Генезис и сущность интеллектуального бизнеса
Макеевка
Содержание
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ И СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА | |
1. Генезис и сущность интеллектуального бизнеса. | |
2. Признаки интеллектуальной услуги | |
3. Функциональные группы интеллектуального бизнеса. | |
Литература | |
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | |
1. Интеллектуальный капитал как инструмент реализации интеллектуального бизнеса. | |
2. Использование объекта интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия | |
Литература | |
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ БИЗНЕСОМ | |
1. Система управления интеллектуальным капиталом предприятия | |
2. Организация управления интеллектуальным капиталом предприятия | |
Литература | |
ТЕМА 4. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ | |
1. Проблемные функциональные области в управлении интеллектуальным предприятием. | |
2. Функции основных подсистем по управлению интеллектуальным потенциалом организации. | |
Литература | |
ТЕМА 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ | |
1. Сущность интеллектуального потенциала. | |
2. Методические подходы к оценке интеллектуального потенциала предприятия и эффективности управления им | |
Литература | |
ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ | |
1.Интеллектуальные технологии в управлении предприятием | |
2. Корпоративная информационная система | |
3. Мониторинг интеллектуальных ресурсов как элемент корпоративной интеллектуальной системы управления | |
Литература | |
ТЕМА 7. РИСКИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ | |
1. Риски интеллектуального бизнеса. | |
2. Формы охраны интеллектуальной собственности. | |
3. Управление рисками при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности | |
Литература | |
ТЕМА 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА | |
1. Механизм финансового обеспечения развития интеллектуального потенциала. | |
2. Субъекты и источники финансового обеспечения развития интеллектуального потенциала. | |
Литература |
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ И СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БИЗНЕСА
План.
1. Генезис и сущность интеллектуального бизнеса.
2. Признаки интеллектуальной услуги.
3. Функциональные группы интеллектуального бизнеса.
Генезис и сущность интеллектуального бизнеса
Большинство отечественных и зарубежных ученых связывают видение образа будущей экономики, в первую очередь, с расширением использования знания как одного из наиболее эффективных и конкурентных ресурсов современного производства.
Действительно, современная экономика приобретает черты отличные от индустриального типа ведения хозяйства конца ХIХ – середины ХХ века. Эпохе технологических гигантов-производственников пришла на смену эпоха экономики знаний. Признаки этого очевидны. В развитых странах 85-90% стоимости товаров и услуг приходится на нематериальные активы компаний и только 10-15% - это вклад материальной составляющей; около 80% рабочих мест в Европе и США относятся к секторам новой экономики, включающих как производство научных знаний и их последующую коммерциализацию, так и технологии и программные продукты.
На протяжении XVIII–XIX вв. экономисты спорили о природе и роли услуг, но соглашались с тем, что выделить сектор услуг можно только по остаточному принципу: к нему причисляли те виды деятельности, которые напрямую не относились ни к добывающим, ни к обрабатывающим отраслям экономики. Только в ХХ веке услуги заняли полноправное место в экономической модели мира. В 1935 г. Алан Фишер предложил считать сферу услуг третичным сектором экономики, вслед за обрабатывающим (вторичным) и добывающим (первичным) секторами.
А в 1940 г. трехсекторную модель Фишера развил Колин Кларк. С тех пор эта модель Кларка-Фишерастала общепризнанной: под «первичным» сектором понимают сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых; к «вторичному» сектору относится обрабатывающая промышленность; «третичный» сектор в принятой ранее классификации объединял все услуги – от транспорта и связи до образования и государственного управления.
Колин Кларк еще в первой половине ХХ столетия предсказал третичному сектору в недалеком будущем роль локомотива экономического роста. Он полагал, что развитие мировой экономики определяют жизненные циклы ее отдельных секторов и жизненные циклы первичного и вторичного секторов вступают в стадию угасания к середине ХХ в. Он также предсказывал, что опережающий темп роста производительности труда и более высокая, по сравнению с товарами, эластичность спроса на услуги по доходу должны вызвать «взлет» сектора услуг, который приведет к его доминированию над прочими секторами.
Позднее, уже в ХХ столетии, в конце 60-х – начале 70-х гг., переход научно-технического прогресса из эволюционной в революционную стадию привел к резкому росту производительности труда в отраслях промышленности. Ресурсы, высвободившиеся благодаря факторам интенсивного роста, направлялись в сферу услуг, которая быстро заняла ведущее место в экономике развитых стран, производя более половины ВВП.
Постиндустриальное общество стало реальностью.
Однако уже в третьей четверти ХХ века некоторые западные ученые стали выдвигать идеи об экономике будущего, основанной на знаниях, – так называемой «интеллектуальной экономике». На рубеже XXI столетия она стала приобретать реальные черты в передовых странах мира. К середине века, по- видимому, только такая экономика и будет считаться «развитой» и «современной» (рис.1.1).
|
Рис. 1.1. Основные этапы становления интеллектуальной экономики
А «сервисная» экономика станет таким же признаком экономической отсталости, как «аграрная» – в начале ХХ века и «индустриальная» – в его конце.
По аналогии с предыдущими типами, «интеллектуальная экономика», или «экономика знаний», наступит, когда более половины населения будет занято в некоем ведущем секторе.