Государственное регулирование
Распределения доходов
Рыночное распределение доходов без вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе действия закона спроса и предложения, а также закона предельной производительности факторов производства. Рыночный механизм никому не дает гарантированного уровня благосостояния.
Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Рыночное распределение дает владельцам факторов производства доходы, соответствующие эффективности их вклада, что является социально справедливым. Но в любом обществе есть люди, которые, во-первых, не имеют факторов производства – нетрудоспособные (дети, пенсионеры, инвалиды) и неимущие; во-вторых, не могут применить свой труд, т.е. неконкурентоспособны на рынке труда (безработные); в-третьих, не желают трудиться в силу своих убеждений.
Одним из признаков современной цивилизации является признание за каждым человеком права на достойную жизнь. Гарантом этого выступает государство, которое организует перераспределение доходов. В частности: повышение доходов малоимущим, выдача продовольственных талонов беднякам, выплата пособий безработным и многодетным семьям, обучение и переквалификация безработных, поддержка минимального уровня зарплаты, предоставление бесплатных услуг образования и здравоохранения. В результате ослабляется социальная напряженность и сглаживается экономическое неравенство.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.
Вмешательство государства в перераспределение доходов достигло в настоящее время значительных масштабов. Определить минимальные и максимальные границы вмешательства государства не представляется возможным. Однако максимальные пределы все же есть.
Во-первых, размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом.
Во-вторых, размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства.
В-третьих, при определении объёмов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Государству необходимо так организовать перераспределение доходов, чтобы сделать его действительно эффективным, не допуская роста инфляции, бюджетного дефицита, безработицы и усиления бюрократизма.
Известны четыре основные экономические теории распределения доходов:
1. Эгалитарный. Все члены общества получают равные права.
2. Роулсианский[20]. Максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц. Справедливая дифференциация доходов существует тогда, когда она способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими слоями населения.
3. Утилитарный[21].Максимизируется общая полезность всех членов общества.Задачей государства является обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. Но получать большую долю общественного богатства должен тот, кто способен в большей степени получить полезность, так как способность к наслаждению в результате обладания каким-то количеством благ у разных людей различна. Таким образом, общая полезность максимизируется не при равном распределении богатств между членами общества, а в результате пропорционального его распределения в соответствии с различными функциями полезности.
4. Рыночный.Справедливость устанавливается рынком. Рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора. В этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.
Однако эта классификация представляет собой лишь принципиальную схему грубой классификации множества теорий распределения, существенно различающихся между собой. В индустриальных странах Запада в настоящее время господствует либеральная концепция, основанная на теории факторов производства, которая исходит из того, что государственное вмешательство в распределение доходов с целью их выравнивания нежелательно, поскольку приводит к снижению эффективности производства.
Однако современное развитое общество не приемлет такого подхода и широко практикует – прежде всего, через механизм государства – различные формы перераспределения: от тех, чьи доходы высоки, в пользу тех, чьи доходы низки или вовсе отсутствуют.
После Второй мировой войны в жизнь стала активно претворяться концепция социального государства, согласно которой оно несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. В основу системы управления его экономикой положены следующие принципы:
признание определяющей роли свободных рыночных отношений, в меру необходимости регулируемых государством;
признание ответственности государства за создание и поддержание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;
поддержка слабозащищенных категорий населения за счет трудоспособных лиц;
участие работников в управлении производством и, прежде всего, в формировании справедливых условий оплаты труда.
Каковы бы ни были различия в современных теориях организации производства и распределения, служащих принципиальной базой для управления экономической жизнью, в их основе лежит признание необходимости экономической свободы человека. В то же время в современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, не только направленных против тенденций, которые тормозят рост эффективности экономики, но и нацеленных на ограничение имущественного неравенства. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством. Государство выполняет множество социально-экономических функций, а граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их узаконенных социально-экономических интересов.
Масштабы средств, выделяемых государством на решение социальных задач, конкретное наполнение социальных программ в каждой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы, действий профсоюзов, направленных на обеспечение социальных прав и повышение уровня жизни, а также сложившихся традиций в решении социальных проблем.
Из развитых стран преимущественно на неолиберальную схему экономического развития ориентируются США и Япония. Западноевропейские страны в большей мере реализуют в экономике идеи социального партнерства. Наиболее ярко общность и различия в подходах к решению проблем распределения доходов и участию в этом процессе государства видны при сопоставлении США и Швеции. Несмотря на примерное равенство доли национального дохода, расходуемой на здравоохранение, образование и транспорт, в США государство несет более ограниченную ответственность за предоставление неустроенным в жизни индивидам средств к существованию. В США для борьбы с бедностью государством принимаются меры по расширению программ по профессиональной подготовке и переподготовке рабочей силы, охвату системой социального обеспечения широких слоев населения, введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидии на жилье и бесплатную медицинскую помощь.
В Швеции за время правления социалистов практически реализовалась концепция масштабного перераспределения доходов при сохранении рыночной экономики и частной собственности. Государство провозгласило здесь равное право всех на высокий уровень жизни. В Швеции существует единая для всех система здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. В стране хорошо развиты системы государственных дошкольных детских учреждений и школьного обучения, обеспечивающие равные стартовые возможности всем гражданам. Большое внимание уделяется реализации так называемой политики солидарных требований оплаты труда. Заработная плата формируется на коллективно-договорной основе. Государство в этом процессе участвует лишь косвенно – через налоговую и валютную политику, контроль над ценами и через регулирование трудовых ресурсов. Суть принципа солидарности заключается в формировании равной заработной платы для рабочих одной специальности, равной квалификации и выполняющих сопоставимые работы, одинаковые для всех предприятий отрасли.
Важный рычаг перераспределения доходов населения – налоговая система государства. В социально ориентированной экономике значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных. Если первичное распределение осуществляется на уровне микроэкономики и связано с факторами производства (заработная плата, процент, рента, прибыль), то через систему налогов государство производит вторичное перераспределение доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей.
Однако, как свидетельствует мировой опыт, гораздо более существенное воздействие на выравнивание доходов и уровня жизни в результате перераспределения оказывает не дифференциация налогов, а социальные выплаты. Значение социальной помощи как фактора уменьшения неравномерности в распределении доходов возрастает в группах населения с низкими доходами.
В настоящее время насущность тех или иных социальных программ, их влияние на бюджетный дефицит, соответствие возможностям страны и необходимость усиления или ослабления перераспределительных процессов являются предметом дискуссий экономистов и политиков. В целом, в последние годы в ряде стран (Великобритания, США) отмечается усиление «неолиберальных» тенденций, в первую очередь связанных с необходимостью сокращения бюджетных дефицитов и повышения конкурентоспособности экономики.
В России в настоящее время практикуются формы рыночного распределения доходов по факторам производства. В то же время государство не обеспечило на макроуровне необходимого приоритета для зарабатывания доходов (по отношению к другим способам их извлечения), а также не создало макроэкономических условий для предпринимательской активности предприятий и эффективной трудовой деятельности. Существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности – до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных составило на конец 90-х гг. от 13:1 до 15:1 (что примерно соответствует подобным показателям США и Великобритании). Однако по подсчетам некоторых независимых авторитетных аналитиков это соотношение колеблется в пределах от 25:1 в целом по стране, до 60:1 в Москве.
Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды, престарелые), сегодня появились и так называемые новые бедные, подобно «новым русским». В группу «новых бедных» вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда раньше не относились к низшим слоям общества. Их низкие доходы обусловлены небольшой заработной платой на государственных предприятиях (минимальный заработок здесь не превышает 15 % прожиточного минимума), полной безработицей и частичной занятостью.
Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов привели к появлению устойчивого слоя социальных пауперов – «социального дна», которое включает нищих, бомжей, беспризорных детей, алкоголиков и наркоманов, проституток.
Лишь 1/5 часть российского населения с доходами от 100 до 1000 долл. в месяц с большой условностью можно соотнести с понятием «средние слои». Но и внутри этого слоя материальное положение отдельных групп существенно различается, что свидетельствует о большой неустойчивости российского «среднего класса».
С другой стороны, небывало быстрое в мировой истории обогащение узкого круга людей за счет присвоения государственного имущества смогло произойти вследствие отсутствия полноценных законов, адекватных условиям рыночной экономики, либо их массового нарушения.
В настоящее время сложилась система перераспределения итогов трудовой деятельности населения России в пользу сравнительно узкой прослойки россиян, деятельность которых в значительной мере носит паразитический характер. Однако создание высокодоходного слоя населения не должно рассматриваться как самоцель, требуется создание возможностей большей трудовой самореализации и тем самым получения высоких заработков у широких слоев населения. Это решающая предпосылка повышения эффективности экономики и стабилизации социальной обстановки.