Основные цели фискальной политики
Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
Влияние фискальной политики
На совокупный спрос
Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD) :
Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,
, где
Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:
Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:
Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.
На совокупное предложение
Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов
26. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Воздействие на валовой национальный продукт, вызванное изменениями в государственных расходах, которые были компенсированы эквивалентными изменениями в налогообложении, например рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос в большей мере, чем такое же увеличение налогообложения сокращает его, так как часть дохода, извлеченного в виде налога, в противном случае осела бы в виде сбережений и, следовательно, не повлияла бы на совокупный спрос. В действительности, люди при уменьшении их сбережений начинают беспокоиться и, следовательно, работают более упорно, чтобы восстановить объем накоплений. Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.
27. Налоги и налоговый мультипликатор. Типы налогов (прогрессивный, пропорциональный, регрессивный). Прямые и косвенные налоги.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Суть мультипликатора
Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Мультипликативный эффект
Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.
В экономике существует три типа налогов в зависимости от уровня получаемых доходов. Во всем мире особой популярностью пользуются прогрессивные налоги. Но в то же время считается, что они самые не справедливые. При таком типе налогов процентная ставка растет по мере роста дохода плательщика. Следовательно, если заработная плата выше, следовательно, налог будет больше.
Другой тип налогов – регрессивный. В этом случае все наоборот. Те, у кого доход меньше, платят больше налогов. То есть размер налога для всех одинаковый, независимо от уровня получаемой зарплаты. Разве это справедливо? Хотя на первый взгляд может показаться, что да.
Последним видом является пропорциональный налог. При нем ставка налога у всех одинакова.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.
28. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
При практическом осуществлении фискальной политики необходимо обязательно учитывать действие известного нам мультипликативного эффекта. Принимая во внимание, что увеличение государственных расходов обеспечивается, как правило, за счет соответствующих налоговых поступлений в государственный бюджет, рассмотрим последствия действия данного эффекта, в условиях одновременного роста как налоговых поступлений (Т), так и государственных расходов (G).
Интересным и очень важным здесь (для принятия соответствующих стабилизационных решений) является следующее обстоятельство: если государственные расходы будут в точности равны автономным налоговым поступлениям (G = Т), то реальный ВНП в этом случае возрастет на величину
Для того чтобы убедиться в этом, введем обозначения:
— уменьшение реального ВНП за счет взимания налогов (
— мультипликатор расходов);
— рост реального ВНП за счет увеличения государственных расходов.
Тогда
В этом случае мы имеем дело с мультипликатором так называемого сбалансированного бюджета, который, (мультипликатор) равен 1.
29. Автоматическая (недискреционная ) фискальная политика и её роль в стабилизации экономики.
По форме осуществления фискальной политики различают два ее типа: 1) дискреционная (значит произвольная, зависящая от сознательного решения соответствующей ветви власти);
2) автоматическая.
Дискреционная фискальная политика — политика, основанная, как правило, на законодательно принятых решениях о налогах и правительственных программах расходов. Иногда законодательная власть передает свои права власти исполнительной, позволяя ей действовать в области фискальной политики по своему усмотрению (дискреционно).
Однако на практике уровень государственных расходов и налогов может изменяться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и государственных расходов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются в расходных и налоговых действиях правительства без предварительного обсуждения предполагаемых в фискальной политике изменений. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие соответствующих изменений: 1) реального объема производства товаров и услуг; 2) уровня цен в стране; 3) процентных ставок.
Имеются три основных «встроенных» стабилизатора: 1) пособия по безработице; 2) налоги на прибыль корпораций; 3) прогрессивный подоходный налог.
Действие автоматических стабилизаторов смягчает, уменьшает колебания объема ВНП в обоих направлениях. Во время спада растут объемы пособий по безработице, что уменьшает темпы сокращения совокупного спроса. Во время же подъема значительная часть доходов изымается через прогрессивные налоги (на прибыль корпораций и на доходы населения) в государственный бюджет. В результате рост потребительских расходов будет меньше, чем это могло бы быть, и, следовательно, процесс восстановления после экономического спада будет иметь тенденцию к замедлению. Таково автоматическое действие «встроенных» стабилизаторов.