Первое направление в теории налогообложения
Тема. Эволюция взглядов на функции налогов.
Классификация функций налогов.
Одной из наиболее сложных проблем теории налогообложения является определение состава функций, реализуемых налогами. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики. Может показаться, что проблема эта чисто академическая, не оказывающая на практику налогообложения сколько-нибудь значимого влияния. Это далеко не так. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет состав и особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя тем самым направленность налоговой политики в реализации той или иной функции.
Вообще, функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и внутреннее содержание, а также выражают общественное назначение данной категории. Именно через функции обеспечивается взаимосвязь теоретической сущности и предназначения данной категории с конкретными формами ее воплощения в экономической практике. Поэтому определенность функций обусловливает диапазон потенциального использования данной категории, способствует выбору средств и методов ее практической реализации.
Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово-экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства.
В современной экономической литературе, так же, как и ранее, нет единого понимания объема и содержания функций, выполняемых налогами. Нет и единства в понимании того, являются ли они функциями самих налогов, функциями налогообложения или функциями налоговой системы. Подавляющее большинство авторов либо вообще не делают подобного различия, либо считают эти словосочетания тождественными. Однако отдельные авторы все же пытаются разграничить их.
Так, Т.Ф. Юткина считает, что налог не исполняет никаких функций. Последнее есть атрибут только системы налогообложения, поскольку «теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции».
Первое направление в теории налогообложения
Определенный консерватизм первого направления основывается, как неоднократно говорилось, на негативном восприятии налогов, которые рассматриваются исключительно как орудие фиска. Но это общий методологический посыл, из которого достаточно сложно понять логику данной аргументации.
Приверженцы данного направления, конечно же, отмечали и иные возможности налогов. Но эти иные возможности и эффекты в налогообложении, по их мнению, составляют суть побочных целей. Главное функциональное предназначение, которое исторически было предначертано налогу, — обеспечивать наполнение государственной казны, т.е. фискальное. Налог всегда вводился и продолжает вводиться по чисто фискальным соображениям. Если при этом он оказывает то или иное влияние на экономическую жизнь, процессы производства и потребления, то это не что иное, как проявление побочного (искажающего) действия налога. Подобное искажающее действие нужно, если не полностью нейтрализовать, то хотя бы минимизировать, не говоря уже о том, чтобы придавать таким побочным действиям статус самостоятельных функций. Таким образом, авторы, поддерживающие эту точку зрения, категорически против того, чтобы налогу придавалась полифункциональная направленность: не следует использовать налог для достижения таких задач экономической политики, которые не обусловлены непосредственно его фискальной функцией.
Следует пояснить, что сущность их идеи о цели главной и побочной в обложении зиждется на обосновании исключительности или множественности имеющихся у государства средств для ее достижения. Фискальная цель в налоге является главной, поскольку у государства нет альтернативных средств для ее достижения. Ничем кроме налогов легитимно изъять часть собственности своих граждан в пользу бюджета правовое государство не может. В то же время других целей (регулирования, стимулирования, контроля) государство может достигнуть альтернативными, причем более эффективными средствами.
Возьмем, например, цель стимулирования определенных форм предпринимательской деятельности и (или) каких-либо видов хозяйственной деятельности. В налогообложении она реализуется через систему налоговых преференций для них. Можно ли достичь цели стимулирования альтернативными средствами? Конечно, можно. Подобный эффект может быть достигнут путем прямого субсидирования соответствующих предприятий. Более того, способ субсидирования, по мнению сторонников первого направления, будет даже эффективнее, чем налоговое льготирование. Ведь налоги не являются вполне послушным орудием экономической политики, поскольку не известно на кого в конечном итоге перекладывается бремя их уплаты.
Переложение налогов — это процесс, который не поддается государственному контролю и регулированию, вследствие чего налоговое стимулирование в большинстве случаев будет приводить к результату, отличному от ожидаемого. Кроме того, налоговые преференции создают своего рода «тепличные» условия для предприятий, в большинстве случаев ослабляют стимулы к поиску резервов снижения издержек производства, поощряют бесхозяйственность, которая в конечном счете оплачивается за счет всего народного хозяйства. На этом основании метод адресного прямого субсидирования представляется им более эффективным, чем стимулирование за счет налоговых преференций. Государство должно избирать наиболее эффективное средство из имеющегося арсенала. Следовательно, стимулирование должно являться функцией государственного субсидирования, а не налога.
Возьмем следующий пример с налоговым регулированием. Законодатель, думая что налоги выполняют самостоятельную регулирующую функцию, ставит цель посредством налогов добиться регулирования, к примеру, производства спиртных напитков, в сторону снижения. Для этого он увеличивает налоговую нагрузку на эту отрасль, рассчитывая на сокращение производства. Но в результате, производство не сокращается, а цена спиртного увеличивается.
Повышение цены не приводит к снижению потребления, оно остается на прежнем уровне. Любители спиртного не готовы от него отказаться, они будут покупать его и по более высокой цене. При этом нарушаются устоявшиеся пропорции расходной части бюджетов домохозяйств, недостающие средства на вздорожавшее спиртное отвлекаются от потребления других продуктов. В итоге снижается спрос на совершенно иные товары (чай, кофе, различные напитки и т.п.). Сокращающийся спрос приводит к снижению цен на них, уменьшению рентабельности их производства. Капитал начинает перемещаться в другие сферы, объем производства снижается, и только тогда восстанавливается равновесие.
Итак, непредсказуемый процесс переложения налогов может привести к обратному эффекту: намеревались снизить производство спиртного, а получили сокращение производства совсем иных товаров. Следует избирать более эффективные средства, например, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать культ семьи и брака, развивать спорт, культуру и т.п., тогда рынок сам отрегулирует производство: сократится спрос — уменьшится предложение. Таким образом, по мнению представителей первого направления, цель регулирования не может быть достигнута за счет налогов, а какой-либо результат регулирования является побочным эффектом налогообложения.
Столь развернутую аргументацию сторонников исключительности фискальной функции налогов мы привели, для того чтобы продемонстрировать достаточную логичность их рассуждений о разделении главной и побочной целей в обложении. Главная цель — фискальная, она и есть функция налога. Побочные цели, имея искажающий эффект и альтернативные средства для их достижения, не могут быть самостоятельными функциями налога.
Данная позиция имеет определенную поддержку и в сегодняшней финансовой мысли. В частности, И.В. Горский настаивает исключительно на фискальной функции налогов. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Фискальная функция — единственная, которая за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах. М.В. Романовский и другие также говорят, что налогу имманентна единственная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и служит атрибутом налога: нет денежных перечислений в бюджет — нет и натога.