Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория "себестоимость". Подсебестоимостью продукции понимают денежные текущие затраты предприятий на ее производство и реализацию. Себестоимость показывает, во что обходятся данному предприятию изготовление и сбыт продукции. Себестоимость отражает уровень техники, организации производства и труда на предприятии, результаты хозяйствования. Всесторонний ее анализ дает возможность предприятиям полнее выявлять непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения затрат на производство продукции. Себестоимость представляет собой следствие экономической эффективности капиталовложений, внедрения новой техники и технологии производства, модернизации оборудования. При разработке технических мероприятий она позволяет выбирать наиболее выгодные, оптимальные варианты.
Существенное значение имеет себестоимость при установлении цен. Чтобы обеспечивать нормальный процесс производства, цена должна возмещать производственные затраты. Если рыночная цена на изготовленную продукцию не покрывает произведенных предприятием затрат, то она не сможет нормально функционировать.
По уровню и месту формирования затрат различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость — это затраты на производство и реализацию продукции, складывающиеся на каждом отдельном предприятии. Среднеотраслевая себестоимость — затраты на производство и реализацию продукции, складывающиеся в среднем по отрасли.
По способам расчета выделяют плановую, нормативную и фактическую себестоимость. Под плановой обычно понимают себестоимость, определяемую на основе плановой (сметной) калькуляции отдельных'издержек. Нормативная себестоимость изделия показывает затраты на его производство и реализацию, рассчитанные на базе текущих норм расходов, действующих на начало отчетного периода. Она отражается в нормативных калькуляциях. Фактическая себестоимость выражает сложившиеся в отчетном периоде затраты на изготовление и реализацию определенного вида продукции, т.е. действительные затраты ресурсов. Фактическая себестоимость выпуска конкретных изделий фиксируется в отчетных калькуляциях.
По степени полноты учета затрат различают производственную и коммерческую себестоимость. Производственную себестоимость образуют все расходы, связанные с изготовлением продукции. Непроизводственные затраты (расходы на тару, упаковку, доставку продукции до пункта назначения, сбытовые расходы) учитывают при определении коммерческой себестоимости. Сумма производственных и непроизводственных расходов образует полную себестоимость.
Себестоимость соответствует бухгалтерским издержкам, то есть не учитывает неявные (вмененные) издержки.
В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Другими элементами себестоимости являются затраты:
§ на подготовку и освоение производства;
§ связанные с обслуживанием производственного процесса;
§ связанные с управлением производством;
§ по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
§ на выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное время; оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнение государственных обязанностей;
§ отчисления на государственное социальное страхование и в пенсионный фонд от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, а также фонд занятости;
§ отчисления по обязательному медицинскому страхованию.
Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли и в себестоимость не включаются. Это относится к налогам, выплачиваемым предприятием из балансовой прибыли.
В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет чистой прибыли и убытков: затраты по аннулированным производственным заказам и на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки, штрафы, пени, неустойки и др. виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, убытки от списания безнадежных долгов. В себестоимость не включаются так же:
а) расходы на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию социальных объектов (жилье, учреждения отдыха и оздоровления, принадлежащие предприятию);
б) стоимость работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий;
в) премии, выплачиваемые за счет прибыли предприятия;
г) материальная помощь работникам.
Теперь мы можем уточнить соотношение между бухгалтерскими и экономическими издержками: бухгалтерские - это явные издержки, относимые согласно законодательству на себестоимость продукции;экономические издержки – это сумма явных и неявных издержек.
Классификация затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), в соответствии с их экономическим содержанием (что и в каком объеме вошло в себестоимость) группируются по следующим экономическим элементам:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Все перечисленные виды затрат входят в себестоимость продукции и относятся к издержкам по производству и реализации продукции.
Себестоимость, рассчитанная по элементам затрат, дает возможность отразить в стоимостном измерении общий объем потребленных ресурсов для выполнения производственной программы, независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы. Классификация по экономическим элементам позволяет также определять значение каждого элемента в формировании затрат и выявить основные направления снижения себестоимости.
Калькуляция себестоимости продукции - исчисление затрат в денежном выражении на производство и реализацию единицы продукции (услуг, работ). Калькуляции себестоимости продукции необходимы для планирования и учета затрат на производство и реализацию отдельных видов и всей продукции, определения прибыли и рентабельности, установления оптовых и розничных цен, анализа и выявления резервов по снижению себестоимости.
Типовая калькуляция содержит следующие статьи расходов:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы (вычитаются);
3) топливо на технологические нужды;
4) энергия;
5) зарплата работников, непосредственно занятых выпуском продукции;
6) дополнительная зарплата;
7) отчисления на социальное страхование;
8) расходы на подготовку и освоение производства;
9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
10) цеховые расходы;
11) общезаводские расходы;
12) потери от брака;
13) прочие производственные расходы;
14) внепроизводственные расходы (они включают расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, рекламу, отчисления сбытовым организациям).
Суммирование первых 10 статей образует цеховую, первых 13 - производственную, а всех затрат - полную себестоимость продукции.
В зависимости от отраслевых особенностей производства в калькуляции себестоимости продукции могут предусматриваться дополнительные статьи расходов, связанные с их большим удельным весом, например, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности производства. В каждой отрасли имеются свои пути и средства снижения себестоимости. Однако есть и общие для всех отраслей, которые сгруппированы на рис. 4.12.
Пути снижения себестоимости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технические | Организационные | Экономические | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновление техники и технологии производства | Инновации и рационализация производства | Механизация, автоматизация, компьютеризация производства | Совершенствование организации производства, труда и управления | Стандартизация и сертификация продукции | Реинжиниринг бизнеса | Выработка стратегии развития предприятия | Стоимостной подход к управлению | Экономическое стимулирование персонала | Увеличение объема производства | Инвестиционная деятельность | Экономические методы государственного регулирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 4.12. Группировка путей снижения себестоимости
В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются: а) использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе повышение технического уровня производства; б) совершенствование организации производства, труда и управления; в) государственное регулирование экономических процессов.
Использование научно-технического прогресса заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых, более эффективных машин, оборудования на основе использования новых технологических процессов.
Что касается совершенствования организации производства, труда и управления, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономию затрат живого труда.
В снижении расходов топливно-энергетических ресурсов большая роль отводится государственным программам в области научно-технического прогресса и государственным стандартам. Наиболее ярким примером государственного вмешательства в этой области можно считать многочисленные государственные и частные научно-технические программы по экономии, например, топливно-энергетических ресурсов. Благодаря выполнению этих программ странам Запада удалось в значительной степени компенсировать возрастание цен на нефть.
Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
1. Что обозначает термин «Экономические издержки» ?
2. Является ли верным утверждение, относящееся к кривой краткосрочных предельных издержек: «На величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства» ?
3. Чем вызвана в долгосрочном периоде динамика средних общих издержек ?
4. Зависят ли общие издержки от объема производства продукции ?
5. Обувное предприятие при месячном объема выпуска Q = 1000 пар несет FC = 200 000 рублей, в месяц. Труд является единственным переменным фактором, а его затраты составляют 1250 рублей/час. Чему равен AVC производства при объеме выпуска 5 пар в час ?
6. Обувное предприятие при месячном объема выпуска Q = 1000 пар несет FC = 200 000 рублей, в месяц. Труд является единственным переменным фактором, а его затраты составляют 1250 рублей/час. Чему равен AC производства при объеме выпуска 5 пар в час ?
7. Принимаются ли во внимание неявные издержки при выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы ?
8. Зависят ли средние постоянные издержки от стоимости затрат на материалы и сырье ?
9. Какие издержки в долгосрочном периоде относятся к постоянным ?
10. Зависят ли валовые издержки от объема производства продукции ?
11. Каким будет эффект масштаба, если предприятие увеличивает количество всех применяемых факторов производства в 1,5 раза и получает в результате прирост выпускаемого продукта с 300 до 450 единиц ?
12. Получит ли фирма максимальную прибыль, если она увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает при этом на 15%?
Тема 4. Доходы фирмы
Лекция 6. Доходы фирмы
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: доход; общий (совокупный) доход; средний доход; предельный (дополнительный) доход; валовой доход; чистый доход; прибыль; валовая прибыль; совокупные издержки; учетная функция прибыли; стимулирующая функция прибыли; распределительная функция прибыли; нормальная прибыль; экономическая прибыль; монопольная прибыль; внутренние издержки; бухгалтерская прибыль; отрицательная прибыль; нулевая экономическая прибыль; положительная экономическая прибыль; балансовая (валовая) прибыль; прибыль от внереализационных операций; расчетная прибыль; чистая прибыль; абсолютный показатель прибыли; относительный показатель прибыли; рентабельность производства; рентабельность продукции; уровень рентабельности; общая рентабельность продаж; чистая рентабельность продаж; рентабельность собственного капитала; рентабельность инвестированного капитала.
Доход фирмы и его виды
В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Он отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие фирмы в экономической жизни общества. Сам факт получения дохода есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.
Доход фирмы состоит из 2-х частей:
1) из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;
2) из внереализационных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качествеконечной цели и мощного стимула повседневного предпринимательства. Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.
Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы.
Общий (совокупный) доход (TR) - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:
TR = Р × Q ,
где TR - total revenue (рэвенью) - общий доход;
Р – цена единицы товара;
Q – количество проданных единиц товара.
Средний доход (AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает какцена за единицу продукции дляпокупателя и как доход от единицы продукции дляпродавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:
AR = TR : Q ,
где AR – средний доход;
TR – общий доход;
Q – количество проданных единиц продукции.
При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:
,
где Р – цена единицы продукции.
Поэтому цена и средний доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда изделий, моделей и т.д.).
Предельный (дополнительный) доход (MR) - этодобавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи однойдополнительный единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу выпускаемой продукции.
Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.
Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи п +1 единиц товара и общего дохода от продажи п товаров:
,
или рассчитывается как: ,
где DTR – приращение общего дохода,
DQ – приращение выпуска продукции на одну единицу.
В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену. Предельный доход будет равен цене единицы продукции (MR=P), так как DTR= PDQ, поэтому
.
Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (табл. 5.1.). Как видно из табл. 5.1., TR увеличивается на постоянную величину, равную цене единицы продукции, так как при условии совершенной конкуренции дополнительные единицы продаются по постоянной рыночной цене. Графически это утверждение представлено на рис. 5.1.
Таблица 5.1.
Совокупный, средний и предельный доходы (при постоянных ценах)
Q | P | TR | MR | AR |
- | - | |||
Поскольку фирма может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (МR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же общего дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж.
Допустим, что цены влияют на спрос, а следовательно, и на доход фирмы (табл. 5.2.). Как видно из табл. 5.2., по мере увеличения объема выпускаемой продукции TR возрастает, причем замедляющими темпами, достигая своего максимума (25), а затем начинает снижаться. Заметим, что валовой доход растет до тех пор, пока предельный доход имеет положительное значение. Но когда предельный доход отрицателен, TR снижается. Предельный доход является положительным, если спрос на продукцию эластичен (в примере — это уровень цены 5—10 денежных единиц). В диапазоне цены 1—5 денежных единиц — спрос неэластичен, что и обусловило отрицательное значение предельного дохода. Этот участок на кривой спроса нежелателен для неконкурентной фирмы, потому что дальнейшее увеличение объема выпуска больше сказывается на издержках, чем на доходе, что уменьшает прибыль.
Таблица 5.2.
Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
Р | Q | TR | MR | AR |
- | - | - | ||
-1 | ||||
-3 | ||||
-5 | ||||
-7 |
Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходами для неконкурентной фирмы показана на рис. 5.2.
В отечественной хозяйственной практике используются такие показатели дохода, как валовой и чистый. Валовой доходотражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию. Чистый доход – это разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль.