Комплекс социально-экономических и политических причин таможенной преступности
Причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, детерминирующих преступность как свое следствие. Как правило, факторы, рассматриваемые в качестве причин преступности, формируют исходные мотивы преступного поведения, приводящие к внутренней готовности лица совершить преступление.
Условия преступности – это такие факторы, которые непосредственно не порождают преступность (не формируют мотивацию преступного поведения), но способствуют ее существованию и развитию. В частности, плохая охрана имущества, неэффективная деятельность правоохранительных органов и т.п. То есть условиями преступности являются те обстоятельства, без наличия которых совершение преступлений было бы невозможно либо существенно затруднено.
Переходя непосредственно к вопросу о процессах причинности и детерминации таможенной преступности следует сказать, что они производны от общих процессов, определяющих экономическую и иную преступность.
Экономические причины
К ним можно отнести общий спад производства и, как следствие этого, увеличение безработицы, что объективно побудило значительную часть населения к занятию «челночным» бизнесом и т.д.
Анализируя ход экономических преобразований и их во многом плачевные результаты, некоторые эксперты констатируют наличие «конкретной высококриминогенной модели перехода к рынку, которая была избрана в России».[78]
Интеграционным, обобщенным показателем глубоких деформаций и одновременно свидетельством мощного криминального потенциала всей хозяйственной системы служит бурный рост в годы реформ теневой экономики.
Российские органы статистики используют разработанное Статистическим управлением ЕС Руководство по неформальной экономике. По предложенной в нем методике теневой капитал в России оценивается в 40 – 42% внутреннего валового продукта. Денежный оборот теневой экономики составляет от 40 млрд. долл. до 50 млрд, т.е. сопоставим с годовым федеральным бюджетом. Из них 12% теневой экономики приходится на наркобизнес, нелегальный оборот оружия, проституцию; 11% – на хищение сырья, неучтенную продукцию; около 4% – на нецелевое использование бюджетных средств; 9% – на контрабанду, занижение таможенных платежей[79]. Все это так или иначе сопрягается с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), связи которой с теневой экономикой прослеживаются везде. В теневой экономике выделяются: неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий, в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся «в тени»; фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки, хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся запрещенные законом виды экономической деятельности, включая организованную экономическую преступность.[80]
В ряду объективных факторов, способствующих преступлениям, следует назвать и саму возможность законного вывоза капитала за рубеж (по разрешениям и лицензиям, выдаваемым Центральным банком РФ, путем открытия счетов резидентов за границей с разрешения Банка России либо предоставления кредитов нерезидентам)[81]. До 1995 г. вообще не существовало системы таможенно-банковского контроля за экспортными и импортными операциями. Разумеется, с учетом интеграции России в европейское и мировое сообщество, ее включения в международную экономическую кооперацию такая возможность не может и не должна быть устранена. Но фактом остается то, что, не сопровождаемая жестким контролем и другими превентивными запретными механизмами, она используется, и очень активно, криминально ориентированными лицами для осуществления контрабандных операций, отмывания «грязных» денег через иностранные банки и другие учреждения, для совершения иных корыстных правонарушений.
Вместе с тем совершение таможенных преступлений обусловлено некоторыми специфическими процессами.
Ухудшение финансового положения бизнеса и населения. Оно связано с кризисными явлениями, характерными для российской экономики периода 90-х годов 20 века – начала 2000-х годов: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу. В промышленности убыточными стали свыше 40% организаций, на транспорте – около 60%, в строительстве – каждая третья организация. В 65 регионах страны доля убыточных предприятий составила от 40% и более.
Финансовое положение участников ВЭД достаточно часто является определяющим фактором совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды, совершаемой с целью такого уклонения. Лицо сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты платежей и возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то участник ВЭД, скорее всего, уплачивать платежи не станет. Поэтому снижение платежеспособности субъектов налогообложения, следует расценивать как одну из важных экономических причин совершения таможенных преступлений.
В группе причин экономического характера, связанных с проводимой таможенной политикой и особенностями системы налогообложения в сфере ВЭД важнейшим фактором является осуществление государством протекционистской таможенной политики посредством введения непомерно высоких ставок таможенных пошлин (в первую очередь ввозных).
Данное обстоятельство является не только негативным фактором, сказывающимся на состоянии отечественных производителей и иных субъектов внешнеэкономических сделок, но и предпосылкой для развития рынка нелегальных товаров и транспортных средств, контрабандно провозимых через таможенную границу Российской Федерации. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие.
Неспособность государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды, совершаемой в тех же целях.
Таким образом, значимым криминогенным фактором является неэффективность таможенной политики, направленной, прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Уклонение от уплаты платежей становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.
Отсутствие легальных возможностей обеспечения конкурентоспособности в целом ряде сфер бизнеса. Уклонение от уплаты налогов, к которым относятся и подавляющая часть таможенных платежей, превратилось в важнейший фактор конкурентоспособности.
Массовая миграция населении, которая является источником и благодатной почвой для совершения контрабанды и других таможенных преступлений на территории целого ряда стран.
Политические причины
Важнейшим политическим фактором стала форсированная либерализация внешнеэкономической деятельности, чрезмерная открытость российской экономики. Данное обстоятельство относится к числу наиболее значимых в процессе «первоначального» накопления капитала, в том числе и криминального.
Негативное воздействие такого фактора как неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации на состояние выявления таможенных преступлений приобрело особую остроту в связи с распадом СССР, когда в России осталось только 20 % приграничных таможен. Между тем протяженность границ России со странами СНГ составляет 13915 км. При этом границы, разделяющие страны СНГ, еще недавно являвшиеся союзными республиками, имели всего лишь условный характер, выполняя весьма ограниченную функцию, обеспечивающую административно-территориальное деление в пределах общего экономического и правового пространства. В этой связи обустройство границ Российской Федерации таможнями и таможенными постами с целью воспрепятствования контрабандного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, наркотических, психотропных веществ и т.д. имеет важнейшее значение. Особую остроту данная проблема приобретает на участке границы между Россией и Казахстаном, где протяженность границ составляет 7598,6 км, в том числе: 5936,1 км – сухопутная, 1516,7 км – речная, 70 км – озерная, 85,8 км – морская. Ни Россия, ни Казахстан не в состоянии в настоящее время контролировать эту границу на всем ее протяжении. Между тем, именно через российско-казахстанский участок границы пролегают основные маршруты контрабандного перемещения наркотических средств: 80 % героина, около 70 % опия и более 60 % марихуаны было ввезено из среднеазиатского региона.
Общая же протяженность границ России с сопредельными государствами составляет 60 933 км. Более половины – это морские границы, из них 19 700 км проходят по Северному Ледовитому океану и 17 тыс. – по Тихому. Несмотря на предпринимаемые усилия, плотность международных переходов на российских границах остается одной из самых низких в мире: 1 пункт пропуска на 112 км сухопутной границы и 1 порт на 489 км водных границ. На отдельных же участках, причем наиболее криминогенных для контрабанды, эта плотность значительно меньше. К примеру, Саратовская область и Казахстан имеют 557,5 км границы. На этом пограничном участке Саратовский регион связывают с Казахстаном 1 тыс. грейдерных и проселочных дорог, и имеется всего два таможенных автоперехода [82].
Политические причины уклонения от уплаты таможенных платежей связаны в первую очередь с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе.
Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Негативное воздействие такого фактора как неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации на состояние выявления таможенных преступлений приобрело особую остроту в связи с распадом СССР, когда в России осталось только 20 % приграничных таможен. Между тем протяженность границ России со странами СНГ составляет 13915 км. При этом границы, разделяющие страны СНГ, еще недавно являвшиеся союзными республиками, имели всего лишь условный характер, выполняя весьма ограниченную функцию, обеспечивающую административно-территориальное деление в пределах общего экономического и правового пространства. В этой связи обустройство границ Российской Федерации таможнями и таможенными постами с целью воспрепятствования контрабандного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, наркотических, психотропных веществ и т.д. имеет важнейшее значение. Особую остроту данная проблема приобретает на участке границы между Россией и Казахстаном, где протяженность границ составляет 7598,6 км, в том числе: 5936,1 км – сухопутная, 1516,7 км – речная, 70 км – озерная, 85,8 км – морская. Ни Россия, ни Казахстан не в состоянии в настоящее время контролировать эту границу на всем ее протяжении. Между тем, именно через российско-казахстанский участок границы пролегают основные маршруты контрабандного перемещения наркотических средств: 80 % героина, около 70 % опия и более 60 % марихуаны было ввезено из среднеазиатского региона[83].
Общая же протяженность границ России с сопредельными государствами составляет 60 933 км. Более половины – это морские границы, из них 19 700 км проходят по Северному Ледовитому океану и 17 тыс. – по Тихому. Несмотря на предпринимаемые усилия, плотность международных переходов на российских границах остается одной из самых низких в мире: 1 пункт пропуска на 112 км сухопутной границы и 1 порт на 489 км водных границ. На отдельных же участках, причем наиболее криминогенных для контрабанды, эта плотность значительно меньше. К примеру, Саратовская область и Казахстан имеют 557,5 км границы. На этом пограничном участке Саратовский регион связывают с Казахстаном 1 тыс. грейдерных и проселочных дорог, и имеется всего два таможенных автоперехода [84].