Горное дело в средние века

С распадом могущественной Римской Империи в IV в. н.э. погибла и римская культура, а вместе с нею и некоторые зачатки горного промысла.Только начиная, с того времени, когда вновь образовавшиеся северные государства достаточно окрепли, - снова возникает наряду с другими промыслами и горный промысел, о чем свидетельствуют многочисленные законодательные акты, изданные различными государями и направленные к охране и развитию промысла.
История горного дела в раннее средневековье известна сравнительно мало. По-видимому, средневековая Европа все-таки унаследовала от поздней Римской империи часть ее горных разработок, не полностью была потеряна и прежняя техника, сохранились и элементы правовой регламентации горного дела, хотя последние быстро деформировались в процессе феодализации.
В средние века особенно значительное развитие горное дело получило в некоторых частях Германии. Еще до Римской империи германцы и славяне хотя и в незначительных размерах, но уже разрабатывали некоторые рудные месторождения. Сближение с римской культурой должно было сообщить этим началам горного дела положительный толчок. Поэтому уже с раннего средневековья Германия занимает среди европейских стран видное место но добыче металлов; в позднее средневековье ей, бесспорно, принадлежит первое место.
На первых порах горное дело по-видимому было связано зачастую с земледелием. В свободное от сельских работ время земледельцы раскапывали не глубоколежащие руды, причем методы их добывания были очень примитивными. Иногда случалось даже, что все население с такою страстью отдавалось добыче благородных металлов, что земледелие совсем прекращалось, в стране наступал голод и власти были вынуждены прибегнуть в насильственному возвращению земледельцев к их пашням.
На Рейне и его притоках снова были возобновлены оставленные римские разработки для добычи свинца, меди, железа и т.п. Начиная с юга Европы распространение горного промысла, мало помалу продвигается к северу и востоку. Так, в 833 году императором Людвигом Благочестивым дается монастырю Корвей на Везере право на разработку каменной соли, около 800 г. разработка соли в Галле, в 893 г. разработка соли близ Дитца в Лотарингии, в 908 г. возобновляются еще начатые кельтами, до римского владычества, разработки соли в Зальцкаммергуте и золота в Тауэрне. Около 930 г. открываются и начинают разрабатываться месторождения различных руд в Раммельс-берге близ Госслара. В XI столетии мы встречаем сильно развитую добычу серебряных руд в Шварцвальде, с середины XII столетия начинается разработка оловянных руд по южному склону Саксонских гор; начало разработки во Фрайбергском округе приурочивается к 1170 году, начало разработки Маансфельдских медистных сланцев - к началу XII столетия. В это же время была поставлена промывка золотоносных россыпей в долинах Дуная, Рейна, Шварца в Тюрингии и других реках.
Наконец, в конце XII столетия были открыты первые в Германии разработки каменного угля близ Люттиха- в 1198 г.
С развитием феодальных отношений на крестьян, занимающихся разработкой руд, стали налагать обязательство поставки господскому хозяйству определенного количества металла (чаще всего железа). Но большая часть рудных месторождений находилась вдалеке от населенных мест, в горах и лесах. Разработкой их занимались так называемые вольные рудокопы в условиях трудной борьбы с природой. Подвергаясь большому риску, часто переходя, с места на место они рубили леса, строили новые поселки, истребляли хищных зверей, налаживали сообщения с населенными пунктами, своеобразно выступая пионерами культуры в осваиваемых районах. Так возникло предприимчивое независимое подвижное вооруженное население рудоносных гор, которое не легко было подчинить сеньориальному режиму. Вначале эти вольные рудокопы пользовались, по-видимому, полной свободой разработок, однако, вскоре им пришлось столкнуться с притязаниями крупных землевладельцев и государственной власти, заявлявших свои права на неосвоенные территории и на металлы, особенно на золото и серебро, хозяйственная роль которых возрастала вместе с ростом обмена.
За право на разработку шла ожесточенная борьба между королями (императорами) объявлявшими это право королевскими («регламент»), территориальными князьями, стремившимися присвоить эту регалию себе и крупными землевладельцами, заявлявшими притязания на те или иные рудоносные районы.
Отношения, возникавшие на почве этой борьбы, осложнялись тем, что регалии могли отчуждаться, продаваться, закладываться, отдаваться в лен, дробиться, находиться в совместном владении. В зависимости от фактического соотношения сил в каждом отдельном случае победа склонялась на ту или иную сторону и тот или иной результат борьбы довольно точно отражает историю развития государственной власти в отдельных странах. Владелец регалии редко использовал ее в целях самостоятельной разработки рудников. В условиях феодального хозяйства разработка оставалась в руках мелких производителей-рудокопов, которые отдавали владельцу регалии или земли часть своей добычи в виде натуральной ренты и иногда, кроме того, продавали ему остальную добычу или часть ее по установленной цене. Желая увеличить свои доходы и добычу металлов, владельцы регалий (сеньеры) часто давали всевозможные льготы и привилегии рудокопам, которые пожелали бы разрабатывать их рудные месторождения. Быстро растет число лиц, занятых вгорном деле. Странствующий рудокоп делается характерной фигурой в средневековой Европе.
Этот период называют «серебряной» горячкой - многие лица, ранее совсем не причастные к горному делу, бросали свои хозяйства и уходили в новооткрытые районы добычи серебра в поисках счастья. Опытных рудокопов приглашали работать в чужие страны - Францию, Англию, славянские земли.
С повышением потребности в металлах, истощением близких к поверхности земли залежей прежние методы их разработки индивидуальными старателями при помощи самых примитивных орудий становятся недостаточными. Рудокопы начинают объединяться в компании, собирающие определенный капитал за счет паевых взносов, дающих право на участие в прибылях. Такие компании заключали с владельцами регалий коллективный договор, отдававший им в «лен» определенный район, и не допускали к разработке лиц, не имевших паев в компании.
Кампании были подобно цеховым организациям. Они вырабатывали уставы, стремились предотвратить конкуренцию между отдельными членами и сохранить мелкие размеры индивидуального производства. В известных пределах они эксплуатировали наемный труд, а под видом ученичества - и детский труд. Пай, или «кукса», мог отчуждаться, дробиться, несколько кукс могло объединяться в одних руках. Куксы могли приобретаться посторонними лицами, не обязанными работать лично и ставившими вместо себя наемных рабочих. Иногда в качестве держателей кукс выступают богатые горожане, купцы, монастыри и даже знатные князья. Куксы доходных рудников делаются ценными бумагами, вокруг них постепенно развивается спекуляция. Таким образом, капитал, выросший на почве торговой прибыли и феодальной ренты, вторгается вгорное дело.
Основу для развития капиталистических отношений в горном деле создавали технические условия производства. Особенно с конца XIV в. в добывании руды и металлов вводится ряд технических усовершенствований. Углубление шахт и переход от открытых работ к подземным требует новых приспособлений для вентиляции, откачивания воды, подъема добываемой руды. Осложнение оборудования требует новых вложений капитала, недоступных для мелких производителей, даже объединенных в компании. На помощь приходит купец, чаше всего торговец металлом.
Ссуды деньгами или оборудованием ставят целые компании в зависимость от купцов-капиталистов, иногда ссуда сопровождается заключением договора, отдающего в руки купца всю добычу компании по установленным ценам. Таким образом, в горной промышленности устанавливаются отношения, близко напоминающие «домашне-капиталистическую» систему. Получаемая рудокопами плата за выработанный продукт все более приближается к заработной плате и рудокоп все более превращается в пролетария, хотя некоторые орудия производства все еще остаются его собственностью.
Дальнейшее завоевание горного дела торговым капиталом наблюдается в конце XV и в начале XVI в.в. в Южной Германии. Этому процессу не мало содействует и усиливающаяся в это время государственная власть, все тверже налагающая руку на регалии и в то же время испытывающая хроническую нужду в деньгах. Усиливается налоговое давление на кампании рудокопов, вымогательства и конфискации. Связанные с регалиями права и доходы сдаются на откуп купцам-капиталистам; часто регалии попадают в руки купцов в результате данной государю ссуды. Невозвращенная во время ссуда создает длительные монополии купцов в известных отраслях горной промышленности. Эти монополии закрепляются соглашениями между отдельными купеческими фирмами и компаниями.
В XVI в. в горном деле Южной Германии, главным образом при добыче серебра и меди, возникает концентрированное крупное производство. Здесь раньше всего наблюдается перерастание купеческого и ростовщического капитала в промышленный. Капитал южно-германских купцов эксплуатирует рудники в чужих странах, перебрасывается в Венгрию, Испанию, Англию, Швецию, в заморские колонии Испании. Горный пролетариат и полупролетариат испытывает все бедствия эпохи раннего промышленного капитализма - необеспеченность существования, жестокая эксплуатация женского и детского труда, жилищная нужда, система расплаты товарами. В социальных, политических и религиозных движениях этого бурного времени горнорабочие принимают деятельное участие. С другой стороны, союзы предпринимателей ведут борьбу с попытками рабочих увеличить заработную плату, составляют «черные списки» агитаторов.
Потребность Западной Европы в металлах, особенно драгоценных, удовлетворялась не только разработкой местных рудных залежей. Металлические изделия и драгоценные металлы отчасти поставлялись с Востока путем обмена; не мало драгоценных металлов было захвачено во время крестовых походов. Бедная горными сокровищами Италия искала руду на Востоке. Венецианцы разрабатывали золотые и серебряные рудники на Крите. Итальянский капитал устремляется на разработку металлических месторождений в Леванте и на Балканском полуострове. Великие открытия и колониальные захваты в значительной мере двигались жаждой золота и серебра. Открытие Америки Христофором Колумбом и морского пути в Индию Васко де Гамо - было причиной наводнения европейских рынков драгоценными металлами, по ценам гораздо более низким, нежели цены, существовавшие до них, что в свою очередь сделало критическим положение лиц, занимавшихся добычею этих металлов в Европе.
Ввоз золота и серебра из колоний играет все возрастающую роль в экономике Западной Европы. Связь горного дела с землей создает в этой области своеобразные пути развития капитализма из феодальных отношений, сближающиеся с аграрным развитием. В качестве крупных предпринимателей выступают нередко представители землевладельческой аристократии. В рудниках устанавливаются местами отношения между господами и рабочими, напоминающие феодально-крепостной режим. Рядом с крупным производством продолжает существовать и мелкое, нередко связанное с земледелием. Эти отношения держатся очень упорно, доживая местами до XIX века.
Развитие абсолютизма в Западной Европе сопровождалось сосредоточением регалий в руках монархов, распространением их на руды, разработка которых была ранее свободной, усиленным обложением горного дела, назойливым контролем и учетом, всевозможными утеснениями, накладываемыми на горных рабочих, особенно на их свободу передвижения. Поскольку сами правительства сравнительно мало эксплуатировали горные богатства, такая политика являлась закрепощением горнорабочих разрабатывающими рудники капиталистами и землевладельцами. На горнорабочих вводился очень жестокий режим, всякое нарушение установленных правил рассматривалось как бунт, и беспощадно каралось. Но, в то же время, эта система стесняла свободу предпринимателей и заставляла их слишком дорого платить государству за его услуги. Чем больше усиливается мощь капитала, чем больше растет пролетариат, тем меньше капиталист нуждается в государственной опеке; «свобода» горного дела начинает выдвигаться буржуазией как «национальное» требование.

Наши рекомендации