Формирование и анализ организационных структур в системе государственного и муниципального управления

Саламатов В. В., студент

ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачёва, г. Кемерово

В современных условиях успешное функционирование органа управления в государственном и муниципальном секторе во многом зависит от организационной структуры, которая в нём существует. Управление в этом случае играет ключевую роль в формировании организационных структур как основополагающий аспект в деятельности любого институционального образования [5-7].

Актуальность данного исследования заключается в необходимости формирования организационной структуры на основе системного подхода, соответствующая целям и задачам органа государственной и муниципальной власти. Эта структура должна позволять органу управления эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять определённые усилия сотрудников, работающих в данном органе.

Согласно Исаевой Е. Д., организационная структура управления представляет собой важный инструмент в системе управления, который определяет состав, профиль деятельности, ответственность, подчинённость структурных подразделений в определённой организации или учреждении объединяемых общим аппаратом управления для выполнения определённых функций в соответствии с организационной документацией (Положение, Устав и т.д.) [1].

По мнению Бургановой Л. А., организационная структура управления – это есть совокупность всех частей и определённых звеньев управленческой системы организации, между которыми установлены постоянные связи [2].

Если объединить эти два определения, то можно сказать, что организационная структура управления–это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления, в которой определяется направления деятельности организации, ответственность и соподчиненность структурных подразделений, объединённых общим аппаратом управления на основании организационных документов.

Теперь мне бы хотелось рассмотреть методы, которые используются в процессе проектирования организационных структур управления:

1) Метод аналогий заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые использовались в аналогичных организациях.

2) Экспертно-аналитический методподразумевает исследование и аналитическое изучение организации с помощью квалифицированных специалистов, для выявления специфических особенностей, проблем, с целью разработки рациональных рекомендаций по формированию организационной структуры, исходя из проведённой экспертизы.

В рамках данного метода возможно проведение экспертных опросов руководителя и членов организации для того, чтобы выявить и проанализировать некоторые характеристики построения и функционирования аппарата управления.

3)Метод организационного моделирования предусматривает разработку определённых математических, графических и иных отображений делегирования полномочий и ответственности в организации, которые являются основой для проектирования, анализа и оценки различных вариантов организационных структур управления.

4) Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, которые отражают их количественную и качественную характеристики. [4]

Применение данного метода подразумевает следующие этапы:

· Разработка системы (дерева) целей, которая является базисом для синтеза всех видов организационной деятельности в зависимости от конечных результатов;

· Экспертная аналитика вариантов организационной структуры с позиции организационной обеспеченности достижения целей, их однородности, которые устанавливаются по каждому структурному подразделению, а также определения связей между руководством и подчинёнными и т.д.;

· Разработка документов, в которых отражаются права и ответственность за достижение целей по отдельным структурным подразделениям, а также по комплексным межфункциональным видам деятельности.

После формирования организационной структуры важным элементом является её анализ, для того чтобы посмотреть как она будет функционировать в будущем.

Процесс анализа организационной структуры управления заключается в следующем:

1. Графическое моделирование организационной структуры (отображение элементов организации и их взаимосвязей между собой).

2. Определение первичных характеристик, имеющих количественное значение: количество уровней управления, численность, номенклатура должностей, количество структурных единиц и т.д.

3. Определение некоторых количественных показателей (см. таблицу №1)

Таблица №1

Количественные оценки организационной структуры управления [3]

Коэффициент Формула расчёта Расшифровка формулы
Структурный коэффициент централизации Ксц= Nпп / Nоп Nпп – количество структурных подразделений, управляемых из одного центра; Nоп – общее количество структурных подразделений одного уровня.
Количественный коэффициент централизации Ккц= Nцч / Nоч Nцч – численность работников подразделений, управляемых из одного центра; Nоч - общая численность работников;
Объемный коэффициент централизации Кок = Оц / Оо Оц – объем работ, выполняемый централизованными подразделениями; Оо – общий объем работ предприятия.
Коэффициент централизации управления Кцу= Nуц / Nуо Nуц – количество работников центрального управления; Nуо – общее количество работников управления.
Коэффициент централизации функций Кцф = Чцц / (Чцц + + Чцп) Чцц – численность работников по централизованной функции в центральном аппарате; Чцп – то же, в аппарате подразделений и филиалов.
Коэффициент централизации отдельных функций Кц = Тт / (Тт + Тц) Тт – затраты труда работников аппарата управления по данным функциям, чел. – дн.; Тц – суммарные затраты труда.
Уровень специализации Yспец = Nспец / N Nспец – число специализированных подразделений; N – общее число подразделений.
Коэффициент сложности управления Ксл = Чс / Ч Чс – количество должностей; Ч – общая численность работников предприятия.
Уровень формализации отношений подчиненности и процессов делегирования полномочий Кф = Чдо / Чо Чдо – количество формализованных должностей (существуют должностные обязанности, регламентирующие вопросы подчиненности, распределения прав и обязанностей); Чо – общее количество должностей по штатному расписанию.
Коэффициент структурной напряженности Ксн = N / d N – общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления; d - удельный вес работников аппарата управления в % от общей численности работников.
Коэффициент соблюдения норм управляемости Купр = Чф / Чн Чф, Чн – соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.
Коэффициент соответствия должности Ксд = Чс / Чау Чс – численность работников аппарата управления, соответствующих должности по результатам аттестации; Чау – общая численность аппарата управления.

Если данные коэффициенты равны 1, то это свидетельствует о высоком значении рассчитываемого показателя (например, коэффициент соответствия должности = 1, то служащий полностью соответствует своей должности, а если меньше, то уже менее соответствует и т.д.)

Использование данных показателей будет давать положительный эффект в том случае, когда будет осуществляться постоянный мониторинг организационной структуры. В результате такого мониторинга, количественные показатели должны сопоставляться со статистической базой анализируемых оценок, чтобы отследить их отклонения и посмотреть динамику.

4. Определение характеристик, имеющих качественное значение с использованием экспертных оценок (эксперты привлекаются тогда, когда оценка или анализ организационной структуры невозможно осуществить с помощью точных расчетов либо когда нецелесообразно это осуществлять в связи с низкой эффективностью).

Наши рекомендации