Генезис и сущность интеллектуального бизнеса

Макеевка

Содержание

ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ И СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА
1. Генезис и сущность интеллектуального бизнеса.
2. Признаки интеллектуальной услуги
3. Функциональные группы интеллектуального бизнеса.
Литература
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Интеллектуальный капитал как инструмент реализации интеллектуального бизнеса.
2. Использование объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия
Литература
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ БИЗНЕСОМ
1. Система управления интеллектуальным капиталом предприятия
2. Организация управления интеллектуальным капиталом предприятия
Литература
ТЕМА 4. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. Проблемные функциональные области в управлении интеллектуальным предприятием.
2. Функции основных подсистем по управлению интеллектуальным потенциалом организации.
Литература
ТЕМА 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1. Сущность интеллектуального потенциала.
2. Методические подходы к оценке интеллектуального потенциала предприятия и эффективности управления им
Литература
ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ
1.Интеллектуальные технологии в управлении предприятием
2. Корпоративная информационная система
3. Мониторинг интеллектуальных ресурсов как элемент корпоративной интеллектуальной системы управления
Литература
ТЕМА 7. РИСКИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ
1. Риски интеллектуального бизнеса.
2. Формы охраны интеллектуальной собственности.
3. Управление рисками при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности
Литература
ТЕМА 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА
1. Механизм финансового обеспечения развития интеллектуального потенциала.
2. Субъекты и источники финансового обеспечения развития интеллектуального потенциала.
Литература

ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ И СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА

План.

1. Генезис и сущность интеллектуального бизнеса.

2. Признаки интеллектуальной услуги.

Генезис и сущность интеллектуального бизнеса - student2.ru 3. Функциональные группы интеллектуального бизнеса.

Генезис и сущность интеллектуального бизнеса

Большинство отечественных и зарубежных ученых связывают видение образа будущей экономики, в первую очередь, с расширением использования знания как одного из наиболее эффективных и конкурентных ресурсов современного производства.

Действительно, современная экономика приобретает черты отличные от индустриального типа ведения хозяйства конца ХIХ – середины ХХ века. Эпохе технологических гигантов-производственников пришла на смену эпоха экономики знаний. Признаки этого очевидны. В развитых странах 85-90% стоимости товаров и услуг приходится на нематериальные активы компаний и только 10-15% - это вклад материальной составляющей; около 80% рабочих мест в Европе и США относятся к секторам новой экономики, включающих как производство научных знаний и их последующую коммерциализацию, так и технологии и программные продукты.

На протяжении XVIII–XIX вв. экономисты спорили о природе и роли услуг, но соглашались с тем, что выделить сектор услуг можно только по остаточному принципу: к нему причисляли те виды деятельности, которые напрямую не относились ни к добывающим, ни к обрабатывающим отраслям экономики. Только в ХХ веке услуги заняли полноправное место в экономической модели мира. В 1935 г. Алан Фишер предложил считать сферу услуг третичным сектором экономики, вслед за обрабатывающим (вторичным) и добывающим (первичным) секторами.

А в 1940 г. трехсекторную модель Фишера развил Колин Кларк. С тех пор эта модель Кларка-Фишерастала общепризнанной: под «первичным» сектором понимают сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых; к «вторичному» сектору относится обрабатывающая промышленность; «третичный» сектор в принятой ранее классификации объединял все услуги – от транспорта и связи до образования и государственного управления.

Колин Кларк еще в первой половине ХХ столетия предсказал третичному сектору в недалеком будущем роль локомотива экономического роста. Он полагал, что развитие мировой экономики определяют жизненные циклы ее отдельных секторов и жизненные циклы первичного и вторичного секторов вступают в стадию угасания к середине ХХ в. Он также предсказывал, что опережающий темп роста производительности труда и более высокая, по сравнению с товарами, эластичность спроса на услуги по доходу должны вызвать «взлет» сектора услуг, который приведет к его доминированию над прочими секторами.

Позднее, уже в ХХ столетии, в конце 60-х – начале 70-х гг., переход научно-технического прогресса из эволюционной в революционную стадию привел к резкому росту производительности труда в отраслях промышленности. Ресурсы, высвободившиеся благодаря факторам интенсивного роста, направлялись в сферу услуг, которая быстро заняла ведущее место в экономике развитых стран, производя более половины ВВП.

Постиндустриальное общество стало реальностью.

Однако уже в третьей четверти ХХ века некоторые западные ученые стали выдвигать идеи об экономике будущего, основанной на знаниях, – так называемой «интеллектуальной экономике». На рубеже XXI столетия она стала приобретать реальные черты в передовых странах мира. К середине века, по- видимому, только такая экономика и будет считаться «развитой» и «современной» (рис.1.1).

Генезис и сущность интеллектуального бизнеса - student2.ru

Модель Кларка-Фишера: под «первичным» сектором понимают сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых; ко «вторичному» сектору относится обрабатывающая промышленность; «третичный» сектор в принятой ранее классификации объединяет все услуги – от транспорта и связи до образования и государственного управления

       
  Генезис и сущность интеллектуального бизнеса - student2.ru
 
    Генезис и сущность интеллектуального бизнеса - student2.ru

Рис. 1.1. Основные этапы становления интеллектуальной экономики

А «сервисная» экономика станет таким же признаком экономической отсталости, как «аграрная» – в начале ХХ века и «индустриальная» – в его конце.

По аналогии с предыдущими типами, «интеллектуальная экономика», или «экономика знаний», наступит, когда более половины населения будет занято в некоем ведущем секторе.

Наши рекомендации