Основные принципы и задачи логистики в системе управления предприятием
Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.
Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции.
Принцип обратной связи предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка продуктов и услуг. Исходя из ожидаемых заказов, необходимого качества и сроков поставок устанавливаются масштабы и ассортимент производимой продукции, формируются заказы на материалы. В свою очередь, в соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса и т.д. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который бы осуществлял сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях товарного рынка.
Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.
Принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию тенденций изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий.
Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и безусловное выполнение графика поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок предполагает необходимость синхронизации всех стадий товародвижения, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и резервных запасов.
Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и др. Наибольший эффект «уплотнения времени» и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материала до поступления готового продукта заказчику.
Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной поставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно, организующая снабжение предприятий), должна участвовать в принятии решения о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графика выпуска готовой продукции.
Существенной задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции к местам хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль над его соблюдением – совместная задача служб логистики и планирования производства.
Анализ логистических систем - это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий. Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:
1. При решении логистических задач:
· когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;
· когда требуется увязка цели логистической системы с множеством средств ее достижения;
· когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;
· когда имеют место трудносравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
2. При формировании новых логистических систем;
3. При осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;
4. При принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;
5. При выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет).
Иными словами, анализ логистических систем необходим тогда, когда потребности велики, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логистических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.
Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
1. Правильно и четко описать логистическую систему, сформулировать ее основные цели;
2. Установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
3. Выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем, чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
4. Разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
5. Выбрать оптимальный курс развития логистической системы;
6. Выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;
7. Разработать конкретные показатели функционирования логистической системы.
Логистическая система, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей.
Динамично развиваясь, предприятие использует логистическую систему и способно быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.
Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой (см. Таблица 1), что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке. Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. Отличает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Экономическое состояние предприятия (фаза жизненного цикла) | Уровни сложности реструктуризации | Формы преобразований | Уровни логистической поддержки | |
Кризисное (спад, стагнация) | Кризисная реструктуризация | Варианты реорганизации, сокращение непрофильных активов, утилизация, санация | Логистика группы операций, частичная формализация и рационализация | |
Стабильное, равновесное | Адаптивно-превентивная (упреждающая) реструктуризация | Совершенствование структуры и отдельных функций, начальная рекомбинация ресурсов | Логистика отдельных подсистем (закупочная, сбытовая, транспортная и пр.), функциональная рационализация | |
Рост, экспансия | Стратегическая реструктуризация для целей развития | Комплексное преобразование структуры и функций. Реинжиниринг, реструктуризация бизнес-процессов | Логистика бизнес-процессов фирмы в целом, межфункциональная рационализация (оптимизация). Логистика цепи поставок (SCM) |
Табл. 1.1. Взаимодействие уровней реструктуризации предприятия
Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.
Логистическая цель характеризуется:
1. содержанием — величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты), изменением характеристики (например, увеличение оборота), отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал);
2. временным периодом — должен быть установлен период, за который должна быть осуществлена цель.
Поиск вариантов – выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы. Процесс поиска включает в себя:
1. Систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);
2. Комбинирование отдельных идей в независимые варианты;
3. Точную формулировку найденных вариантов;
4. Анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;
5. Ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);
6. Проверку полноты допустимой области.
При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.
Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.
Область допустимых значений (пространство решений) — это множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.
Для разработки путей совершенствования логистических систем необходимо осуществлять постоянный контроль над деятельностью всех функциональных подразделений.
Контроллинг — совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.
Логистический контроль — это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности той или иной службы; оцениваются в частности:
1. Её отношения с внутренними потребителями (другими службами);
2. Методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения;
3. Отношения с поставщиками.
Задача специалиста по логистике заключается в том, чтобы определить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения.
Эффективность применяемых логистических принципов определяется с помощью системы показателей.
Система оценки эффективности логистической системы предприятия включает в себя ряд измерителей и (или) коэффициентов.
Требования, предъявляемые к измерителям логистической системы:
1. Пригодность - измеритель действительно должен измерять то, для чего он предназначен;
2. Правильность и точность - измеритель должен правильно и точно определять характеристики поведения объекта;
3. Полнота - система измерения должна полностью определять поведение логистического объекта;
4. Понятность - измерители должны быть просты и понятны и при этом заключать в себе необходимый смысл. Этот критерий во многом зависит от пользователя системы, так как некоторые пользователи более квалифицированны по сравнению с другими;
5. Квантифицируемостъ - измеритель должен содержать количественное выражение, так как это облегчает понимание потребителем характера логистического обслуживания;
6. Контролируемость - измерители должны характеризовать те факторы, взаимосвязи или любые явления, которые контролируются специалистом службы логистики. Менеджеры более высоко ценят систему, которая измеряет контролируемые ими параметры, нежели ту систему, которая измеряет не контролируемые ими показатели;
7. Эффективность - измерители должны быть эффективными и способствовать выработке рекомендаций.
Методы оценки логистической системы:
· методы определения доходности (например, методы капитализированной стоимости, анализ затрат и доходов, метод взвешивания целей);
· методы оценки стабильности (например, анализ чувствительности, анализ рисков).
Критерии оценки результативности логистической системы:
1. Действенность — это степень достижения логистической системой поставленных перед ней целей; степень завершения «нужной» для потребителя работы.
2. Экономичность — это степень использования логистической системой «нужных» ресурсов; измеритель, характеризующий результативность логистической системы в отношении затрат. Ее можно выразить через отношение ресурсов, подлежащих потреблению, и ресурсов, фактически потребленных.
3. Качество продукции.
4. Качество трудовой жизни.
5. Инновации.
6. Прибыльность (издержки и цены).
7. Производительность — это соотношение количества готовой продукции и затрат на выпуск соответствующей продукции, а также сопоставление объема обслуживания потребителей с величиной затраченных ресурсов.
Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
· снизить запасы на всем пути движения материального потока;
· сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
· снизить транспортные расходы;
· сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы). Необходимо выделить важнейший «рычаг» для данного предприятия.
Итак, основным принципом, обеспечивающим функционирование экономического механизма, является принцип системности подразделений. Чтобы считаться системой, объект должен обладать четырьмя свойствами: целостность и членимость, наличие связей, наличие определенной организационной структуры, которая формирует связи и интегративные качества. Однако не всякая система является логистической. Традиционно сложившиеся системы специально не проектировались, а возникли как результат деятельности отдельных элементов (различных предприятий или подразделений одного предприятия). Логистика же ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материало-проводящих систем. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками. Все элементы логистических систем подчинены одной общей цели, действия участников максимально скоординированы. Функционирование системы подвергается постоянному анализу и контролю в целях принятия наиболее оптимальных решений и выявления резервов повышения качества работы. Выработка решений производится на научной основе с использованием квалифицированного персонала.