Природно-ресурсный потенциал развития мирового хозяйства.
Эконом. деят-ть совр.цивилизации достигла планетарных масштабов. Все острее становится проблема ресурсов в МХ. По ряду параметров ресурсопользования челов-во вышло на границы возм-тей природы. Все это сказ-ся на экон. и соц. положении чел-ка - проблема динамики насел. Земли.(извед,достоверные,прогнозные)
Прир.-ресурс. потенциал вкл-т: минер(ПИ),земельные, водные,лесные, биолог.(раст.и жив.мир),климат. и рекреац.рес-сы Земля в МХ вып-т Пассив.f(x) земли прояв-ся в том, что она яв-ся пространством, на кот. существует общ-во. Актив f(x) земли состоит в том, что она образует глав.ср-во производства продуктов питания и сырья с/х происхождения, а также это источник лес.ресурсов и ПИ.Стат. хар-ка зем. ресурсов МХ выглядит след.образом. Общ. площадь земли – 510 млн. кв. км. Доля суши – 26% (134 млн. км2). на обраб. земли(пашни, сады, плантации)-11%,26%-луга,пастбища,32%-леса,кустарники,3%-земли отвед. под насел. пункты, пром-ть и т/п,28%-малопродукт и непродукт. земли(болота,пустыни). С/х угодья сост-т лишь 37% зем. фонда(4,8 млрд.га).По вел.с/х угодий выд-ся:Кит, Авст,США,РФ.Наиб.массивы обрабат.земель сконцентр.в Юж.,Ю-Вост.Азии, Сев.Америке,самые обшир.пастбища в Лат Амер.Обеспеч. С/Х землями на д.н:0,25 га(Авст-3, РФ-0,9 США-0,6 Кит-0,09, Индия 0,2)уменьш.зем рес-ов-ощемир.тенд.-из за отторжения продуктивных земель под предп,города,и др.насел пункты.Огр.площади утрач-ся из-за эрозии,засоления, заболачивания, опустынивания,физ.и хим.деградации.Треб-ся на кажд.чела 0,4-0,5 га(д/пищи)+0,1(жилье и др.нужды)общ.площ.потенц. пригодных земель 3,2 млрд.га. Мир. лес.рес-сы оцен-ся по показ. лесистости, размерам лес площади,запасам древесины.ЛР-исчерпаемы, но возобн.,многоцелевого исп-ния.Пок-ль лесист.-отн.площади лесов к общ.террит страны.РФ 21м.Общ.лес площадь в мире-4,1 млрд.га-30% обиаемой суши.по размерам лес.площади на д.ш. РФ-лидер:3 га.в европе-0,3,Ю.Амер-2,2,сев-2,5.Общ.площадь лесов в мире ежег. уменьш на 20 млн.га(особ.троп.леса)Л.Амер,Азия-потеряли 40% троп.лесов,Африка-50%.США,Канада, Сканд.страны не потеряли.Запасы древесины=330 млрд.м3 (РФ 25% мир.зап.,1/2 запасов хвойн.пород,ежег.прирост 5,5 млрд.м3)в РФ ест.путем восстан-ся 1/3.Водные из общ. кол-ва воды превная вода=2,5% общ.объема гидросферы(30 млн м3).Ост.97,5%-води мир.ркеана, сол.воды поверх.вод и подзем.озер.Запасы пресных вод, пригодных д/исп-ния наз-ся вод. рес-ми.Распред.пресной воды крайне неравномерно.В европе и Азии(70 % насел)-39% речных вод.На грани кризис обеспеч. вод: Кувейт, ОАЭ, Катар, Ливия, Сауд.Аравия.Страны с выс.долей обесп-ти: РФ, США, Кан., Кит, Инд, Браз.В о.Байкал сосредоточено 20%мир.запасов прес.воды и 80% РФ.Объем мир.потребления воды=25% вод.рес-в.1,4 млрд.людей лишено чист.питьевой воды.Глав потреб-м яв-ся с/х(69%),пром-ть (21%),быт(6%)В РФ24,40,17.Вод.рес-сы играют важн.роль в развитии мир.энергет.потенциала.10 трлн. кВт .ч возможной выработки электроэнергии.Около ½ потенциала прих-ся на Кит,РФ,США,Дем.рес.Конго,Кан,Браз.Гидроэнергет. потенциал РФ 2,5 трл.кВт.ч(1,7) Минер.сырье: топливное, рудное, нерудное.ТМС(имеет осадочное,оргганическое происхождение). Мир. геолог. запасы =14 трл.т :уголь(60%),нефть и газ(27%),8%-яд.топливо,гидрорес-сы и др. ист-ки.Стр-ра мир.потребления-уголь-30%,нефть-35%,газ-25%,ядер.и гидро-5%.Запасы угля достов=1,75 трлн.т(1/2-камен.уголь).Наиб.богатыми углем оказ-ся развит.страны США-25%ЮАР,Авс.ФРГ-6%,др.страны-Кит=17%,РФ=13%,Инд=5%.Камен.угля доб-ся 3,5 млрд.т, бурого-1,2.Стр-ный кризис в угледоб.пром-ти привел к сокр-ию добычи угля.мног.страны начали ориен-с на импорт.уголь:ЮАР,Авст.прак-ки прекрат.добыча во Фр.,Бел.Подъем в Китае. Круп.разработчиками.угля яв-ся: США, Инд., Авст., РФ, ЮАР, Кан. Польша, Колумб, РФ.они же и круп.экспортеры.(РФ добывает 300 млн.т угля из них 20%.экс-ся).Достов. запасы нефти растут из года в год=153 млрд.т,геолог.500.Подавл.часть достов. запасов нах-ся в Азии =75%, в бассейне пресид.залива(65%),в РФ -6% от мир. запасов.Обеспеч-ть нефтью: по разным оценкам от 40-60 лет, в развитых падает:10-15,в развив-ся:100-150 лет.более 30% запасов нефти нах-ся в шельфовой зоне. морей и океанов.Добыча нефти 3,6 млрд.т в год.: 1Сауд.Аравия(450 млн.т.в год-экспорт)2РФ(470млн.т,более 200 млн.т- экспорт), 3.США(350 млн.т).Крупнейшими разработчиками нефти также яв-ся: Иран, Мекс., Венес., КНР, Норв. Достов. запасы прир. газа тоже растут=156 трл.м3 , 40% газа нах-ся в развитых странах.1/3 в РФ,Иран ¼ мир.запасов. обеспеч.=70 лет.Добыча газа:1РФ(640 млрд.м3, 160 млрд.м3-экспорт),2. США(чуть меньше),далее с больш.отрывом: В/брит, Алжир,Индонезия и др.В развит.странах добыв-ся 70%, на страны ОПЕК прих-ся-15%.Рудное мин.сырье(за иск.алюминия имеет магматическое происхождение)Урановые руды-сырье д/ядерных реакторов,из уран.руд полуают уран.концентрат-исп-ся в энергетике и прозв-ве оружия.Достов.запасы=2,4 млн.т сосредоточены в 44 странах: 1.Авст.,2.Казах.,3. Кана.на эти страны прих-ся 1/2 мир.запасов урановых руд ,4. ЮАР, 5.Браз. 6.Намиб, США, Нигер, намибия, РФ,Узбек.Желез.руды имеют шир.распростр. в земной коре (геолог .запасы =600млрд .т, развед.=180 млрд.т)по развед запасам лидирует РФ=35%мир.запасов потом идут Укр., Браз,Авст , примерно по 10%.Самыми богатыми рудами обеспечены:Либер.,Индия,США..Крупнейшие разработчики Китай(225млн.т),Браз.Авст,РФ(90 млн.т),Укр.,Индия,США.ЗЕ переходит на импортное сырье.прекратилась добыча во ФР, В/брит., Норв., Испании, Финл., Австрии. Алюминий.Общегеол. запасы бокситов оцен-ся 250 млрд.т.в руде содер-ся до 30-60% металла. Наиб.запасами обладают:Гвинея,Авс.,Браз.Ямайка,Индия,Китай,Суринам.В РФ запасы бокситов малы. Крупн. разраб. алюм. руды:Авс=40% добыв.руды в мире(за посл.10 лет выросла на 10%), Гвинея, Ямайка, Браз. США, Фран., Греция,Венгрия прекратили добычу или знач-но ее сократили.Руды тяж.цвет.металлов содержат знач-но меньше полез. компонента.Содерж.меди=5%.Круп разраб.Чили(25%),США,далее с больш. отрывом: Канад, Индонез ,РФ, Китай, Польша.Сущ-т 10 стран,где добыча мин.сырья играет первост.роль в м/н геграф. раздел. труда: Кит., Авст, ЮАР, Индия,Казахстан,Мексика,Чили,ДРК,РФ.Нерудное мин.сырье: хим.сырье, фосфорное, мин.соли, сера.Лидеры по фосфору:США=1/3,Китай=1/5 мир.добычи,Марокко.Аппатитами богаты РФ,Браз.,Вьетнам,ЮАР.Добыча мин.солей:США 1/5,Китай,ФРГ,Канада,Сера:США Канада РФ.
3.Проблемы вступления РФ в ВТО.
Членами ВТО яв-ся - 153 государств, кот. принадлежат свыше 95% всего объема мир. торговли. Глав. задачей ВТО яв-ся либерализация мир. торговли. Осн. принципами и правилами ВТО яв-ся предоставление режима наиб. благоприятствования в торг. на равноправной основе, взаимное предоставление нац. режима товарам и услугам иност. происхождения, рег-ие торговли преимущественно тариф. методами, отказ от исп-ия колич. и иных ограничений, транспарентность торг. политики, разрешение торг.споров путем консультаций и переговоров и т. д.Все члены ВТО принимают на себя обяз-ва по вып-ию «многостор. торг.соглашения». Система ВТО -своеобразный многостор.контракт, нормами и правилами кот. рег-ся свыше 92% всей мир.торговли тов. и услугами.
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, отклонили заявку т.к. СССР яв-ся страной с план.эк-кой, что несовместимо c принципами своб. торговли. 1990 году СССР получила статус наблюдателя.В 1993 году уже Россия обратилась с офиц.заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее труд.переговоры велись с США, ЕС и Китаем. Разногласия с ЕС урегулировались (Россия поддержала Киотский протокол). Самыми сложными были переговоры с США(6 лет) Разногласия касались ? фин. рынков, поставок в РФ с/х продукции и защиты прав интел.собственности РФ и США подписали протокол о присоед.РФ к ВТО 20 ноября 2006 года(Азиатско-Тихоокеанского форум в Ханое (Вьетнам)).На сегодн.день Грузия ост-ся ед. противнмком вступления РФ в ВТО. Однако Грузия не входит в раб.группу по присоед.РФ к орг-ции и не может в одностор.порядке блокировать вступ.РФ в ВТО. По сост.на окт.2008 года, РФ н/о провести лишь многостор.переговоры, для т.ч. вступить в орг-цию.Вступление РФ в ВТО было отложено на неопред. срок в авг.2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран ЕС обратилась к России с советом «побыстрее вступить в орг.», однако получили ответ, что РФ вряд ли станет членом ВТО до сер. 2009 г.
Н/о подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о своб. торговле, а, наоборот, о жестком регул. своих экономик.Условия вступления:В теч. 1 года после вступ-ия РФ в ВТО ни одна внешнетор.пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переход.периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на пром. товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Тамож. пошлины на потреб. товары, массово производящиеся в РФ, практически не снизятся (за искл. автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компы и элемент.базу, снижены пошлины на быт.электронику и электротехнику, лек-ва, технол.и науч.оборудование. Гос-во сможет оказывать с/х помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас 3,5 млрд долл. в год)Согласно статье в ж.«Эксперт», «макс. теорет. возможная выгода отеч.предприятий от равна 23 млрд долларов в год», при этом РФ «отдаст часть своего рынка,= примерно 90 млрд долларов в год».
Выгодно нефтянникам т.к снизит импорт. пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.
Конкрет.цели присоед.РФ к ВТО: получ.недискрим. усл. для проникновения рос. продукции на иност. рынки; доступ к м/н механизму разрешения торговых споров;создание более благоприят. климата для ин.инвестиций в рез-те приведения закон.системы в соответ. с нормами ВТО;расшир.возм-тей для рос.инвесторов в странах — членах ВТО, в частности в банк.сфере; создание усл. для повыш. кач-ва и конкурентоспособности отеч. продукции в рез-те увел.притока иност.товаров, услуг и инвестиций на рос. рынок;участие в выработке правил м/н торговли с учетом нац. интересов;улучшение имиджа РФ в мире как полноправного уч-ка м/н торговли. Предмет переговоров — определение уровня ввозных таможенных пошлин, который получит право применять РФ после вступления в ВТО; 2) переговоры по с/х проблематике. Предмет переговоров — обсуждение объемов возм.гос. поддержки аграрного сектора и размеров эксп.субсидий; 3) переговоры по доступу на рынок услуг. Предмет переговоров — согласование усл. доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок; 4)переговоры по совершенствованию российского законодательства.РФ может получить след.преимущества при вступлении в ВТО: 1) уменьшение ограничений в м/н торговле приведет к удешевлению импорта, что выгодно как для российских предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие, так и для российских граждан, приобретающих импортные товары; 2) возможность правовой защиты отечественных товаропроизводителей по законам ВТО; 3) открытие экон. и стабилизация рос.внешнеторг. и общеэкон. закон-ва будет способствовать развитию м/х экон. отн. и инвест.процесса в РФ; 4) рос. предприятия — экспортеры получат более шир.возм-ти доступа к внеш.рынкам сбыта. Однако при вступ. в ВТО могут возникнуть трудности: 1) некоторые отрасли (с/х, авиац. пром-ть) и отд. предприятия могут не выдержать конкуренцию с заруб. предприятиями, увел-ся безработица, произойдет спад производства; 2) рос.банкам будет сложно конкурировать с иност. коммер. банками, кот.имеют большие и отн-но деш.ресурсы (% по вкладам и соответственно КТ ам зарубежом намного ниже рос-х); 3) возникнут трудности сохранения Таможенного союза со странами СНГ, поскольку это вступает в противоречие с уставом ВТО; 4) уменьшатся возможности гос-ва по регул.внешнеэкон. дея-ти; 5) ослабление прямого гос. регул. внутр. цен на энергоносители может привести к сущ-му росту издержек производства и падению конкурентоспособности отеч.предприятий. Анализ потенц.преимуществ и угроз вступления РФ в ВТО позволяет сделать след.выводы: 1) необходимо обеспечить общий положительный количественный и качественный баланс нац. интересов; 2) нельзя допустить банкротства отдельных отраслей народного хозяйства; 3) целесообразно обеспечить механизм защиты национальной финансовой и банковской системы; 4) нельзя допустить резкого повышения цен на энергоносители, как того требуют переговорщики со стороны ВТО; 5) необходима координация дея-ти всех уровней власти для подготовки российской экон. к вступлению в ВТО.
№7 1.Рынок труда и заработная плата.2.Трудовые ресурсы мирового хозяйства.3.Классические теории м/н торговли: теории А.Смита и Д.Риккардо.
1.Рынок труда и заработная плата.
Рынок труда — это такая экон. среда или пространство, на кот. в рез-те конкуренции м/у экон. агентами ч/з механизм спроса и предложения устан-ся опред. объем занятости и уровень оплаты труда.
F(x) рынка труда опред-ся ролью труда в жизни общ-ва, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экон. т.з. труд — важнейший производственный ресурс (фактор). В соответствии с этим выделяют две главные f(x) рынка труда. Социальная f(x)закл-ся в обеспеч. норм- уровня доходов и благосостояния людей, норм. уровня воспроизводства производст. способностей работников. Экон. f(x)рынка труда закл-ся в рациональном вовлечении, распределении, регул-и и использ. труда.
Спрос на рабочую силуопред-ся потребностями работодателей в найме опред.кол-ва работников н/ой квалификации для производства товаров и услуг.
Спрос на раб.силу находится в обратной зав-ти от ставки реальной з/п (W), кот. опред-ся как отн-ие ставки номин. з/п (W*) к уровню цен (Р): W= W*/P. Номинальная з/п — это денеж.сумма, выплаченная работнику, а реальная — это то кол-тво товаров, кот. этот работник может приобрести на денеж.сумму выплач. ему з/п при данном уровне цен на товары. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отриц.угол наклона: с ростом общ. уровня з/п спрос на труд падает. Кривая спроса на труд Nd представлена на рис. 1. На оси Х — кол-во труда N (число работающих), на У — ставка реальной з/п W.
Предложение трудаопред-ся числ-ю нас., долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, кач-ом труда и квалификацией рабочих.
|
При повышении зарплаты есть стимул пожертвовать досугом в пользу высокооплачиваемой работы и получения более высокого дохода, на который можно приобрести дополнительные блага. В результате предложение труда растет. В данном случае имеет место эффект замещения. На графике этот эффект прояв-ся при движении по кривой предложения труда до точки h.
Эффект дохода противоположен эффекту замещения и начинает проявляться тогда, когда работник достигает достаточно выс. ур.доходов и матер. благополучия. При дальнейшем росте з/п выше уровня Wh начинает преобладать «эффект дохода», т.е. выс. доходы стимулируют более разнообразный и длит. досуг, а не труд. При этом у работника появ-ся желание не только приобретать больше товаров, но и иметь больше своб. времени для досуга за счет сокр-ия кол-ва раб. времени. Поэтому после точки h набл-ся эффект дохода, когда с ростом доходов предложение труда сокр-ся. Кривая предложения труда принимает вид изгибающейся назад, к оси ординат.