам, можно разделить на три группы. Первую (основную) составляют споры по заявлениям: 1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы; 2) работников – нечленов профсоюза, если они предпочли обратиться именно в суд; 3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения; 4) нанимателей о возмещении работниками причинённого им материального ущерба; 5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством был решён нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав; 6) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо в связи с несогласием с его содержанием (ч. 2 ст. 241 ТК).

Вторую группу составляют споры об отказе в заключении трудового договора с: 1) лицами, приглашёнными на работу в порядке перевода от другого нанимателя; 2) молодыми специалистами, окончившими высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантами, завершившими обучение в очной аспирантуре, лицами, окончившими профессионально-техническое учебное заведение и направленными в установленном порядке на работу к определённому нанимателю; 3) другими лицами, с которыми наниматель в соответствии с законодательством обязан заключить трудовой договор; 4) лицами по дискриминационным мотивам. Установленный главой 17 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на вытекающие из гражданско-правовых отношений требования работников о взыскании ущерба с нанимателя, несвоевременно оформившего или несвоевременно представившего органам социального обеспечения документы для назначения пенсии (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2).

В третью группу споров, непосредственно подведомственных судам, относят, в частности, споры: 1) работников, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными комитетами (библиотекари, бухгалтеры и т.д.); 2) работающих по трудовым договорам у граждан. Споры третьей группы в ст. 241 ТК прямо не названы.

Для возбуждения трудовых дел в судах законодатель установил определённые сроки. Общий срок является трёхмесячным. Он течёт со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Этот срок применяется ко всем категориям трудовых споров, для которых не установлены иные сроки.

По делам об увольнении предусмотрен более короткий (месячный) срок, который течёт со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора. Пока приказ либо трудовая книжка не вручены, срок давности не начал течь. Поэтому приказ должен вручаться увольняемому под расписку сразу после издания. Одновременно под расписку должна вручаться и трудовая книжка. Несвоевременное вручение приказа, трудовой книжки приводит, в частности, к значительному увеличению сумм, взыскиваемых за время вынужденного прогула, если суд восстанавливает уволенного на работе. Начало течения месячного срока может связываться также с отказом работника получить хотя бы один из названных документов или с отказом нанимателя выдать его (ч. 1 ст. 242 ТК).

Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причинённого ему работником, установлен срок – один год со дня обнаружения ущерба (ч. 2 ст. 242 ТК). Но если ущерб выявлен в результате инвентаризации, ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, днём обнаружения ущерба принято считать день составления (подписания) соответствующего акта или заключения.

Названные трёхмесячный, месячный и годичный сроки применяются также при обращении в суд прокурора.

В случае пропуска этих сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены.

Суды рассматривают трудовые споры по общим правилам гражданского судопроизводства с некоторыми особенностями.

Иски работников к нанимателям – юридическим лицам предъявляются по месту их нахождения, указанному в уставе или ином учредительном документе, а иски нанимателей к работникам – по месту жительства последних (ст. 46 ГПК). Иск нанимателя к работнику о возмещении материального ущерба может предъявляться также по месту причинения вреда.

Кроме истца дело в суде может возбудить также прокурор или профсоюз (ст. 81, 86 ГПК). Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора или профсоюза, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ст. 82 ГПК).

По тем трудовым спорам, которые непосредственно подведомственны судам, истцами являются лица, которые обращаются в суд за защитой своих прав, а ответчиками – лица, которые, по мнению истцов, нарушили их права и охраняемые законом интересы. Так, если работник причинил материальный ущерб нанимателю, последний будет истцом, а работник – ответчиком.

Если спор подведомствен суду, он может быть передан на рассмотрение суда как работником, который считает, что его нарушенное право не восстановлено комиссией по трудовым спорам, так и нанимателем, который находит, что вынесенное комиссией постановление по спору противоречит законодательству. Однако по сложившейся практике истцом в любом из этих случаев считается работник, обратившийся с требованием в КТС, а ответчиком – наниматель. Это связано с тем, что в таких случаях трудовой спор в суде возникает не впервые, а как бы продолжается, поскольку суд рассматривает жалобу на решение КТС.

По общему правилу способность своими действиями лично осуществлять свои права, выполнять обязанности в суде и поручать ведение дела представителям принадлежит совершеннолетним гражданам и юридическим лицам (ч. 1 ст. 59 ГПК). Поскольку на работу принимаются с 16, а с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) – с 14 лет (ст. 21 ТК), несовершеннолетние работники вправе лично обращаться в суд по трудовым спорам. Привлечение судом к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения самого суда (ч. 3 ст. 59 ГПК).

Истцом или ответчиком может быть только сам наниматель, с которым работник состоит в трудовом правоотношении. Руководитель организации независимо от форм собственности выступает в качестве органа юридического лица. Он подтверждает своё право выступать по делу от имени нанимателя документом, который удостоверяет его служебное положение или полномочие (ч. 3 ст. 70 ГПК). Кроме того, организации ведут трудовые дела в судах через представителей, которыми могут быть как юрисконсульты, так и другие работники. Представитель нанимателя допускается к участию в деле только при наличии доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Дела по рассмотрению трудовых споров должны рассматриваться судом не позднее одного месяца со дня принятия заявления (ст. 158 ГПК).

Подготовка дела к судебному разбирательству урегулирована главой 26 ГПК.

Круг действий, совершаемых судьёй в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, прежде всего обусловлен характером спора. По делам о восстановлении на работе требуются доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть обоснованность увольнения. Если, например, работник был уволен по сокращению штата, судья истребует доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу, либо о том, что наниматель не имел возможности перевести работника, с его согласия, на другую работу у того же нанимателя, а также выясняет, не имеет ли высвобожденный работник преимущественного права на оставление на работе, предусмотренного ст. 45 ТК и другим законодательством, предупреждался ли он за два месяца о предстоящем увольнении.

Обязанность представить доказательства по делам о разрешении трудового спора лежит на той стороне, которая ими располагает. Обычно такой стороной является наниматель. В частности, по спорам о восстановлении на прежней работе или в прежней должности наниматель доказывает факты, которые в силу закона дают основания для увольнения или перевода на другую работу. Если, например, работник уволен по п. 5 ст. 42 ТК, наниматель должен доказать факт прогула, которым считается также отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня. При увольнении за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения (п. 7 ст. 42 ТК) целесообразно представить акт о медицинском освидетельствовании работника. Но могут быть представлены и иные доказательства, например акт, составленный по поводу отстранения от работы или пребывания в состоянии опьянения.

Истец по делу вправе отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск. Стороны могут окончить дело мировым соглашением (ч. 3 ст. 61 ГПК).

Недопустимы лишь такие мировые соглашения по делам о разрешении трудовых споров, которые нарушают действующее законодательство.

Важное значение для регулирования трудовых споров имеют ст. 243–245 ТК.

Если существенные изменения условий труда вызваны объективными производственными, организационными или экономическими причинами, а работник не согласен продолжать работу в новых условиях, суд вправе по своей инициативе изменить формулировку увольнения на п. 5 ст. 35 ТК («отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда»). При этом Пленум Верховного Суда Республики Беларусь подчёркивает, что, если работник при изложенных обстоятельствах не был за один месяц до увольнения предупреждён об изменениях условий труда (ст. 32 ТК), суд должен изменить и дату увольнения таким образом, чтобы трудовые отношения были прекращены в день истечения названного срока (п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2).

По ст. 244 ТК в случаях восстановления работника на прежней работе, а также изменения формулировки причины увольнения, которая препятствовала поступлению работника на новую работу, ему выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула.

При незаконном переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы работнику выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула или разница в заработке за время нижеоплачиваемой работы. Наниматель может произвести указанные выплаты при отсутствии решения органа по рассмотрению трудового спора (ст. 244 ТК).

В целях предотвращения фактов незаконного увольнения и перевода на другую работу, а также для возмещения причинённого в связи с этим материального ущерба нанимателю суд применяет ст. 245 ТК, т.е. возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, обязанность возместить ущерб, причинённый в связи с оплатой вынужденного прогула или выполнением нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается на должностное лицо, если соответствующие действия совершены им с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда (ст. 245 ТК).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение индивидуального трудового спора.

2. Какие органы рассматривают индивидуальные трудовые споры? .

3. Каков порядок образования КТС?

4. Какие вопросы рассматривают КТС?

5. Какие трудовые споры рассматриваются судом?

Наши рекомендации