К теме 29. Преступления против общественной безопасности
Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества. Данное определение вытекает из содержания Закона «О безопасности» (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета. 1992. № 15. Ст. 769). Характерной особенностью преступлений против общественной безопасности является то, что они могут причинить вред неопределенно большому кругу лиц.
Преступления против общественного порядка также затрагивают интересы неопределенно большого круга лиц. Вместе с тем, они посягают на правила поведения людей в общественных местах, на правила общежития, общественное спокойствие, нормы общественной нравственности.
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка следует различать между собой, основываясь видовом на объекте преступления. Так, в настоящей главе содержатся два состава преступления (ст. 213, 214 УК РФ), относящиеся к преступлениям против общественного порядка.
Главу 24 УК РФ - преступления против общественной безопасности - открывает такое преступление как террористический акт (ст. 205 УК РФ). Данное преступление относится к разряду международно-значимых. Во всем мире борьба с террористическими проявлениями составляет одну из основных задач государства, его правоохранительных органов. Не составляет исключения и наша страна. Особенно остро встал вопрос борьбы с терроризмом в настоящее время, когда в России действия международного терроризма резко активизировались.
Террористический акт, являясь преступлением международного характера, заключается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствий. Студенты должны обратить внимание на то, что это формально-материальный состав преступления и для того, чтобы преступление считалось оконченным наступление общественно опасных последствий не является обязательным. Достаточно, чтобы имела место реальная угроза их причинения. Следует обратить внимание и на примечание к ст. 205 УК РФ, где говорится об освобождении лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности в случае своевременного предупреждения об акте терроризма органов власти или ином способствовании в предотвращении террористического акта, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Изучая проблему ответственности за терроризм (ст.205 УК РФ) следует изучить Федеральный закон от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» (Российская газета, N 48, 10.03.2006, Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.)
Составом преступления (террористический акт) охватывается только неосторожное причинение смерти человеку или наступление иных тяжких последствий. Умышленное причинение смерти человека или иных тяжких последствий требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.
Статьей 205-1 УК РФ установлена самостоятельная уголовная ответственность за содействие террористической деятельности. Изучение данной нормы связано с необходимостью уяснения понятий «вовлечение», «склонение», «вербовка». Более глубокому усвоению темы будет способствовать обращение к международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и Федерального закона "О противодействии терроризму" введена статья 205.2. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»
Новеллой для российского законодательства является криминализация призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма. В статье дана расшифровка понятия "публичное оправдание терроризма", ранее не имевшего законодательного разъяснения.
Состав захвата заложника (ст. 206 УК РФ), в тех случаях, когда преступление совершается по корыстным мотивам, довольно трудно отграничить от состава похищения человека (ст. 126 УК РФ), совершаемого по тем же мотивам. В литературе высказывается мнение, согласно которому похищение человека следует квалифицировать как захват заложника, если оно совершено с целью получения выкупа или с целью заставить третьих лиц выполнить определенные требования. Иная точка зрения заключается в том, что два рассматриваемые состава различны и их следует отличать друг от друга в зависимости от тайности или открытости похищения, перемещения похищенного. Студенты могут выбрать любую позицию, обосновав аргументировано при этом свой выбор.
Еще одним обстоятельством, которое может вызвать затруднение при квалификации захвата заложника, является вопрос о разграничении захвата заложника и незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ). Данный вопрос особенно важен в том плане, что примечание к ст. 206 УК РФ предусматривает освобождение виновного от уголовной ответственности в случае добровольного или по требованию властей освобождения заложника, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Следует усвоить, что захват заложника или удержание всегда сопровождаются незаконным лишением свободы. Это способ совершения захвата заложника, его необходимое условие. Поэтому незаконное лишение свободы при захвате заложника не образует совокупности преступлений.
Состав бандитизма (ст. 209 УК РФ) необходимо отличать от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ), от организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) (ст. 210 УК РФ) и разбоя, совершенного группой лиц с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия ст.162 УК РФ). Для этого следует вновь обратиться к институту соучастия, а также ознакомиться с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» (Сборник постановлений пленумов ВС СССР и РСФСР по уголовным делам. М., 2001.) и Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10 июня 2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»//Российская газета от 18 июня 2010.
Одним из признаков бандитизма является вооруженность банды. Для определения наличия этого признака целесообразно использовать положения Закона РФ «Об оружии» (Российская газета от 30 января 1997); Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 30 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.); Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» в ред. от 06.02.2007г. (Российская газета от 19 марта 2002 г.).
Основной состав угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава предусматривает ответственность за угон и за захват (ст.211 УК РФ). Угон выражается в завладении судном или составом во время стоянки или во время следования с последующим движением судна или состава по маршруту, определенному виновным. Захват предполагает завладение судном или составом без последующего движения. Угон и захват часто сочетаются между собой. Оба эти действия могут быть совершены без насилия или с насилием не опасным для жизни или здоровья.
Массовые беспорядки (ст.212 УК РФ) и хулиганство (ст.213 УК РФ) - это два преступления, посягающие на общественный порядок. В теории уголовного права под общественным порядком понимается система общественных отношений, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность граждан, а также нормальную деятельность учреждений и организаций.
Массовые беспорядки предполагают участие в них большого числа людей. Понятие массовости является оценочным. Массовые беспорядки сопровождаются насилием, погромами, поджогами и другими действиями. Под погромами следует понимать уничтожение или повреждение зданий, сооружений, средств связи, транспорта и др. В ряде случаев понятия погрома и уничтожения имущества совпадают по своему содержанию.
Хулиганство влечет уголовную ответственность при совершении деяния с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Подробно вопросы квалификации хулиганства изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений».
Состав преступления, предусмотренный ст. 214 УК РФ «Вандализм», был впервыевключен в УК РФ. Ранее эти действия квалифицировались как хулиганство. Вандализм посягает не только на общественный порядок, но и на общественную нравственность. Он выражается в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах и другие (ст. 215-220 УК РФ) являются бланкетными.
Для уяснения содержания объективной стороны этих составов преступлений необходимо обращение к соответствующим нормативным правовым актам (например, Федеральному закону «О пожарной безопасности» (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649); Федеральному закону «О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141),Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552). В изучении также поможет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (Сборник постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2003.).
Изучая вопрос о хищении либо вымогательстве радиоактивных материалов, а также о хищении либо вымогательстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств необходимо вновь обратиться к понятию хищения. Следует отметить, что понятие хищения, приведенное в примечании 1 к ст. 158 УК РФ, в полной мере применимо и к хищению, предусмотренному ст. 221, 226 УК РФ. Единственное, что необходимо учесть - это то, что понятие хищения применительно к вышеназванным уголовно-правовым нормам предполагает не только корыстную, но и иные цели. Иными словами понятие хищения здесь используется в более широком аспекте, чем понятие хищения чужого имущества. Например, хищение оружия может быть совершено с целью приготовления к убийству, террористическому акту и т.д. Рассматриваемые составы преступлений выделены в специальные составы по признаку объекта посягательства, так как хищение радиоактивных материалов, оружия посягает, прежде всего, не на собственность, а на общественную безопасность.
При изучении этих составов целесообразно обратиться к Закону РФ «Об оружии», а также к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (Российская газета от 19 марта 2002 г.) и обзору судебной практики по делам этой категории.
Пиратство (ст.227 УК РФ), как и некоторые другие составы преступлений рассматриваемого раздела, имеет международный характер. В УК РФ пиратство определено как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.
Более широкое определение понятия пиратства приведено в Женевской конвенции об открытом море, заключенной 29 апреля 1958 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХ11. М., 1967.). В соответствии с ней к пиратству относится любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа. Этот акт может быть совершен не только в отношении морского или речного, но и воздушного судна. При этом цель завладения чужим имуществом не является обязательной. Аналогичные вопросы рассмотрены и в Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493).
Пиратство следует отличать от грабежа (ст.161 УК РФ) и разбоя (ст.162 УК РФ). В литературе высказывается мнение, что критерием разграничения должно служить место совершения преступления. Это означает, что пиратство совершается только за пределами юрисдикции государства, в открытом море, нейтральных водах. Если же нападение было осуществлено в пределах государственных границ, то содеянное следует квалифицировать как грабеж или разбой.
Исходя из содержания Женевской конвенции, представляется, что данная позиция правомерна. Однако действующая ст. 227 УК РФ подобных ограничений не содержит. Поэтому на основе анализа буквы закона следует признать, что пиратством является любое нападение на морское или речное судно вне зависимости от его места нахождения. Вместе с тем, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о внесении в ст. 227 УК РФ изменений и дополнений с целью приведения ее в соответствие с международно-правовыми Конвенциями, дающими определение понятия пиратства.