Экономическая природа и основные этапы миграции рабочей силы
Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причин) международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.
1.Различия в темпах накопления капитала обусловливают различия сих притяжения или отталкивания рабочей силы в различных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения
этого фактора производства между странами.
2.Уровень и масштабы накопления капитала оказывают
непосредственное воздействие на размеры и интенсивность трудовой миграции, основным источником которой является относительное перенаселение.
3.Темпы и размеры накопления капитала в определенной мере зависят от уровня миграции. Эта зависимость правомерна, ибо размер прибыли непосредственно зависит от интенсивности труда и относительно низкой заработной плата рабочих-мигрантов. Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции. Международное перемещение, трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 этапа.
I этап развития международной миграции непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в последней трети ХУШ - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда. Формирование мирового рынка труда содействовало: - экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы; - колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.
II этап международного перемещения трудовых ресурсов охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно
возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового, хозяйства. Высокий уровень концентрации производства и капитала в передовых странах (США ,Великобритания и т.д.) обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (остальные страны Европы, Индия , Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила.
III этап развития международной миграции охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение
масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны- иммигранта- США. Это было обусловлено следующими причинами: Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 г.г., про явившихся в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов; Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключал его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.
IV этап развития международной миграции рабочей силы начался после П мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР,
монополизацией международных рынков туда и капитала, процессами интернационализации и интеграции. Причины, вызвавшие этот этап развития международной миграции, придают ему следующие характерные черты:
рост внутриконтинентальной миграции, в частности в Европе и Африке; возрастание спроса со стороны современного производства на высококвалифицированные кадры, возникновение нового вида трудовой миграции, который получил название «утечка умов»;
□ усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции.
10. Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда.
Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. Функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних и иностранных дел, а также специально созданные государственные и межгосударственные органы.
Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные как в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах.Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях. Средства и методы реализации государственной миграционной политики изменяются в зависимости от конкретной -ситуации на рынке труда.Регулированием международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся, разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить
в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении- такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку- и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.