Сущность унитарного предприятия

Совершенная конкуренция

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

КОНКУРЕНЦИЯ

(competition) Ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, и пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко. Гораздо более обычной является монополистическая, или несовершенная, конкуренция (imperfect competition) с ограниченным числом покупателей или продавцов. В этом случае покупатели или – что бывает значительно чаще – продавцы понимают, что количество, которое они могут купить или продать, зависит от предлагаемой ими цены.

(-)

1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только одинпроизводитель, который полностью контролирует объем предложения товара и оченьсильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры вотрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономикеразвитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершеннаяконкуренция. 3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В отраслиможет быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зренияпокупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Этаситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типоврыночных структур – совершенной конкуренции и чистой монополии.Основной целью следующего раздела является сравнение особенностей поведения фирмв идеальных условиях «совершенной конкуренции» и «чистой монополии», прежде чем перейти к рассмотрению более «бытовой» ситуации – монополистической конкуренции.

МОНОПСОНИЯ (от греч. móno — один и opsōnia — закупка) — монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

Олигопсония

ОЛИГОПСОНИЯ (от греч. oligos — малочисленный и opsonia — покупка) — рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей

Охарактеризовав производственные факторы, перейдем к анализу непосредственного процесса производства. Производство -- это процесс взаимодействия труда, капитала, природных факторов и предпринимательских способностей в целях создания продукта: товаров и услуг.

Способ, которым соединяются факторы, определяется технологией. Производство как технологический процесс -- это превращение одних благ (ресурсов) в другие (конечные блага: товары и услуги). Улучшение технологий происходит в процессе применений новейших научных технических достижений для совершенствования производства. Более совершенная технология позволяет создавать новые виды продукции, а значит решить проблему насыщения потребительского рынка товарами и услугами повышенного спроса. Вместе с тем создание и применение новейших технологий ведет к росту производительности труда работников, сокращению издержек на единицу продукции и повышению экономической результативности производства.

Для производства продукции необходимо соединение всех факторов производства, и ни один из них в отдельности не способен создать продукт и принести доход. Невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Они постоянно взаимодействуют, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

В случае конкретного производства предпринимателя всегда интересует вопрос, каким будет выход продукции, если в этом процессе участвует заданное количество факторов. На определенном этапе развития техники и производительности труда при заданном количестве факторов может быть достигнут максимум выпускаемой продукции. Зависимость между количеством задействованных факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражает производственная функция. Производственная функция показывает соотношение между совокупными затратами производства (количеством производственных факторов) и максимальным выпуском продукции, производимым этим набором факторов. Производственная функция определяется для данной (неизменной) технологии. Если последняя меняется, то возникает другая комбинация факторов, которая выражается в другой производственной функции. Производственная функция может использоваться как для определения оптимального объема выпуска продукции, так и для определения наименьшего количества затрат, необходимого для производства данного объема товаров.

Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.

Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают (рис. 16.1).


Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y12, у3 – изокванты продукта.

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.

Заметим, что если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал. Сегодня признано, что рента в той или иной мере присутствует в доходе любого фактора производства.

Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.

На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.

Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (определению Международной организации труда).

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

22-23(-)

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

  • созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

В экономической науке не сформулирована единая позиция относительно причин циклического развития экономики. Отно­шение к природе и причинам экономических циклов и кризисов является дискуссионным, что обосновывается различиями в подходах к исследованию этого явления в разных макроэконо­мических школах. В целом выделяют три основные точки зрения по этому вопросу:

1. Экономические циклы обусловлены причинами внешними по отношению к экономике. Среди конкретных внешних факто­ров, порождающих кризисы в экономике и обуславливающих цикличность ее развития, называют самые разные — войны, ре­волюции, политические события, миграцию населения, научные открытия, солнечную активность, воздействие природных фак­торов на урожайность и, как следствие, на остальные отрасли экономики, соотношение оптимистов и пессимистов в обществе и т. п.

2. Сторонники второй позиции утверждают, что циклич­ность — явление внутреннее, присущее самой экономической системе, и порождается: недостаточным потреблением по срав­нению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нару­шениями в области денежного обращения.

3. Еще одна точка зрения сводится к тому, что цикличность вызвана совокупностью как внешних, так и внутренних причин. В данном случае внутренние факторы — основные, базовые, то­гда как внешние дают толчок, как бы повод, для начала кризис­ных явлений.

Становление современной мировой экономики объективно было предопределено закономерностями развития производства и международного разделения труда (МРТ), втягиванием в совокупный процесс воспроизводства все новых стран, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического роста, удовлетворения потребностей национальных хозяйств и населения в разнообразных товарах и услугах.
Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множество находящихся во взаимосвязи, зависимости и взаимодействии элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.
Хотя мировая экономическая система уже давно стала реальностью, однако до настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости. Разнообразие научных взглядов на мировую экономику как общий объект изучения объясняется разными подходами, которые в значительной степени обусловлены спецификой предмета и метода той научной дисциплины, посредством понятийного аппарата и инструментария которой изучается мировая экономика.
Мировая экономика, или мировое хозяйство, – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.
Становление мирового хозяйства происходило постепенно, по мере создания соответствующих предпосылок. На завершающем этапе формирования мирового капиталистического хозяйства сложился мировой рынок, который стал одним из характерных признаков развития мировой экономики во второй половине XIX в., сыграл важную роль в формировании и развитии мирового хозяйства.
В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяются несколько периодов.
Первый период – 20-30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Когда в 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия, экономическая блокада, проводимая западными странами, не могла привести к восстановлению мирохозяйственных связей на прежней основе. Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных Первой мировой войной, Великой депрессией конца 20-30-х годов в развитии экономики ведущих стран мира.

а сегодня международная торговля остается ведущей фор­мой международных экономических отношений. Современной международной торговле свойственны следующие особенности, отражающие направление и динамику ее развития:

1. Темпы роста международной торговли превышают темпы роста мирового промышленного производства и мирового ВВП. Такие высокие темпы ее роста (приблизительно 9—11 % в год) обусловлены рядом факторов — возникновением новых отраслей и коренной реконструкцией старых; углублением международной специализации и кооперации под воздействием |НТР;
либерализацией международной торговли — отменой ее количественных ограничений и снижением таможенных пошлин; активным включением в мировую торговлю новых групп стран (ранее отсталых).

2. Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров. На развитые страны приходится около 2/3 стоимостного объема мирового экспорта. Среди крупнейших мировых экспортеров можно назвать США, Германию, Японию и Францию. На развивающиеся государства, в том числе и на страны с переходной экономикой, приходится соответственно 1/3 мирового экс» порта. Крупнейшие экспортеры среди этих стран - Китай, Россия, Польша, Чехия, Венгрия, Сингапур, Корея, Малайзия, Таи­ланд, Сянган. В большинстве случаев крупнейшие экспортеры являются и крупнейшими мировыми импортерами.

3. Растущее участие в международной торговле международ­ных интеграционных группировок, активное развитие внешней торговли государств, входящих в эти объединения.

4. Увеличение удельного веса развивающихся стран в миро­вой торговле, в первую очередь за счет НИС.

5. Значительное расширение номенклатуры товаров, вовле­каемых в международный торговый оборот. Этот процесс вы­зван, прежде всего, постоянно увеличивающейся дифференциа­цией отраслей промышленности (сейчас их число превышает 300).

6. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промыш­ленности и сокращение доли сырьевых и продовольственных то­варов. В товарной структуре мирового экспорта 3/4 приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, и ее удель­ный вес увеличивается. На сырьевые и продовольственные това­ры соответственно около 1/4.

7. Специфическая динамика цен на продукцию, реализуемую на мировом рынке. Цены на сырьевые товары подвержены рез­ким колебаниям и характеризуются тенденцией к понижению в периоды экономических кризисов (падает спрос со стороны промышленных компаний-потребителей). Цены же на промыш­ленные товары, экспортируемые преимущественно развитыми странами, более стабильны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства.

8. Основными субъектами международной торговли стано­вятся ТНК.

9. Интенсивно развивается встречная торговля — ситуация, когда на мировом рынке практикуется торговля на бартерной основе. На «встречные» сделки приходится 20—30 % всей миро­вой торговли. Практика встречной торговли в современных ус­ловиях в большинстве случаев объясняется дефицитом валютных средств у участников торговых операций.

Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитие формы, которую они принимали, – от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

Деньги возникли в период разложения первобытнообщинного строя, завершив процесс длительного развития форм стоимости товара. Деньгами становится какой-либо наиболее важный предмет потребления. У многих народов роль денег играл скот. Латинское название денег – pecunia – происходит от pecus – скот, как и русское слово «товар» от тюркского слова, означающего «скот». На территории современной Германии в 1 тыс. до н.э. имелись так называемые «коровьи деньги». У северных народов денежной единицей служил олень. У других народностей деньгами являлись сахар, слоновая кость, меха, опиум, какао, и т.д. Особенно известны в качестве денег раковины каури (cowry) или Cyprala moneta (змеиная головка) – беловатая раковинка 2–3 см длиной, добываемая в Индийском океане вывозимая в Индию, Цейлон, Африку. Другие народы (в основном северные) в качестве денег использовали ценные шкурки (Северная Америка, Аляска, Сибирь), и долгое время на Руси (шкурка белки составляла копейку, сто шкурок – рубль).

Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру – непосредственному обмену товаров и услуг на другие товары и услуги – очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и транзакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитков), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты, так и в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.

Сущность денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т.е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями. Прежде всего, с их помощью достигается экономия издержек выбора ассортимента покупаемых благ, времени и места совершения сделки, а также контрагентов по сделке. В бартерной экономике эти издержки были бы настолько велики, что заблокировали бы осуществление практически любых актов обмена, разделение труда оказалось бы минимальным и многие виды деятельности просто не возникли. В противном случае была бы создана экономика, в которой, например, экономист, желающий сделать стрижку, должен был бы найти парикмахера, который хотел бы послушать лекцию по экономике. Или, скажем, актёр, желающий сшить новое пальто, должен был бы найти портного, интересующегося его ролями в фильмах, и т.д. Деньги устраняют необходимость такого парного совпадения пожеланий потенциальных партнёров и позволяют осуществлять гибкий выбор места и времени совершения сделок, качества и количества обмениваемых благ, партнёров по сделке и т.д.

Денежный рынок – часть финансового рынка (рынка ссудных капиталов), на котором осуществляются в основном краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года) депозитно-ссудные операции. С помощью денежного рынка обеспечивается движение оборотного капитала предприятий, формируются краткосрочные ресурсы банков, осуществляются вклады и получаются краткосрочные кредиты государством, учреждениями и частными лицами.

С разв

итием международных валютно-кредитных отношений сформировался международный денежный рынок, где осуществляются операции с иностранной валютой (см. также рынок FOREX). На этом рынке используют такие кредитные орудия обращения как: казначейские и коммерческие векселя, чеки, аккредитивы, депозитные сертификаты, банковские акцепты и прочие средства расчётов. С их помощью осуществляется выдача краткосрочных кредитов или размещение временно свободных денежных средств, при этом в короткие сроки совершаются крупные денежные операции.


Основными кредиторами на долговом рынке выступают коммерческие банки, а заёмщиками – промышленные и торговые компании, кредитно-финансовые институты, государства. Долговой рынок широко используется для поддержания ликвидности банков путём взаимного предоставления краткосрочных кредитов. Доля межбанковских операций на международном денежном рынке составляет около 70%. Этот рынок тесно связан с рынком среднесрочных и долгосрочных капиталов. Ресурсы денежного рынка нередко используются для предоставления кредитов на длительные сроки, что создаёт нестабильность рынка. Этому способствую и значительные масштабы брокерских и дилерских сделок, особенно на фьючерсном рынке, носящих спекулятивный характер. Процентные ставки денежного рынка взаимосвязаны со ставками других секторов рынка ссудных капиталов.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно- налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Наши рекомендации