Размещение отрасли и ее структура
Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего - наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов. В качестве отрасли специализации машиностроение широко распространено по экономическим районам, поскольку, во-первых, является отраслью НТП, во-вторых, весьма разнообразно и специализируется, как правило, на разных подотраслях. Весьма высоки коэффициенты специализации по машиностроению в районах Европейской части страны: Центральном, Волго-Вятском, Северо-Западном, Поволжском, Уральском, а также довольно высоки в Северо-Кавказском и Центрально-Черноземном. Можно сказать, что машиностроение является отраслью специализации во всех экономических районах, кроме окраинных, удаленных районов, не обладающих достаточно большим количеством населения: Северном, Западно-Сибирском, Дальневосточном. Здесь функции машиностроения ограничены главным образом удовлетворением внутрирайонных потребностей, дополнением отраслей, использующих природные ресурсы. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования.
Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Различают обычно предметную специализацию (выпуск конечной продукции – определенных машин, оборудования), технологическую специализацию (производство полуфабрикатов – литья, кузнечно-прессовых изделий) и подетальную специализацию (выпуск деталей, агрегатов, секций, необходимых при сборке и укомплектовании машин и оборудования). Особенно большую роль специализация играет в тех отраслях машиностроения, где производство деталей, узлов и их сборка осуществляются на специализированных заводах (транспортное машиностроение, станкостроение и др.). Развитие специализации в машиностроении неразрывно связано с широким кооперированием как между предприятиями внутри отрасли, так и с предприятиями других отраслей, поставляющих конструкционные материалы (металлы, пластмассы, стекло). Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.
1 «Высшие этажи» машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьший металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке. Поэтому в своем размещении предприятия ориентируется на районы концентрации высококвалифицированных трудовых ресурсов, центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Предприятия по выпуску телевизоров, радиоприемников, вычислительной техники размещаются в Центральном районе (Москва, Александров, Владимир), в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж). Часто характеризуемую отдельно станкостроительную и инструментальную промышленность также практически полностью можно отнести к «высшим этажам» машиностроения, поскольку здесь велико значение научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, а размещение исторически сложились в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). Все большее значение в станкостроении, очевидно, будут приобретать металлорежущие станки с числовым программным управлением, роторные и роторно-конвейерные линии, автоматизированные и роботизированные комплексы.
2 Ракетно-космическая и авиационная промышленность. По этой отрасли Россия–наследница военного потенциала СССР–занимает второе место в мире США. Производство орбитальных космических кораблей разных типов и ракет для их запуска использует самую современную технику и совершенные технологии, наиболее квалифицированные трудовые ресурсы, широко задействует межотраслевые комплексные связи. Головными предприятиями являются НПО «Энергия» им. С.П. Королева (г. Королев Московской области) и Государственный космический научно-производственный центр им. Н.В. Хруничева (Москва). В ряде городов страны имеются их филиалы (Самара, Омск, Красноярск).
Авиационная промышленность, по сложности и уровню квалификации производства почти не отличающаяся от ракетно-космической, возникла и развивается в крупных городах, имеющих квалифицированные кадры, специализированные НИИ и конструкторские бюро, предприятия-смежники. Основная часть авиационных предприятий находится в городах Западной экономической зоны: Москве, Смоленске, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Ростове–на-Дону. Авиапредприятия, специализирующиеся на производстве какого-либо одного типа самолетов, имеются и в некоторых городах Сибири: в Омске, Новосибирске, Улан-Уде. В Москве, Ростове–на-Дону, Казани, Улан – Уде производятся вертолеты. Из стран ближнего Зарубежья промышленность высших отраслей машиностроения развита в большей степени на Украине (Киев, Харьков, Львов), Белоруссии (Минск).
3 Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокий технической культурой. Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей. Автомобилей легковых производится больше, чем грузовых, и их производство отличается большей территориальной концентрацией. Высокого и среднего класса легковые автомобили выпускаются в Центральном (Москва) и в Волго-Вятском (Нижний Новгород) районах, малого класса(малолитражные) – в Поволжье (Тольятти), Центральном районе (Москва) и на Урале (Ижевск), особо малого (микролитражные) – в Центральном районе (Серпухов). Подавляющее количество автомобилей выпускается в Поволжском районе – 81%. Это «Жигули» и «Лада» Волжского автомобильного завода в Тольятти. Производство отечественных легковых автомобилей упало не слишком низко, однако из-за малой конкурентоспособности с зарубежными фирмами производство неритмично и поддерживается в значительной степени за счет высоких таможенных пошлин на импорт. По годовому производству легковых автомобилей Россия отстает от экономически развитых стран в 5–10 раз (6,5 автомобиля на тысячу человек населения в 1999г.). Отстает автостроение России и по качественным параметрам: дизайну, надежности, экономичности, а также по созданию газотурбинных, роторно-поршневых двигателей, двигателей на жидком водороде, электромобилей.
Грузовые автомобили средней и малой грузоподъемности выпускаются в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород – ГАЗ), в Поволжье (Ульяновск – УАЗ) и на Урале (Миасс – УралАЗ). Автомобили большой грузоподъемности выпускаются в Центральном районе (Москва – ЗИЛ) и в Поволжье (Набережные Челны – КамАЗ). Структура производства грузовых автомобилей меняется – более востребованным становится выпуск малотоннажных машин.
Автобусы разных классов выпускают в Центральном (Ликино - Дулево), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган) и Северо-Кавказском (Краснодар) экономических районах. Эффективным становится выпуск микроавтобусов, которые производятся в Поволжье (Ульяновск – УАЗ).
Довольно широко распространена в России сборка импортных автомашин. Так, в Московской области (Голицыно–ГолАЗ) начата сборка автобусов по лицензии фирмы «Мерседес – Бенц».
В автостроении широко развиты все виды специализации (предметная, подетальная, технологическая) и, следовательно, кооперативные связи. В результате складываются целые комплексы предприятий – смежников, в которых кооперируются заводы не только машиностроительной, но и других отраслей промышленности (химической, легкой и др.). Примером является комплекс автостроения, сложившийся в центральных районах Европейской части страны, где на автомобильные (Москва, Нижний Новгород) и автобусные заводы (Ликино – Дулеево, Павлово) поставляется продукция предприятий – смежников: моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластмассы (Орехово – Зуево, Владимир), технические ткани и резинотехнические изделия (Москва, Ярославль). При таком широком ассортименте поставок создание полного набора предприятий – смежников вокруг головного сборочного завода невозможно не только в одном районе, но и в группе центральных районов. Поэтому, во-первых, предприятия-смежники обеспечивают своей продукцией целый ряд заводов, во-вторых, отдельные связи по кооперации распространяются по всей стране и даже выходят за ее рубежи.
Автомобильная промышленность возникла в центральных районах Европейской части страны (Москва, Нижний Новгород, Ярославль), поскольку именно здесь имелись благоприятные факторы для ее развития, а также условия для организации внутри- и межотраслевой кооперации. В послевоенные годы автостроение, оставаясь в пределах Европейской части, смещается и восточнее. Поволжский экономический район, с его развитыми центрами автостроения (Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны), не уступает по объемам выпуска продукции Центральному району. Значительно производство автопродукции и на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). В восточных районах страны, где отсутствуют необходимые предпосылки для развития отрасли автопромышленность представлена только производством моторов в Омске и Тюмени (Западно – Сибирский район), построен автосборочный завод в Чите (Восточно-Сибирский район). Из стран ближнего Зарубежья сравнительно развитой автомобильной промышленностью выделяется Украина: производство легковых автомобилей имеется в Запорожье и Луцке. В Луцке также производятся грузовые автомобили средней грузоподъемности, во Львове выпускают автобусы, а в Мелитополе – моторы. Автозаводы Белоруссии специализируются на производстве грузовых автомобилей большой (Минск, Жодино) и средней (Могилев) грузоподъемности. Существуют автозаводы по производству грузовых автомобилей средней и малой грузоподъемности в Грузии (Кутаиси), в Армении (Ереван), в Киргизии (Бишкек).
4 Тяжелое машиностроениевключает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Некоторые специалисты относят к этой группе также строительство крупных морских и речных судов, тепло- и электровозов. Наиболее характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка – механическая обработка – сборка), ориентированные в размещении на металлургические базы. Крупнейшим ареалом разностороннего тяжелого машиностроения, базирующимся на металле первой металлургической базы России, является Уральский экономический район (Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил). Здесь производится металлургическое оборудование: экскаваторы для добычи руды, оборудование для ее агломерации, горношахтное , горнорудное, доменное, сталеплавильное, литейное, прокатное оборудование, а также другое металлоемкое оборудование, например, паровые и гидрогенераторы. На металле преимущественно Сибирской металлургической базы производится горношахтное оборудование в Прокопьевске, металлургическое и горное оборудование в Иркутске и Красноярске, турбины и тяжелые станки в Новосибирске, паровые котлы в Барнауле, тяжелые экскаваторы в Красноярске. Центральная металлургическая база снабжает металлом производство паровых котлов в Подольске, тяжелых станков и тепловозов в Коломне, оборудования для мартенов, проката и сварки труб в Электростали, маневровых и промышленных тепловозов в Калуге, Муроме, Людиново, Брянске. Конечно же, современные тепловозы и электровозы являются не просто металлоемкой продукцией, в их производстве используется масса разнообразных конструкционных материалов (цветные металлы, пластмасса, древесина, стекло). Они оснащаются сложным оборудованием (мощные дизели, электромоторы, тормозное оборудование), что предопределяет их тяготение к районам трудоемкого квалифицированного машиностроения. Это тяготение в значительной мере сказывается и в размещении тяжелого машиностроения в Санкт-Петербурге, где особенно велико значение турбостроения (производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов).
5Более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности, хотя они потребляют большое количество неудобных для транспортировки профилей металла: стальной лист больших параметров, фасонное крупногабаритное литье, металлоемкие конструкции. Морские верфи размещаются в укрытых устьях крупных рек или защищенных от моря гаванях. Большая сложность современных судов различного назначения (пассажирские, промысловые, военные, научные, наливные, сухогрузы, ледоколы, паромы) с разными типами судовых двигателей (теплоходы, паротурбоходы, электротурбоходы, атомоходы) обусловливает в судостроении сильно развитую кооперацию по поставкам от многочисленных предприятий-смежников не только отдельных видов оборудования, но и целых агрегатов и секций судов. Крупнейшим центром морского судостроения является Санкт-Петербург с его Балтийским, Адмиралтейским, Канонерским, Невским и другими заводами. Судостроительные заводы имеются в Выборге, судоремонтные – в Калининграде. На Баренцевом и Белом морях основными судостроительными центрами являются Мурманск и Архангельск. На Черном море у России остался лишь Новороссийск, где имеются судоремонтные предприятия. Морские суда для Каспийского моря сооружаются в Астрахани. На Дальнем Востоке имеется ряд портов, где ведется в основном ремонт судов – Владивосток, Петропавловск – на – Камчатке, Комсомольск – на – Амуре. На крупных реках страны имеются многочисленные верфи для речного судостроения, размещение которых в центральных районах более удобно благодаря наличию предприятий – смежников (Нижний Новгород, Волгоград, Москва, а также Котлас и Великий Устюг в Северном районе, Тюмень и Тобольск в Западной Сибири, Красноярск и Качуг в Восточной Сибири, Благовещенск и Свободный на Дальнем Востоке). Из стран СНГ предприятия тяжелого машиностроения и судостроения имеют те государства, в которых существуют металлургические базы, развитое машиностроение, морские порты. К таким государствам относятся Украина, Казахстан, Грузия.
6 Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве. Эта подотрасль в своем размещении представляет собой достаточно четкий пример тяготения производства к местам потребления готовой продукции. Во-первых, специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны, во-вторых, проще и дешевле перевезти металл, чем громоздкую продукцию отрасли. Производство зерновых комбайнов сосредоточено в Северо-Кавказском экономическом районе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск). В Дальневосточном районе (Биробиджан) производятся рисоуборочные комбайны. В районах возделывания технических культур также имеются заводы по производству комбайнов: картофелеуборочных – в Рязани и Туле, силосоуборочных – в Люберцах, льноуборочных – в Бежецке. Сельскохозяйственное машиностроение развито в ряде стран ближнего Зарубежья, в зависимости от особенностей их сельскохозяйственного производства: заводы кукурузоуборочных машин имеются на Украине (Тернополь, Херсон), хлопкоуборочных – в Узбекистане (Ташкент), силосоуборочных – в Белоруссии (Гомель).
Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ (пропашные, для обработки посевов, садово – огородные), но и для промышленных нужд, поскольку на их базе создается различная специализированная техника (бульдозеры, скреперы, трелевочные трактора и др.). Размещение тракторостроения похоже на размещение сельскохозяйственного машиностроения, поскольку ориентируется прежде всего на потребителя. Однако здесь сказывается значительная металлоемкость продукции и тяготение к основным или местным базам металла. Первые и самые крупные тракторные заводы Волгоградский и Челябинский возникли в крупных зерновых районах и одновременно – у источников металла. Впоследствии, по мере усложнения конструкции тракторов, расширения разнообразия по назначению и мощности машин усилилась зависимость заводов от предприятий – смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования). Заводы стали размещаться ближе к центральным промышленным районам страны (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург, Чебоксары, Петрозаводск). Трактора преимущественно выпускались на предприятиях европейской части страны, такие же заводы строились и в азиатской части (Рубцовск в Западно-Сибирском районе). Строились тракторные заводы и в странах СНГ: на Украине – один из первых крупных заводов – Харьковский, в Белоруссии – Минский, в Молдавии - Кишиневский, в Узбекистане – Ташкентский.