Понятие общей и предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности.
Кардиналистский и ординалистский
Подходы.
1.3.Правило максимизации полезности:
кардиналистский подход.
Очень часто на практике студенты часто представляют план в весьма произвольной форме по незнанию или по небрежности.
Поэтому рекомендуется придерживаться единых правил при оформлении данной части работы. В Приложении 2 предлагаются варианты составленных планов курсовой работы.
Там же показано, как должен быть оформлен данный план работы.
Отдельные советы при составлении плана:
1. Не следует торопиться, легкомысленно подходить к составлению плана работы. При составлении плана автор должен себе представлять хотя бы общую картину того, о чем он будет писать в своей курсовой работе, на каких основных вопросах рассматриваемой проблемы собирается остановиться более подробно.
2. Прежде чем приступать к составлению плана, важно внимательно изучить основную литературу по теме курсовой работы, чтобы определиться, какие основные положения будут рассматриваться в работе.
3. Если на начальном этапе составления плана возникают серьезные затруднения, то серьезную помощь в этом случае оказывает обращение к форме оглавления или содержания в экономической литературе, особенно к монографиям (научным трудам и исследованиям), учебникам: основные принципы составления плана аналогичны
4. На первом этапе лучше составить несколько подробных рабочих вариантов плана (хотя бы два). После повторного прочтения и тщательного анализа таких вариантов очень часто случается, что автор какие-то пункты плана объединяет, какие-то, наоборот, выделает, что-то убирает вовсе. В итоге подобной работы формируется стройная логичная схема (или план работы), которая облегчает весь последующий труд по написанию курсовой работы в целом.
5.В том случае, если по каким-либо причинам, студент не согласовал план со своим научным, очень велика вероятность того, что курсовая работа, сданная на проверку, будет полностью отправлена на доработку, начиная, в первую очередь, с составления плана.
II. Основной этап
· написание самой работы, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;
· формулирование выводов по итогам работы.
После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы.
Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения.
Общая логическая схема написания курсовой работы:
| ||||
| ||||
| ||||
Излагать содержание работы следует, придерживаясь составленного плана и общей логической схемы, представленной выше.
Процесс написания курсовой работы по составленному плану
Введение.
Первым пунктом плана в курсовой работе всегда стоит «введение». Введение – весьма ответственная часть в курсовой работе.
Обычно в этой части курсовой работы студент пишет об актуальности выбранной им темы, о поставленных цели и задачах. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, проанализировать… описать…, установить…, выявить…, провести расчеты… и т.д.)
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав, как правило, по смыслу соответствуют сущности поставленной задачи.
Во введении можно кратко сказать об использованных источниках в работе (особенно когда при выполнении работы автор активно обращался к монографиям и научным статьям по теме работы).
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно кратко в объеме 0,5-1 страницы машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации, чем вызван интерес обращения к выбранной теме.
Например, по теме «Основы теории поведения потребителя» можно следующим образом обозначить актуальность выбранной темы: «Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он в конечном счете оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.
Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Например, в США потребительские расходы составляют от ½ до ¾ ВВП . Поэтому поведение потребителя выступает решающим фактором экономического развития.
Изучение особенностей поведения потребителей помогает глубже раскрыть сущность рыночного спроса, проникнуть в его тайны ….и т.д.(имеется ввиду продолжение в подобном стиле изложения).
Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы»
Во введении также студент указывает о методе (способе) или методах(способах) изучения темы работы, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Например, «в данной курсовой работе предполагается обобщить и проанализировать имеющийся статистический материал по избранной теме, провести сравнительный анализ на основе проведенных расчетов особенностей потребительского выбора в зависимости от роста доходов на товары низкого качества (с указанием такого товара)».
Студент должен помнить, что каждый преподаватель очень серьезно относится к содержанию введения.
Объясняется это тем, что в основном содержании курсовой работы, особенно в его теоретической части, большая часть студентов грешит копированием текста (или проще говоря, переписыванием отдельных кусков текста из разных источников, не заботясь даже о том, чтобы эти «куски» логически «связать» между собой) из имеющейся литературы, из Интернета.
Скопировать содержание введения в полном объеме из какого-либо источника непросто даже для подготовленных студентов. В содержании введения и заключения студент демонстрирует свое умение ставить задачи, анализировать, обобщать имеющуюся информацию. Эта работа требует самостоятельного творческого подхода. Поэтому для каждого преподавателя становится ясно, насколько студент владеет данными навыками работы.
Введение целесообразней писать после завершения работы над основной частью.
Основная часть
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.
Так, например, при раскрытии темы «Основы теории поведения потребителя» нет необходимости описывать весь рыночный механизм в целом, заполняя данным материалом большую часть требуемого объема в работе, оставляя на основные составляющие указанной проблемы тезисное изложение из учебных пособий.
Наоборот, эти главы должны показать умение автора сжато, логично и убедительно излагать материал, изложение которого должно точно соответствовать плану курсовой работы и поставленным задачам. Т.е. краткость должна сочетаться с точностью, ясностью, полнотой изложения без «разжевывания» очевидных истин и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.
В этом части работы студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы; рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.
При написании работы не надо забывать о том, что важным оценочным критерием является высказывание собственной аргументированной точки зрения на анализируемые процессы и явления.
Очень часто практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по отдельным проблемам по микроэкономике даже в учебных пособиях студент может встретить различные подходы и точки зрения при раскрытии той или иной проблеме. В научных статьях, периодических изданиях разных точек зрения и дискуссий встречается еще больше.
Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критический разбор. Это придает работе творческий характер, что высоко ценится при защите курсовой работы.
Используя материал из подобранной литературы по теме курсовой работы не нужно стремиться только к заимствованию, механическому списыванию текста из опубликованных учебников или из, часто устаревших, статей как печатного вида, так и выложенных в Интернете.
При современных технологиях нередко случается, что студенты сканируют кусками текст, не делая никаких логических переходов, смысловой связи между данными кусками. Такой подход безграмотен. Даже при сканировании отдельных частей текста из используемых источников необходимо параллельно обдумать найденную информацию, логически соединить ее между другими частями, уметь видеть связь таких отдельных кусков с проблемой в целом.
Иными словами, следует не просто излагать факты, цифры из используемой литературы, но и учиться их анализировать, сопоставлять, делать на их основе выводы. Любую собственную точку зрения не просто декларировать (т.е. голословно озвучивать), а доказывать (аргументировать) на основе данных из проверенных источников, чтобы она представлялась убедительной для слушателей.
Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
§ данные следует приводить к абсолютным (млн., руб., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;
§ для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Например, говоря о росте (снижении) спроса на тот или иной товар под влиянием определенного фактора, нужно привести данные его роста (снижения) в процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;
§ для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зависит от самого материала и содержания того вопроса, которые они выражают.
Особой формой фактического материала являются цитаты, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, служат опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики анализируемого явления.
Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений и выводов автора. Однако число используемых цитат должно быть «в меру», то есть оптимальным, исходя из того, насколько уместно их применения, нет ли в них искажения смысла анализируемых источников.
Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Случается, что студенты злоупотребляют цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономических процессов.
Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
Чтобы выработать навыки подобной самостоятельной, творческой работы на данном этапе, можно использовать, например, следующие приемы:
· Представить себе мысленный диалог с предполагаемым оппонентом (в данном случае, например, преподавателем, которому стоит принимать защиту курсовой работы и оценивать ее) и попытаться предположить, какие вопросы могут быть заданы. Как правило, срабатывает психологический принцип самозащиты: в первую очередь «всплывают» те вопросы, при ответах на которые сомневаешься больше всего.
· Быть готовым при подведении выводов и высказывании собственной точки зрения ответить на вопрос: «Почему Вы пришли к данным выводам?», или «Какими аргументами Вы можете обосновать свою точку зрения по данному вопросу?» (или другими словами «Какие Вы можете привести доводы в качестве доказательства истинности сделанных Вами выводов?»).
· При аргументации ответа использовать только проверенную информацию.
· В случае использования статистических данных, цифр, цитат по рассматриваемой проблеме, определений используемых понятий обязательно делать ссылку на источники (т.е.указывать, где была получена данная информация) .
Отдельные советы по написанию курсовой работы по микроэкономике на данном этапе:
1. Изложение содержания должно быть логически последовательным и четким в соответствии с составленным планом работы: каждый последующий параграф является логическим продолжением предыдущего. Вся работа должна выглядеть и восприниматься единой, цельной картиной, а не хаотичным набором фактов, цифр, цитат из разных источников.
2. В конце каждого параграфа делается краткий вывод. При формулировании выводов используются следующие стилистические приемы :
- « итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод….»;
- « таким образом, ……(идет изложение содержания вывода)….»;
- « указанные выше факторы позволяют сделать вывод, что ….»;
- «кроме того, автором получены следующие результаты…»;
- «поэтому можно сделать следующий вывод..»;
- « следовательно можно утверждать, что…»
- «все сказанное позволяет сделать вывод»;
- «значит,….»и т.д.
3. В качестве средств связи между отдельными кусками текста могут использоваться следующие местоимения, прилагательные и причастия: «данные, этот, такой, названные, указанные».
4. Важным средством выражения логической связи в процессе изложения служат, например, такие стилистические приемы: для указания последовательности мысли – «вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит и др.»;противоречивых отношений – «однако, между тем, в то время как, тем не менее»; причинно-следственных отношений –«следовательно, благодаря этому, кроме того, к тому же»; перехода от одной мысли к другой –« необходимо рассмотреть, прежде чем перейти к…, рассмотрим, необходимо остановиться на…,» и т.д.
5. Не следует в буквальном смысле использовать все из перечисленных выше стилистических приемов, поскольку не всегда это будет к месту. В то же время, необходимо уже с первого курса вырабатывать в себе навыки языково-стилистической культуры написания исследовательских работ. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. В подобного рода работах исключается изложение текста на бытовом языке или использование сленга.
6. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются.
7. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В.Даля, С. Ожегова, иностранные словари, словари по экономической теории, философские словари.
8. В тексте собственное мнение автора (в данном случае студента) излагается от третьего лица.
Например, неправильно излагать:
« …я думаю,что…;
я пришел к такому выводу, потому что;
мной доказано;
по моему мнению…» и т.д.
И, наоборот, правильно:
«….нам думается, что;
на основе проанализированного статистического материала можно сделать следующий вывод или нами сделаны следующие выводы;
нами доказано, что…
по мнению автора, данные факты позволяют утверждать, что…» и т.д.
9. Фактический материал, статистические данные, используемые в работе должны быть достоверными. При этом следует помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.
Поэтому при использовании таких данных, необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника были получены эти данные. Особенно это относится к использованию информации в курсовой работе из Интернета. В этом случае обязательно надо указывать адрес сайта, где была получена данная информация.
При этом следует помнить, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Поэтому и при использовании Интернета как источника информации следует опираться на официальные сайты.
Заключение
Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки по содержанию, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации.
Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заключительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельствует о его навыках самостоятельной работы.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения темы выполненной курсовой работы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в будущем автор предполагает решать в будущем.
Заключение может включать в себя и практические предложения, результаты проведенных социологических исследований и проведенные расчеты, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных студентом лично.
При написании заключения используются особые стилистические приемы.
Можно, например, использовать следующие приемы:
§ « Итак, в ходе выполненной нами курсовой работы, можно сделать следующие выводы (идет изложение текста вывода):
1…….
2. …..
3. …….».
Нумерация выводов при этом необязательна.
§ « В ходе выполнения курсовой работы по теме «……….» в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующее заключение: ……….»
Например, по теме «Основы теории поведения потребителя» начало «Заключения» может быть в такой форме: «Изучение потребительского поведения – сложная наука. В своей работе автор попытался изложить основные концепции теории потребительского поведения, однако рассмотреть всю обширную тему в одной работе невозможно. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы: …….( идет изложение выводов)» и т.д.
В том случае, если возникают трудности в вопросе написания заключения, если у автора отсутствуют навыки формулирования выводов и итогов своей работы, можно дать следующие советы:
· Обратитесь к учебной или монографической литературе по экономическим проблемам: практически всегда в литературе подобной тематики в конце изложения следует заключение или резюме. Внимательно прочитайте их, проанализируйте, и тогда станет понятнее, о чем же следует писать в заключении.
· Используйте свои выводы после параграфов и глав, если они были сделаны в основной части работы
· Сделайте черновой вариант заключения и обсудите его с преподавателем, научным руководителем вашей курсовой работы.
III.Заключительный этап
· оформление работы, придерживаясь предъявляемых требований;
· подготовка к защите курсовой работы.
Оформление работы.
Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (основной текст), установив шрифт - Times New Roman, размер –14; параметры абзаца: первая строка – 1,27 (1,25) см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены).
Обязательно должен быть включен автоматический перенос слов. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.
Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.
Каждый раздел начинается с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.
Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации или формата А3).
Стиль заголовков разделов (Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:
Формат абзаца: интервал после 12 пт., выравнивание по центру, положение на странице с новой страницы, запретить автоматический перенос слов;
Формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер 16, все прописные;
Формат нумерации (рекомендуемый): многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3: см. Приложение 2) (для заголовков "Введение", "Заключение", "Список использованной литературы" и "Приложения" после применения к ним стиля заголовка 1 необходимо выключить формат нумерации).
Стиль заголовков подразделов (Заголовок 2) должен иметь параметры:
Формат абзаца: интервал перед и после 6 пт., по центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;
Формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер 16.
Формат нумерации: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).
Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14.
Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой, и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы, строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).
В ячейках шапки выравнивание делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).
Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления необходимо создать стиль «название таблицы» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ перед - 6 пт, запретить автоматический перенос слов, не отрывать от следующего; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков таблиц.
Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рис., знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления создайте стиль «название рисунка» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт, запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, курсив, размер – 12 и использовать его для всех заголовков рисунков.
Пример названия рисунка:
Рис 1. Информационно-логическая схема
Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту или в приложение с обязательной ссылкой в каждом случае.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1.Титульный лист.
2. Оглавление (включающее в себя составленный план курсовой работы с указанием номеров страниц каждого пункта плана – вариант образца был представлен выше).
3.Введение.
4.Главы основной части.
5.Заключение.
6. Библиографический список (список использованной литературы).
7. Приложения (если таковые имеются: сюда входит в курсовой работе, как правило, табличный материал).
Титульный лист курсовой работы является первой страницей и заполняется по определенным правилам:
§ В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
§ Далее указывается кафедра, на которой выполнена работа.
§ В среднем поле дается заглавие курсовой работы.
§ После заглавия ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя (с указанием его ученого звания и ученой степени) и фамилия и инициалы студента, выполнившего курсовую работу (с указанием факультета и номера учебной группы).
§ В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (без слова «год»).
Образец титульного листа представлен в Приложении 4.
После титульного листа помещается Оглавление(т.е. составленный план работы), в котором приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки должны точно повторяться в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке и последовательности не разрешается.
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Образец оглавления представлен в Приложении 2
Пункты 3,4,5 структуры курсовой работы, рекомендации по работе с ними подробно описаны выше. Здесь следует лишь отметить, что разделы «Ведение» и «Заключение» по объему должны составлять по 1-1,5 страницы.
После заключения принято помещать список использованной литературы.
Список использованной литературы должен включать в себя не менее 7-10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТом и расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов использованных работ.
В этом случае сначала указывается фамилия и инициалы автора, потом название работы, место и год издания.
Например, Пиндайк Г., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 2007.
Если это журнал или газета, то сначала указывается фамилия и инициалы авторы статьи, потом само название статьи, название журнала или газеты, где данная статья опубликована с указанием номера и года издания.
Например, Райская Н. Сергиенко К. Статистическое исследование спросовых условий в отраслях российской промышленности. ж-л «Вопросы экономики», 2005, №9
или В. Маевский, Д. Чернавский «О рациональном поведении реального потребителя». ж-л «Вопросы экономики», 2007, №3
Вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы, помещают в приложение.
По содержанию и форме приложения могут быть различными. Например, графики, таблицы, схемы, формулы.
Каждое приложение (если таковое имеется) должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, то есть каждая, например, схема или таблица должны иметь название.
Если приложений несколько, то возле каждого указывается номер арабскими цифрами (без знака «№»: например, Приложение 1).
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которое употребляется со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 2)
Рекомендации по оформлению курсовой работы:
· Черновой вариант работы следует тщательно отредактировать и напечатать без перечеркивания, вставок, произвольного сокращения слов. В отдельных случаях (только по согласованию с преподавателем) разрешается переписать набело шариковой ручкой разборчивым почерком. Грамматические и стилистические ошибки исключаются.
· Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне отдельных стандартных листов бумаги, оставляя слева поля для преподавателя-рецензента. Такой порядок написания хорош и тем, что он легко позволяет изъять отдельные неудачно исполненные страницы, внести дополнения или переставить некоторые ее части.
· Как правило, размер левого поля – 30 мм, правого -10 мм, верхнего -20 мм, нижнего -20 мм.
· Печатается работа в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения на оборотной стороне листа.
· Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. На самом титульном листе номер не ставится. Номер страницы обычно ставят в середине верхнего поля страницы.
· Все сноски и ссылки перепечатываются (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. При этом в тексте сноски указывается не только автор и название книги или статьи, но и номер страницы, откуда материал заимствован.
· Все структурные части курсовой работы (оглавление, главы, введение, заключение, список использованной литературы) начинаются с новой строки.
· После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату выполнения и сдать на кафедру ЭТиИ или лично преподавателю-рецензенту.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании курсовой работы:
§ Неправильно составленный план: отсутствие логичности, расплывчатые формулировки, растянутый по размеру и содержащей лишнюю информацию, неграмотно оформленный.
§ Несоответствие содержания курсовой работы теме и составленному плану.
§ Неграмотно написанные введение и заключение даже при отличном общем содержании и результатах проведенной работы.
§ Прямое цитирование текста первоисточника или его пересказ без собственного осмысления и анализа.
§ Копирование целых глав одного учебника или статей из Интернета, не используя указанный библиографический список.
§ Отсутствие логики и законченности между отдельными частями работы.
§ Отсутствие ссылок при использовании в работе фактов, цифр, статистических данных из используемых источников. Те же самые ошибки допускаются и в случае использования цитат.
§ Слабое использование дополнительной литературы, свежих статистических данных, когда вся работа основана на одном-двух источниках.
§ Стилистические ошибки, когда идет повествование от первого лица. А также другие литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания и смысловым ошибкам.
§ Неграмотно сформулированные выводы или их частичное (или полное) отсутствие.
§ Неправильно составленный или оформленный список литературы.
§ Полагаясь «на авось», студент часто предоставляет курсовую работу сразу «на бело» без предоставления чернового варианта, чем усложняет себе труд (вплоть до полного переделывания всей работы) в случае необходимости доработок, особенно из того числа тех, что перечислены выше.
§ Ошибки при оформлении титульного листа и др.