Экономическая политика Совета
Программные документы ССАГПЗ акцентируют внимание на политико-экономическим вопросам расширения и ускорения торгово-экономической и производственной кооперации и интеграции стран-членов. Механизмом разработки и унификации инвестиционной стратегии ССАГПЗ является Инвестиционная корпорация Залива (ИКЗ, английское название - Gulf Investment Corporation), руководителем которой недавно избран государственного министра финансов и промышленности ОАЭ Ах-Мада Хумейда ат-Таира. Целью ИКЗ является финансирование проектов совместных предприятий во всех отраслях экономики. ИКЗ занимается также поиском инвестиционных возможностей во всем мире. ИКЗ участвует в финансировании 18-ти инвестиционных проектов и в их еспертизи. Штаб-квартира ИКЗ есть в Кувейте. В рамках ССАГПЗ функционирует также специализированная проектно стандартизационных Комиссия со штаб-квартирой в Эр-Рияде. За время своей деятельности она ассигновала средства на разработку проектно-сметной документации 574 объектов. Учитывая значительную количество совместных проектов стран-членов ССАГПЗ при Совете был создан также Техническое бюро по связям, штаб-квартира которого расположена в Бахрейне. При встречи в верхах в Эр-Рияде в ноябре 1981 года государства-участники ССАГПЗ подписали Объединенную экономическое соглашение (Unified Economic Agreement), которая определила основные направления экономической кооперации на долгосрочной основе. На треть той сессии в Манаме в ноябре 1982 года страны Совета договорились, что выполнение некоторых пунктов Соглашения начнется с 1 марта 1984 года. Поскольку уже тогда чувствовалась тенденция к снижению поступлений от нефти, ССАГПЗ осознала необходимость унификации экономической стратегии, в которой главное место отводилось бы концепции планового развития экономик стран Совета. На Соглашение возлагались немалые надежды, многие из которых так и не удалось реализовать в задуманном объеме. В соглашении, насчитывает 28 статей, содержатся положения о ликвидации таможенных пошлин и платежей между государствами-членами ССАГПЗ в тех случаях, когда товары в стране-экспортере имеют 40-процентную добавленную стоимость (ст. II и III). Предлагалось установить минимальную общую внешнюю тарифную сетку от 4% до 20% (ст. IV), согласовать экспортно-импортную политику, сформировать коллективные миротворческие силы, которые должны укрепить позицию государств-членов Совета в отношениях с иностранными поставщиками (Ст. IX), скоординировать политику в нефтяной отрасли (ст. XI), промышленности путем стандартизации промышленного законодательства, специализированно концентрировать промышленные предприятия в тех странах Совета, где для этого существуют соответствующие условия (ст. XII). Соглашение предусматривало также координации политики стран Совета в области технологий и подготовки квалифицированной рабочей силы (ст. XIV-XVII), формирование единого подхода к морскому, сухопутного и воздушного транспорта (Ст. XVII-XX), формирования инвестиционной стратегии, координацию монетарной, банковской и финансовой политики вплоть до введения в обращение общей валюты (ст. XXI-XXIII).
Одним из самых проблематичных и одновременно перспективных пунктов экономической Соглашения является статья XI, которая предусматривает координацию политики стран Совета в нефтяной и газовой отраслях. Члены ССАГПЗ обладают минимум двумя пяти мировых запасе нефти, но сложность заключается в том, что ресурсы шести стран Ра ди распределяются крайне неравномерно. Так, ни Бахрейн, ни Оман не имеют достаточных запасов, чтобы обеспечить себе членство в ОПЕК Членство в этой организации важно для получения экспортных квот на нефть. Например, Бахрейн из других членов ССАГПЗ вообще оказался в уникальной ситуации, когда длительное время не экспортировал сырой нефти, а полностью зависел от продажи переработанных нефтепродуктов. Проблемой для Совета также разную степень государственного контроля над всеми нефтяными запасами той или иной страны. Только Кувейта удалось национализировать все звенья экономики. Газ, производство которого тесно связано с переработкой сырой нефти, порождает все больше вопросов по оптимальным размещением в регионе соответствующих энергоемких предприятий, бесперебойное и надежное функционирование которых, в свою очередь, вызывает необходимость внедрения единой для всех членов ССАГПЗ системы энергоснабжения. Эта проблема впервые рассматривалась еще на четвертом саммите Совета в 80-х годах и с тех пор разговоры о создании объединенной системы энергосетей стран Совета не прекращаются. Предполагалось двустороннее осуществления проекта. Первый этап требовал ориентировочно 1940000 дол. для объединения энергосетей Кувейта, Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна. Второй этап, стоимостью в 1,4 млн дол., Предусматривал подключение к системе ОАЭ и Заблуждение. Проект был в целом одобрен и получил поддержку глав государств-членов ССАГПЗ, но война в Персидском заливе 1990-1991 годах заставила страны Совета отложить его реализацию. Проблему удалось решить до сих пор, но уже через нехватки средств. Ведь в течение нескольких лет возросла стоимость материалов и работ, а также было подготовлено новое совместное исследование проекта единой энергосистемы ССАГПЗ как составной части объединенной энергосистемы всех арабских стран. С Учитывая это, для реализации проекта решено привлечь средства частного сектора.
С конца 80-х годов XX в. заметно возросло стремление стран Совета играть более активную роль в мировых хозяйственных связях, наблюдаются серьезные сдвиги в международной экономической политике ССАГПЗ, вырисовывается курс на отход от односторонней ориентации на Запад, стремление отыскать свое место в международном разделении труда, выйти за рамки региональных приоритетов, продемонстрировать свой политико-экономический и финансовый потенциал на мировом уровне, четко прослеживается линия на установление сбалансированных отношений с различными странами поиски новых рынков, в частности в Центральной и Восточной Европе.
Основными торгово-экономическими партнерами стран Совета является ЕС, Япония и США. Значительное внимание уделяется развитию связей с ЕС. Ратифицирована и вступила в силу с 1 января 1990 Соглашение о сотрудничестве, которое было подписано 5 июня 1988 года. Сегодня на ССАГПЗ приходится 35% всех иностранных инвестиций в ЕС, экспорт стран ЕС в Затоку превышает 13 млрд долл.. США. ССАГПЗ и ЕС на протяжении нескольких последних лет ведут переговоры по соглашению о свободной торговле. На пути ее достижения стоят такие преграды, как отсутствие унифицированных таможенных тарифов среди стран Совета и настоянию ЕС на введении налога на энергоносители. Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар, Кувейт и Бахрейн ежегодно проводят переговоры о создании между собой общего рынка - основной цели их объединения в 1981 году в Совет сотрудничества, однако до сих пор не могут прийти согласия относительно единых таможенных тарифов, которые в этих странах колеблются от 4 до 20 процентов. Унификация таможенных тарифов среди самих стран-членов Совета - главная предпосылка, с позиции ЕС, для создания зоны свободной торговли между двумя группировками государств. Вместе с тем страны Совета добиваются беспошлинного доступа своих нефтепродуктах я на европейский рынок, рассматривая налог на энергоносители, на введении которого настаивают ЕС и США, как угрозу для доходов, которые они получают от нефти. Достижения соглашения о свободной торговле сдерживается также опасениями ЕС, в случае снятия 13-15-от-процентное налогов на нефтепродукции государств-членов ССАГПЗ европейский рынок будет наполнен дешевой продукцией с региона Залива, может негативно отразиться на нефтеперерабатывающей промышленности ЕС. Совет же настаивает на снятии тарифов как на нефтепродукты, так и на европейские товары. Время налог поднимет стоимость энергоносителей для конечных потребителей, что, в свою очередь, вызовет повышение цен на товары и услуги, экспортируемые в развивающиеся страны. Это должно негативно повлиять на торговлю, а следовательно и на экономическое развитие. В 1994 году ЕС дал, наконец, согласие на то, чтобы передать арабским странам Залива отдельные технологии, которые ставят целью создания индустриальной базы и диверсификации зависимой от нефти экономики. ЕС согласился включить страны Совета к своей "инвестиционной программы", которая поддерживает создание малых и средних совместных предприятий с участием обеих сторон. Программа должно положительно отразиться на экономиках стран Совета и способствовать повышению квалификации их рабочей силы, предоставить новые возможности для бизнесменов этих стран. Она направлена
на развитие торговли между двумя сообществами государств и на поддержку тех проектов, которые эффективно способствовать расширению технического сотрудничества. Европейскими банками предусматривается финансирование промышленности, сельского хозяйства и услуг. По мнению аналитиков, этот шаг ЕС сделан В ответ на неоднократные просьбы ССАГПЗ по разработке совместных промышленных проектов и передачи технологий, диверсифицировало бы источники поступления их доходов. И все же ни ЕС, ни США и Япония - два другие главные партнеры ССАГПЗ - не проявляют особого энтузиазма относительно участия в крупных проектах в регионе Залива, рассматривая местный рынок как незначительный, а ситуацию в регионе как нестабильную. В обмен на технологии страны Совета предлагают потенциальным партнерам стабильные долгосрочные поставки сырой нефти. Несколько встреч с этому вопросу завершились безрезультатно, а нежелание ЕС помочь странам Совета технологиями вызывает нарекания со стороны этих стран, не устраивает, чтобы их рассматривали лишь как рынки сбыта товаров. Учитывая эти обстоятельства, отыскать свою специфическую технологическую нишу в странах Совета могла бы Украина.
Попутно можно отметить, что 18 мая 1996 Генеральный секретарь ССАГПЗ Джамиль Худжейлан встречался с Послом России в Саудовской Аравии с целью обсуждение путей развития отношений Совета с Россией. 2-4 ноября 1993 года в Дубаи под эгидой министерства финансов и промышленности ОАЭ, Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), Арабской корпорации инвестиционных гарантий (Arab Corporation for Investment Guarantees), Всемирного Банка, Экономического Департамента Дубая и Федерации Торгово-промышленных палат ОАЭ состоялся симпозиум по вопросам инвестиционной политики в арабских странах. Главная цель симпозиума - активизировать содействие межарабский инвестициям и создать специальный орган для выполнения этой задачи, Участники симпозиума обратились к арабским странам с призывом пересмотреть инвестиционную стратегию, содействовать внутренним инвестициям и сдерживанию оттока капитала за пределы региона. По оценкам Арабской лиги, ООН, Всемирного банка и других институтов, арабские инвестиции в арабских странах составляли в 1993 году около 26 млрд дол. США. Время арабские активы по рубежом достигали 680 млрд долл.., к которым добавлялось 100 млрд долл.. в форме частных вкладов арабских граждан в иностранных банках. Зарубежные активы, которые принадлежат большей частью арабским странам Персидского залива, включали около 200-300 млрд дол. в ценных бумагах и около 260 млрд долл.. в банковских депозитах. Важным фактором переориентации инвестиционной политики из развитых стран Европы и Америки является затяжной экономический спад, снижение показателей темпов экономического роста в них до уровня который значительно отстает от темпов роста азиатских стран, например Индии, в конечном итоге приводит к снижение доходов от инвестиций. В то же время, экономика стран-членов ССАГПЗ требует дополнительных капиталовложений с учетом необходимости преодоления в их развития почти 90-процентной зависимости от экспорта нефтепродуктов.
Сегодня на повестке дня в странах ССАГПЗ стоит вопрос диверсификации экономики, что невозможно без дополнительных инвестиций. С целью обеспечения притока дополнительных инвестиций в страны ССАГПЗ было рекомендовано три важнейших меры, а именно: создание в этих странах более благоприятного инвестиционного среды, обеспечение инвестиционных возможностей в виде конкретных инвестиционных проектов и создания эффективного органа содействия инвестиционной деятельности. В 1993 году, несмотря на сокращение поступлений от продажи нефти и нефтепродуктов, экономический рост стран ССАГПЗ составил более 6%. Валовой национальный продукт (ВНП) стран Совета достиг 201 100 000 000 дол. по сравнению с 190,4 млрд дол. в 1992 году, что свидетельствует о его рост на 5,6%. Положительные темпы роста зафиксированы во всех странах-членах Совета, но они значительно отличаются между собой учитывая существенные колебания добычи нефти в каждой из них. Крупнейшие темпы роста зафиксированы в Кувейте. Увеличение объясняется значительным ростом добычи нефти в стране после того, как ОАЭ завершили в Кувейте ремонтные работы в нефтяной отрасли, которая серьезно пострадала в результате иракского вторжения. В Саудовской Аравии зафиксирован низкие темпы роста. В ОАЭ, занимающих второе место в арабском мире по добыче нефти, зафиксированы аналогичные темпы роста.
Положительные темпы роста были зафиксированы в 1993 году и в других государствах-членах ССАГПЗ. Несмотря на то, что средние темпы роста в странах Совета были выше, чем среднемировые, во ни остаются значительно ниже достигнутых в середине 70-х - начале 80-х годов. Большинство государств ССАГПЗ тогда сообщали, что рост в их экономиках составлял от 10 до 15% в год
в связи с массовыми капиталовложениями в инфраструктуру. Однако, после 1993 года в некоторых странах ССАГПЗ начали фиксироваться отрицательные показатели, вызванные колебания цен и неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке нефти. Это заставило большинство из них пойти на определенное стимулирование промышленности, ее дивесификацию, а также осуществить определенные реформы, включая приватизацию. Промышленное производство за последние несколько лет постоянно росло преимущественно за счет значительных инвестиций. Рост зафиксирован и в торговле и сельском хозяйстве. Вместе с тем поступления от нефти в реальных долларовых ценах уменьшилось в связи с резким падением номинальных цен на сырую нефть почти до уровня 1973 года. Однако ОАПЕК ожидала повышения цен на нефть в последующие годы, что подтверждается современными тенденциями. ОАПЕК, базирующаяся в Кувейте и в которой входят Саудовская Аравия и девять других ключевых арабских стран-производителей нефти, отмечала, что цены на нефть начала 90-х годов эквивалентные 6 дол. в реальном подсчете на 1973 год, когда цена на нефть составляла в среднем 3,1 долл. за баррель. "Это означает, что в то время, как номинальные цены на нефть с 1973 года по 1993 год выросли почти в пять раз, реальная цена увеличилась лишь на 95% ", - отмечала в своем ежемесячном бюллетени эта организация. Упомянутые события сопровождались изменениями в уровнях экспорта нефти странами-членами ССАГПЗ. их доходы в реальных ценах выросли в 1980 году, перед тем как начали снижаться и достигли рекордно низкого уровня в 23 млрд долл.. в 1986 году. От такой ситуации особенно пострадала Саудовская Аравия - крупнейший производитель и экспортер сырой нефти в мире. Ее доходы в текущих ценах уменьшились.
Падение цен на нефть в Саудовской Аравии привело также сокращение ее производства. С пикового уровня в 12 млн баррелей в день в 1980 году, страна, контролирует четвертую часть добычи сырой нефти в мире, начала добывать в среднем 5 млн баррелей в день после 1986 года до того, как ей удалось постепенно нарастить добычу до 8 млн баррелей в день в 1990 году. Передбачилось, что это повышение покроет расходы примерно 4 млн баррелей в день в связи с прекращением поставок из Ирака и Кувейта во время войны в Персидском заливе. Между тем в центральной части Саудовской Аравии, южнее Эр-Рияд, обнаружены два новых
нефтяных поля. За последние годы в этом районе королевства целом открыто 9 новых нефтяных полей. Общие запасы национальных месторождений, которые разрабатывает компания "АРАМКО", приближаются до 269 млрд баррелей нефти и 180 трлн кубических футов газа. В связи с открытием и разработкой новых месторождений резко возрос также добыча нефти в ОАЭ. Эмираты, которые добывали около 0,8 млн баррелей в день 15 лет назад, сейчас добывают около 2,2 млн баррелей в день. Существенно снизились темпы роста экономики Катара, которые когда-то были самыми высокими на Ближнем Востоке; значительно меньше стала динамика роста ВНП Кувейта сравнению с 100-от-процентное ростом в 1993 году. Следует также добавить, что добыча нефти постепенно растет и в соседнем со странами-членами ССАГПЗ Йемене, где ее разведанные запасы составляют 2 млрд баррелей. 22 компании США, Канады, Великобритании и Франции вложили в освоение йеменских нефтяных запасов около 200 млн дол. и продолжают поисковые работы.
Негативные последствия для экономик стран-членов Совета малая война против Ираке 2003 года, негативно повлияла прежде всего на такие отрасли экономики, как транспорт, туризм, финансы и выставочный бизнес. А в ряде сфер наблюдалась депрессия уже до начала войны.
Заметные негативные последствия войны наблюдаются в области туризма. Резкое уменьшение количества туристов в ОАЭ, Бахрейне, Катаре, Кувейте и Саудовской Аравии привело не только к уменьшению спроса в ресторанах и гостиницах, но и на рынка золотых изделий и драгоценных украшений.
Вхождение Персидского залива в зону опасности первой степени во время войны в регионе в 2003 году негативно сказалось на воздушных и морских перевозках в регионе. Поскольку страны Совета ввозят из-за границы большинство необходимых видов товаров рост оплаты за страхование и морского тарифа привело к заметному удорожанию импортных товаров.
Война также нанесла удар по экономике выставок и ярмарок стран ССАГПЗ. Крупнейших убытков потерпел Дубай (ОАЭ). В прошлом году Дубай ежегодно организовывал более 60 великомаштабних выставок, прибыль от которых превышал 100 млн долларов США После начала войны в Ираке в 2003 году большинство выставок была перенесена, а некоторые из них - отменены.