Ресурсы делятся на воспроизводимые (лес) и невоспроизводимые (нефть, каменный уголь и.д.)
Билет
1. Экономика: потребности и ресурсы.
Налоги и их функции.
Экономические потребности - часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг.
Удовлетворение экономических потребностей, осуществляющиеся через потребление материальных и духовных благ является естественной и главной целью производства. Связь производства с потребностями носит довольно сложный "кругообразный" характер: производство служит удовлетворению потребностей, удовлетворение потребностей обусловливает (стимулирует) дальнейшее развитие производства, в ходе которого вновь рождаются новые потребности.
С течением времени потребности растут и усложняются. Однако это не только количественный рост, но и качественное изменение. Поэтому говорят не о росте, а о возвышенности потребностей.
Структура потребностей.
Человеческие потребности весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) потребности людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности).
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Эти потребности можно представить в виде пирамиды Маслоу.
Потребности в ней делятся на первичные и вторичные.
Первичные потребности:
Физиологические потребности - в воде, пище, одежде, отдыхе, в убежище.
· Потребность в безопасности и защищенности - это потребности в защищенности от внешней среды, что достигается, например, наличием хорошей работы, социальных программ и т.п.
Вторичные потребности:
· Социальные потребности - это потребноcти, связанные с общением с себе подобными: в дружбе, в понимании, в поддержке.
· Потребность в уважении - это потребность в признании со стороны окружающих.
· Потребность в самовыражение - это потребность в реализации своего личного потенциала.
· Потребности можно классифицировать и по другим признакам. Например:
· Потребности в предметах первой необходимости;
· Потребности в предметах роскоши. Чем менее развит производственный процесс, тем более усиливаются потребности первичной группы. К предметам роскоши (например, потребность в дорогих одеждах) относятся различные вещи в зависимости от конкретных экономических условий.
Еще одно важное деление потребностей:
· потребности, удовлетворяемые материальными средствами.
· потребности, удовлетворяемые духовными средствами.
Экономические ресурсы
Под экономическими ресурсами понимается все то, что преобразуется в ходе экономической деятельности в готовый продукт. К ним относятся:
· трудовые ресурсы (сокращенно - труд), т.е. люди с их способностью изготовить товары и услуги;
· природные ресурсы (сокращенно - земля) - земля, ее недра, воды, леса, воздух;
· капитал в форме денег или средств производства, т.е. реального капитала;
· предпринимательские способности;
· информационные ресурсы - научно-техническая, технологическая, статистическая, управленческая информация, некоторые виды духовно-интеллектуальных ценностей.
Вместо термина "экономические ресурсы" используется такой термин "факторы производства".
Ресурсы делятся на воспроизводимые (лес) и невоспроизводимые (нефть, каменный уголь и.д.).
4.Экономические агенты - те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической или хозяйственной деятельности практические мероприятия. Положение и роль каждого агента определяется его отношение к факторам производства.
Классификация экономических агентов:
· отдельные лица, семьи, руководители хозяйственных единиц, правление акционерных обществ (корпораций), правительственные органы и учреждения.
· домохозяйство, предприятие или фирма, государство.
Налоги и их функции
НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Виды налогов
федеральные налоги и сборы,
налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы),
местные налоги и сборы.
В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара ( услуги ), выступающий посредником между государством и плательщиком ( потребителем товара или услуги ).
3. Фирма производит и продает 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержек (AVC) в 1750 руб. и постоянных издержках производства 8 млн. руб. Чему равно прибыль фирмы, если рыночная цена одного телефоны 2500 тыс. руб.?
1)20000*2500=50млн.-вал.прибыль
2)avc1750*20 000=35млн.-перем.издер.
3)35млн.+8млн.=44млн.-общие
4)50млн.-44млн.=6млн.
Билет
1)Экономический кругооборот и экономические цели субъектов рыночных отношений.