Генезис, сущность и функции государства

Государство – это основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой власти.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин из факторов. В политологической литературе выделяют обычно следующие причины возникновения государства.

1. Углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточения их у определенных лиц и органов.

2. Возникновение частной собственности, классов и эксплуатации.Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Представители различных направлений в политологии, наряду с указанными сейчас причинами, называют и другие причины возникновения государства.

3. Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека.Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

4. Антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития.

5. Психологические, рационалистические и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека.

По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственные формы общежития.

6. Завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государство придавали сторонники теории насилия. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественным делами.

Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу в связи с многогранностью и сложностью данного социального образования. Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую и организационно-структурную. В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились различные подходы к исследованию государства:

1) политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;

2) классовый, согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, организация, по определению Ф. Энгельса, «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации».

3) правовой и организационно-структурный подход, исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение государства: Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем как официальный представитель всего общества.

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть.

Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая «твердая земля», суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

1) суверенитет,т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

2) монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, служба безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

3) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

4) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1) защита существующего производства, экономической и социально-политической системы;

2) регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;

3) культурно-воспитательная функция;

4) обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства составляют:

1) защита интересов данного государства на международной арене;

2) обеспечение обороны страны;

3) развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

4) участие в международном разделении труда.

Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они называют обратное влияние на внутренние функции.

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм. Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны;

2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления.Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнение организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы.

3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей законов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;

4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;

5) органы государственного контроля;

6) органы охраны общественного порядка – милиция, полиция;

7) органы государственной безопасности;

8) вооруженные силы (армия);

Указанные органы в различных странах имеют разное оформление и название. Ни одно современное государство не может существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства.

Наши рекомендации