И разделов пояснительной записки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПО КУРСУ «МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
По специальности 080505
«Управление персоналом»
специализация «кадровый консалтинг и аудит»
Рязань 2012
УДК 93/99 (077)
ББК 63.3 я 73
Издано по решению учебно-методического совета Гуманитарного института РГРТУ
Методическое пособие к курсовому проектированию по курсу «мотивация трудовой деятельности» по специальности 080505 «Управление персоналом» специализация «Кадровый консалтинг и аудит»/ Синёв Р.С. Рязань: Изд-во РГРТУ, 2012. – 24 с.
В методическом пособии излагаются общие требования к содержанию и оформлению курсового проекта по курсоу «Мотивация трудовой деятельности» по специальности 080505 «Управление персоналом» специализация «Кадровый консалтинг и аудит».
Методическое пособие рекомендуется студентам 5-го курса Гуманитарного института РГРТУ указанной специальности и руководителям курсовых проектов.
Рецензент.
Ильин А.В. –к.ю.н., доцент кафедры управления и экономики Рязанского заочного института Московского государственного университета культуры и искусства.
© Синёв Р.С.
© РГРТУ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................... 4
Требования к курсовому проекту по курсу «Мотивация трудовой деятельности» по специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «кадровый консалтинг и аудит».... 5
Методические рекомендации рекомендации по подготовке пояснительной записки 11
Как формулировать тему проекта............................................. 14
Как написать введение.............................................................. 17
Как написать первую главу пояснительной записки................... 19
Как написать вторую главу пояснительной записки................... 21
Как написать третью главу пояснительной записки................... 23
Как написать заключение........................................................... 24
Как подготовить доклад для защиты проекта........................... 25
Как подготовить презентацию для защиты проекта................... 26
Как правильно оформить список литературы........................... 27
Введение
Данное методическое пособие предназначено студентам специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «кадровый консалтинг и аудит» с целью минимизации количества ошибок при подготовке пояснительной записки и защите кусровых проектов по курсу «мотивация трудовой деятельности».
В пособии описана система аттестационных требований, предъявляемых к курсовому проекту, а так же приведены рекомендации по подготовке всех разделов пояснительной записки.
Требования к курсовому проекту по курсу «Мотивация трудовой деятельности» по специальности 080505 «Управление персоналом», специализация «кадровый консалтинг и аудит»
Деятельность специалиста, в отличие от всех других категорий работников, носит экспертный характер. Целью этой деятельности является оказание помощи руководителю в принятии управленческих решений. Так как принятие управленческих решений связано с высоким разнообразием работ и при этом не предполагает их повторяемости, деятельность специалиста имеет выраженный проектный[1] характер.
Поскольку процесс подготовки и защиты курсового проекта по курсу «мотивация трудовой деятельности» по специальности 080505 «Управление персоналом» специализация «Кадровый консалтинг и аудит» моделирует реальную ситуацию выполнения специалистом исследований и разработок для заказчика, что позволяет студенту продемонстрировать свою компетентность[2] в избранной специальности.
Учитывая тот факт, что обращение за помощью к эксперту, свидетельствует о том, что руководитель в данный момент не обладает достаточными для принятия решения ресурсами — квалификацией, информацией и/или временем на их получение, следует выделить две составляющих компетентности специалиста:
- специалист должен быть способен предложить руководителю опыт решения аналогичных проблем в других организациях;
- специалист должен обладать специальными, т.е. неизвестными и неочевидными для неспециалистов, методами выявления и решения проблем.
Раскроем эти требования в форме компетентностной модели (см. рис.1). При этом следует обратить внимание на то, что компетенция представляет собой способность достичь полезного результата, решая профессиональные задачи определенного класса, а не владение какими-либо конкретными умениями и навыками или знание определенных фактов. Таким образом, данная компетентностная модель задает требования к результату работы, который должен быть максимально полезным для заказчика, а не к конкретному способу его достижения, который автор проекта может и должен выбирать самостоятельно. Кроме того, если проблема может быть решена несколькими способами, автору следует выбрать наиболее простой из них.
Для того, чтобы предложить руководителю опыт решения аналогичных проблем, специалист:
- демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания;
- способен систематизировать и представить информацию в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде.
Обладание специальными знаниями предполагает, что специалист:
- способен выявить причины возникновения проблем;
- способен предложить способы устранения проблем, в результате организация решает свои задачи быстрее, проще и/или дешевле;
- способен представить информацию о причинах и способах устранения проблем в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде.
В структуре курсового проекта традиционно принято выделять 3 главы, условно именуемые «теоретическая», «аналитическая» и «проектная часть». Таким образом, каждый раздел пояснительной записки позволяет студенту продемонстрировать обладание соответствующей компетенцией (см. табл 1).
Табл. 1.
Соответствие компетенций
и разделов пояснительной записки
Компетенция | Раздел пояснительной записки |
демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания | «теоретическая часть», Глава 1 |
способен выявить причины возникновения проблем | «аналитическая часть», Глава 2 |
способен предложить способы устранения проблем, в результате организация решает свои задачи быстрее, проще и/или дешевле | «проектная часть», Глава 3 |
Индикаторы для оценки степени выраженности каждой из компетенций приведены в табл. 2-6.
Табл. 2.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «демонстрирует осведомленность о последних достижениях в своей области знания»
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
При описании опыта решения проблем цитирует главы из учебников/ учебных пособий. Содержание теоретического раздела не связано с другими разделами пояснительной записки и/или с темой работы. | При описании опыта решения проблем цитирует работы классиков научной мысли в своей предметной области | При описании опыта решения проблем цитирует современные монографии, статьи в периодических изданиях и интернете | |
Проводит анализ статей в периодических изданиях и интернете |
Табл. 3.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «способен представить информацию о достижениях в своей области знания
в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде»
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
Использует в тексте пояснительной записки художественный, обыденный, публицистический, бюрократический стиль языка , преднамеренно усложненные грамматические конструкции. Текст содержит эпитеты, синонимы. | Использует в тексте пояснительной записки научный стиль языка. Использует терминологию Использует схемы для иллюстрации логики рассуждения | ||
Приводит определения терминов со ссылкой на источники информации. | Проводит анализ разных определений одних и тех же терминов. Выбирает наиболее подходящие рабочие определения | Уточняет, при необходимости, рабочие определения |
Табл. 4.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «способен выявить причины возникновения проблем»
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
Отвлеченное рассуждение о проблемах. Идеологические/ доктринальные обоснования. Данные в аналитическом разделе не связаны с темой работы | Проблемы выявлены на основе реальных данных (отчетность организации, материалы полевых исследований) Составлен список проблем. | ||
«Назывная» формулировка проблем, причины не выявлены. | Выявлены причины возникновения проблем. | Проведено ранжирование значимости проблем и причин для дальнейшего устранения |
Табл. 5.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «способен предложить способы устранения проблем »
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
Предложения сформулированы в форме призывов/ пожеланий/ лозунгов. Предложения не связаны с выявленными проблемами. | Перенос опыта решения аналогичных проблем без дополнительной адаптации к условиям объекта исследования | Адаптация опыта решения аналогичных проблем к условиям объекта исследования | |
Аналог выбран без предварительного обоснования | Обоснован выбор используемого аналога |
Табл. 6.
Индикаторы для оценки уровня развития у студента компетенции «способен представить информацию о причинах и способах устранения проблем
в удобном для восприятия пользователя (руководителя) виде»
НЕУДОВЛ | УДОВЛ | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
Использует текстовое представление информации в аналитическом/проектном разделе. Предложения не оформлены в виде руководящего документа. Руководящий документ содержит «порок решения» (нечеткие формулировки «улучшить», «усилить внимание» и т. п./документ дублирует уже имеющиеся требования к работникам) | Использует представление информации в аналитическом/проектном разделе в виде таблиц, схем, графиков, формул с комментариями. Предложения оформлены в виде руководящего документа в приложении к пояснительной записке | ||
Табличные данные без диаграмм/ диаграммы без таблиц. Нет масштаба на диаграммах. | Цвета/ штриховка на диаграммах затрудняют считывание данных | Четко различимые диаграммы. Единый «строгий» стиль оформления. |