Государство: генезис, функции, сущность

БИЛЕТЫ С 11 ПО 20

Признаки политического режима

Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты. Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией, господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением .

Признаками политического режима являются:

- механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;

- порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;

- реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;

- система методов осуществления политической власти (разрешительные - запретительные, убеждение - принуждение, экономические - внеэкономические);

- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;

- состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;

- способы урегулирования социальных и политических конфликтов;

- характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;

- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;

- политический и юридический статус и роль армии в обществе;

- политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.

Типология политических режимов (смотрите п. 12 в конце)

Гражданское общество

Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Во-первых, гражданское общество – это все отношения в обществе, которые определяются самими индивидами, а не государством.

Признаки гражданского общества:

-Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

-Развитая демократия;

-Правовая защищённость граждан;

-Определённый уровень гражданской культуры.

Функции гражданского общества:

-Защита частных сфер жизни людей.

-Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.

-Стабилизация общественных отношений и процессов.

-Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

К политической составляющей гражданского общества относятся:

1) деятельность политических партий;

2) деятельность профсоюзов и других общественных организаций;

3) свободная независимая пресса;

4) различные формы выражения общественного мнения.

ü Структура гражданского общества

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру.

Первый уровёнь гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Гражданское общество только тогда проявляет свою жизнеспособность, когда его члены обладают конкретной собственностью или правом на использование и распоряжение собственностью, произведенный ими общественный продукт по своему усмотрению. Оно является основополагающим условием свободы личности в любом обществе.

Следующий уровень - это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоев, их представителей. Причем, это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

Верхний слой гражданского общества - это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии, движения, клубы, группы давления и т.п. Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицаниё идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболёе социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.

Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и могут самостоятельно действовать при включении в тот или иной институт общественной жизни. Не случайно именно в гражданском обществе по мере ёго становления формировались неэкономические факторы хозяйственной деятельности социума и человека: этика труда, следовательно, и соответствующая нравственность заданы типом личности работающего человека.

Власть, которая сознает значимость гражданского общества, должна быть готова не только к тому, что оно будет сотрудничать с нею, но и к тому, что оно будет оппонирующей силой, создающей порой критическую ситуацию для властных структур и бюрократии.

Роль гражданского общества как промежуточного звена в процессе взаимодействия власти и граждан может порождать его идеализацию в качестве главного условия решения чуть ли не всех насущных проблем. В широком историческом плане становление и развитие гражданского общества, безусловно, позитивно влияет на эффективное функционирование общественного организма и на утверждение в нем демократических начал. Однако в любом современном гражданском обществе существуют организации и группы, выражающие частные и эгоистические интересы, в том числе сектантских, экстремистских, преступных группировок. Их лидеры навязывают рядовым членам не правовых нормы поведения, ущемляющие их индивидуальные права и свободы. В подобных случаях возникает потребность защиты как индивида, так и общества в целом от не правовой ассоциации.

В кризисных ситуациях, когда государство ослаблено часто реализуется стихийное, разрушительное, "революционное" давление гражданского общества, которое может ослабить способность государства решать свойственные ему задачи. Власть, оказавшись в руках гражданского общества, обычно становится носителем, прежде всего групповых интересов.

Итак, происходит постоянное развитие как собственно государства, гражданского общества, так и их взаимоотношений, которые строятся на различных принципах - доминирования, взаимодействия или рассогласования. В современных концепциях политического управления развитое гражданское общество в постиндустриальных странах рассматривается как его неотъемлемый составной элемент, осуществляющий ряд контрольных функций по отношению к органам власти и выступающий перед государством в качестве строгого заказчика и клиёнта. В индустриальных странах, вступивших на путь глубоких реформ, обычно формируется переходный, развивающийся тип гражданского общества, особенности взаимодействия которого с государством зависят от характера властных структур, режима, процессов демократизации, политической культуры общества и др.

ü Формирование

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

-- пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слабая правовая защита граждан и ассоциаций;

-- социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

--неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам);

-- недостаточно выражены объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

-- слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

--пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

--слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

--в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

--на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая. Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Признаки политической партии:

1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции определенного класса.

2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:

наличие у партии программы и устава;

наличие определенной структуры и иерархии;

наличие определенной партийной дисциплины.

3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.

4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.

· К важнейшим функциям политических партий относят следующие:

1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.

2. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.

3. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.

4. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.

5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.

БИЛЕТЫ С 11 ПО 20

Государство: генезис, функции, сущность

Государство— это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и и обладает суверенитетом.

ü Его генезис (происхождение)

Первоначально люди объединялись в большие группы, представляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества родовая община. Род основывается на кровных связях между его членами, общности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственностью. Развитие отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кровосмешения и отказа от создания потомства между кровными родственниками. Развитие брачных отношений между представителями различных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким образом, постепенно роды объединяются в более крупные образования-племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образование племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.

Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10--12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий. Неолитическая революция - это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности». Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло крупное общественное разделение труда -появились скотоводство, земледелие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повышается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собственного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного клана, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственности помимо общей - частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и экономическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, появляются первые раннеклассовые общества. Естественным результатом является изменение структуры власти, поскольку организация первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти.

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда - совершенствование орудий труда - рост производительности труда - появление излишков - частная собственность - появление классов - борьба классов - государство (рабовладельческое). Отечественная наука советского периода рассматривала появление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельческие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совместного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответственно, группа управляемых. Создается сложный организационно-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собственности на землю. При этом возникает и государственная форма собственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный – уникальной.

Типичным считается переход от первобытного строя к государству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства. Государство возникает вследствие проведения крупномасштабных работ по строительству ирригационных сооружений. Организация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальнойформой возникновения государственности является переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства. Так, античным государствам в отличие от восточных не благоприятствовали природные климатические условия, малоплодородные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Соответственно не сохранилась сельская община, а также общественная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной собственности, рабовладение привели к усилению социального неравенства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

ü Функции государства

Функции государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся следующие:

Экономическаяфункция заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальнаяфункция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

К внешним функциям государства относятся следующие:

1. Защита страны от внешней агрессии.

2. Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатической деятельности.

3. Развитие сотрудничества с другими странами мира в целях обеспечения благоприятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.

Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. (ФСБ, милиция, суд, армия, таможенная и пограничная служба).

Приоритетные функции государств:

- Военные

- Социальные

- Правовые

ü Сущность государства

Сущность государства раскрывает предназначение государственной власти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государства. Основными из них являются классовый и обще-социальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классовые задачи. Марксистская доктрина рассматривала государство как классовую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим. Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии феодалов.

2. С позиции обще-социального (общечеловеческого) подхода государство призвано обеспечить интересы всего общества, решить обще-социальные задачи. В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с обще-социальной сущностью стоит довольно сложная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью достижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

Наши рекомендации