Тема 2. Основы рыночного хозяйства
Сборник задач по экономической теории
Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения
Уфа 2007
В данном учебно-методическом пособии представлены задачи по курсу «экономическая теория». Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с утвержденной структурой цикла общепрофессиональных дисциплин и требований государственного образовательного стандарта для подготовки студентов экономических специальностей. Пособие предназначено для контроля качества знаний студентов по данному курсу, для самоконтроля усвоения материала студентами.
Составители: Э.Р.Гималетдинова, доц., канд. экон. наук
Г.Г. Карачурина, преп.
Рецензент И.А. Хисамутдинов, доц., канд. экон. наук
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2007
Содержание
Стр.
Раздел 1. Микроэкономика…………………………………………………… | |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории………………………….….. | |
Тема 2. Основы рыночногохозяйства………………………………………… | |
Тема 3. Рыночное равновесие…………………………………………………. | |
Тема 4. Эластичность спроса и предложения…………………………………. | |
Тема 5. Потребительское поведение………………………………………….. | |
Тема 6. Теория фирмы…………………………………………………………. | |
Тема 7. Совершенная и несовершенная конкуренция……………………….. | |
Тема 8. Рынки факторов производства……………………………………….. | |
Тема 9. Общее равновесие и благосостояние………………………………… | |
Тема 10. Внешние эффекты и общественные блага: роль государства…….. | |
Раздел 2. Макроэкономика…………………………………………………… | |
Тема 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели………………………………………………………………………. | |
Тема 2. Макроэкономическая нестабильность……………………………….. | |
Тема 3. Модель AD – AS……………………………………………………….. | |
Тема 4. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия…………… | |
Тема 5. Бюджетно-налоговая политика………………………………………… | |
Тема 6. Кредитно-денежная политика………………………………………… | |
Тема 7. Модель IS – LM………………………………………………………… | |
Тема 8. Совокупное предложение и кривая Филлипса. Политика стимулирования предложения…………………………………………………. | |
Тема 9. Экономический рост…………………………………………………… | |
Тема 10. Мировое хозяйство и сферы международных экономических отношений………………………………………………………………………. | |
Тема 11. Международная торговля и торговая политика……………………. | |
Тема 12. Платежный баланс и международное движение капитала………… | |
Тема 13. Международная валютная система. Валютная политика………….. | |
Список литературы…………………………………………………………...... | |
Ответы…………………………………………………………………………… |
Раздел 1.Микроэкономика
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
По данной теме решение задач не предусмотрено.
Тема 2. Основы рыночного хозяйства
1.Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола.
Определите:
а) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч;
б) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
в) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.
2. В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращиванием либо бананов, либо листьев коки, из которых затем нелегально изготавливают кокаин. Затраты труда на производство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кокаина и составляют 1 чел./год.
а) Нарисуйте кривую производственных возможностей Кокабаны, если ее население равно 1 млн. человек.
б) Укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на банановых плантациях, а по выходным на своих огородах тайком выращивают кокаин.
в) В мировой экономике соотношение цен таково, что цена 1 кг кокаина равна цене 5 т бананов. Какой будет кривая торговых возможностей Кокабаны? На производстве какого товара ей выгоднее специализироваться?
г) Пусть потребление бананов в Кокабане является стабильным, оно равно его производству в условиях закрыто экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяйстве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кокаина будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.
3. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане — 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргызстане — 100 тыс. человек. Президенты Назарбаев и Акаев подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производство хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? (При решении не учитывается синергетический эффект от кооперации.)
4. Программист Петрова зарабатывает в час 10 руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 руб. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 руб. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?
5. Научный работник Х работает по гибкому графику. Он работает каждый день, но свободно может взять выходной. Его друг У предложил взять выходной и поехать в Национальный парк. Плата за проезд стоит 15 сольдо, плата за вход в парк — 10 сольдо.
Х очень хочет побывать в парке. Он готов заплатить за это удовольствие 100 сольдо. Однако он очень любит свою научную работу и за каждый день своего творческого труда готов сам (!) платить 20 сольдо. При каком размере ежедневного заработка Х поедет в парк?
а) 50 сольдо;
б) 55 сольдо;
в) 60 сольдо.