Экономическая природа и основные этапы миграции рабочей силы

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причин) международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

1.Различия в темпах накопления капитала обусловливают различия сих притяжения или отталкивания рабочей силы в различных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения
этого фактора производства между странами.

2.Уровень и масштабы накопления капитала оказывают
непосредст­венное воздействие на размеры и интенсивность трудовой миграции, основ­ным источником которой является относительное перенаселение.

3.Темпы и размеры накопления капитала в определенной мере зависят от уровня миграции. Эта зависимость правомерна, ибо размер прибыли непо­средственно зависит от интенсивности труда и относительно низкой заработ­ной плата рабочих-мигрантов. Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в дру­гой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции. Международное перемещение, трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 этапа.

I этап развития международной миграции непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в последней тре­ти ХУШ - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что на­копление капитала сопровождалось ростом его органического строения. По­следний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда. Фор­мирование мирового рынка труда содействовало: - экономическому разви­тию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления ка­питала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы; - колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему миро­вого хозяйства новых стран.

II этап международного перемещения трудовых ресурсов охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно
возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового, хо­зяйства. Высокий уровень концентрации производства и капитала в передо­вых странах (США ,Великобритания и т.д.) обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (остальные страны Европы, Индия , Китай и т.д.). В этих усло­виях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила.

III этап развития международной миграции охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение
масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинен­тальной миграции и даже реэмиграции из классической страны- иммигранта- США. Это было обусловлено следующими причинами: Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 г.г., про­ явившихся в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов; Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который ис­ключал его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап развития международной миграции рабочей силы начался после П мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР,
монополизацией международных рынков туда и капитала, процессами интер­национализации и интеграции. Причины, вызвавшие этот этап развития меж­дународной миграции, придают ему следующие характерные черты:

рост внутриконтинентальной миграции, в частности в Европе и Африке; возрастание спроса со стороны современного производства на высококва­лифицированные кадры, возникновение нового вида трудовой миграции, который получил название «утечка умов»;

□ усиление государственного и межгосударственного регулирования трудо­вой миграции.

10. Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда.

Международные миграционные процессы регулируются странами, ко­торые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. Функция межгосударст­венного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют мини­стерства труда, внутренних и иностранных дел, а также специально создан­ные государственные и межгосударственные органы.

Важным элементом государственной иммиграционной политики явля­ется установление юридического статуса трудящихся мигрантов, что опреде­ляет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, за­крепленные как в международных соглашениях, так и в национальных зако­нодательствах.Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных ра­ботников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних согла­шениях, соответствующих национальных законодательных актах и прави­тельственных постановлениях. Средства и методы реализации государствен­ной миграционной политики изменяются в зависимости от конкретной -си­туации на рынке труда.Регулированием международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся, разраба­тывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить

в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении- такой политики на практике; осуществлять про­фессиональную подготовку- и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Наши рекомендации