Экспертная оценка уровня трудовой дисциплины
Рассмотрим процедуру экспертной оценки уровня трудовой дисциплины на конкретном примере. Предположим, что на участке животноводства в хозяйстве работают 60 человек. Уровень трудовой дисциплины в этом коллективе будем оценивать по пяти шкалам (табл. 5.1), каждая из которых характеризует определенную сторону или качество дисциплины:
1-я шкала характеризует в целом поведение каждого члена коллектива;
2-я шкала учитывает трудовую активность каждого работника (выполнение плановых заданий);
3-я шкала – активность в осуществлении своих прав (злоупотребление своими правами во вред коллективу или защита интересов коллектива);
4-я шкала – качество груда (брак и ошибки или соблюдение стандартов качества);
5-я шкала – использование рабочего времени (потери или экономия).
По каждой из этих шкал поведение работников в целом, их трудовая активность, активность в осуществлении своих прав, качество труда и использование рабочего времени может быть активным, правомерным или от-
клоняющимся. Построенные таким образом по принципу симметрии шкалы позволяют разделить всех работников на пять групп:
I и II группы – с отклоняющимся поведением;
III группа – правомерным;
IV и V группы – активным.
Следует отметить, что в IV и V группы включаются лица, проявившие активность. Они могут быть поощрены за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, экономию сырья, материалов, энергии и т. д. Пятая группа — это лица, проявившие трудовой героизм, они представляются к наградам. В эту группу включаются как представленные к наградам, так и награжденные орденами, медалями и проявляющие высокий уровень трудовой и общественной активности.
Используя пятибалльную систему, работникам I группы выставим оценку 1 (у них самая низкая дисциплина), II группы – 2, III группы – 3, IV группы – 4 и V группы 5 (у них самая высокая дисциплина). Средний уровень дисциплины в коллективе в таком случае равен 2,5.
Определим вначале уровень дисциплины по первой шкале. Оценки экспертов, в роли которых могут выступать руководители и специалисты хозяйства, а также сами работники оцениваемого подразделения и конечно же сотрудники службы управления персоналом, показали, что к I группе относится 4 человек, ко II – 9, к III – 30, к IV – 14, к V – 3. Рассчитаем уровень трудовой дисциплины:
По второй шкале к I группе относится 5 человек, ко II – 7, к III – 27, к IV – 15, к V – 6. Уровень трудовой дисциплины:
По третьей шкале к I группе относится 0 человек, ко II – 2, к III – 39, к IV – 15, к V – 4. Уровень трудовой дисциплины:
По четвертой шкале к I группе относится 7 человек, ко II – 14, к III – 26, к IV – 11, к V – 2. Уровень трудовой дисциплины:
По пятой шкале к I группе относится 6 человек, ко II – 16, к III – 25, к IV – 12, к V – 1. Уровень трудовой дисциплины:
Усредним рассчитанные значения уровня трудовой дисциплины по всем пяти шкалам. Это даст экспертную оценку среднестатистического уровня трудовой дисциплины в коллективе:
Полученное значение УТД свидетельствует о том, что в коллективе уровень трудовой дисциплины выше среднего. При этом поведение каждого отдельного работника отражается на общем уровне дисциплины.
Описанная методика экспертной оценки уровня трудовой дисциплины позволяет учесть разнокачественные явления, из которых состояние трудовой дисциплины в коллективе. При необходимости ее можно дополнить шкалами других показателей, характеризующих различные дополнительные и значимые для данного коллектива признаки, свойства.
Рекомендуемая литература
1. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. М.: Экзамен, 2000. – 576 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1982. – 878 с.
3. Сегедов Р.С., Кабушкин Н.А., Кривцов В.Н. Управление персоналом. Сотрудники как фактор успеха предприятия. – Мн.: Тэхналогiя, 1997. – 232 с.
4. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2001. – 546 с.
Контрольные вопросы
1. Понятие дисциплины.
2. Виды дисциплины.
3. Характеристика активного, правомерного и отклоняющегося поведения.
4. Власть и ее формы.
5. Механизмы управления дисциплинарными отношениями.
6. Методы управления дисциплинарными отношениями и их характеристика.
7. Элементы процесса убеждения.
8. Формы убеждения.
9. Правила эффективности убеждения.
10. Виды и меры поощрения.
11. Причины нарушения трудовой дисциплины.
12. Правила эффективности наказания.
13. Способы оценки уровня трудовой дисциплины.
14. Принцип экспертной оценки уровня трудовой дисциплины.
15. Шкалы для экспертной оценки уровня трудовой дисциплины.
16. Кого следует привлекать в качестве экспертов для оценки уровня трудовой дисциплины.
17. Расчет среднестатистического уровня трудовой дисциплины в коллективе.
ПрактическИе заданиЯ
Задание 8.1
По методике, описанной в разделе 5, проведите экспертную оценку уровня трудовой дисциплины в трудовом коллективе Вашего предприятия. Таким предприятием может быть организация, где Вы проходите производственную практику, где работают Ваши родственники или знакомые, где Вы сами работаете или предполагаете работать. При необходимости скорректируйте шкалы для оценки уровня трудовой дисциплины или введите дополнительные.
Проанализируйте полученный результат.
Какие мероприятия могут быть предложены для повышения уровня трудовой дисциплины?
Задание 8.2
Проведите оценку уровня дисциплины в Вашей учебной группе.
Рекомендуется следующий порядок выполнения задания.
1. Разработать шкалы оценки успеваемости, посещаемости занятий, общественной работы, участия в различных мероприятиях и других показателей (табл. 8.1). Чем большее количество различных шкал будет использовано, тем полнее и точнее будет оценен уровень дисциплины.
(Желательно согласовать шкалы, разработанные каждым учащимся.)
2. По каждой шкале предусмотреть пять групп учащихся (табл. 8.1) с отклоняющимся поведением (I и II группы), правомерным (III группа) и активным (IV и V группы).
3. Определить (дать экспертную оценку) количество учащихся, попадающих в I, II, III, IV и V группы по каждой шкале. Результаты занести в табл. 8.2.
4. Рассчитать уровень дисциплины, используя формулу:
где i – индекс, соответствующий номеру группы;
j – индекс, соответствующий номеру шкалы;
pij – количество учащихся, отнесенных к i-ой группе по j-ой шкале;
M – количество групп (в нашем случае М = 5);
K – общее количество учащихся;
N – количество шкал.
При расчетах рекомендуется использовать пятибалльную систему, тогда оценка будет совпадать с номером группы.
Расчеты провести с использованием Excel.
5. Проанализировать полученные результаты. Что может повысить уровень дисциплины в группе?
Таблица 8.1
Шкалы оценки уровня дисциплины
№ группы | Вид Поведения | № шкалы и оцениваемый показатель | ||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | . . . | ||
Успеваемость | Посещаемость занятий | Общественная работа | Участие в мероприятиях | . . . | ||
I | Отклоняющееся | |||||
II | Отклоняющееся | |||||
III | Правомерное | |||||
IV | Активное | |||||
V | Активное |
Таблица 8.2
Количество учащихся в группах по различным шкалам
№ группы ( i ) | № шкалы ( j ) | ||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | . . . | |
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V |