Базовая цена на нефть - среднегодовая цена на нефть за один баррель (одну тонну), в сумме, эквивалентной долларам США, за пятилетний период

Сумма нефтегазовых доходов, рассчитанная как разница между базовой ценой и прогнозируемой ценой на нефть, уходит в резервные фонды. В федеральном бюджете формируется два резервных фонда в порядке очередности:

1. Резервный фонд

2. Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд - часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд часто называют «подушкой безопасности» федерального бюджета, поскольку он используется в тех случаях, когда возникает дефицит бюджета. В отдельных случаях средства Резервного фонда также могут быть использованы на погашение государственного долга.

Резервный фонд формируется от суммы превышения прогнозной цены на нефть и базовой цены на нефть. Средства в этот фонд поступают до тех пор, пока его объем не составит 7% прогнозируемого на финансовый год ВВП. При достижении этого объема оставшаяся часть нефтегазовых доходов поступает в Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния - часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, указанные фонды формируются за счет нефтегазовых доходов сверх базовой цены на нефть и доходов от управления средствами этих фондов.

Средства фондов могут размещаться в следующие активы.

Базовая цена на нефть - среднегодовая цена на нефть за один баррель (одну тонну), в сумме, эквивалентной долларам США, за пятилетний период - student2.ru

По состоянию на 1 июня 2013 г. объем средств Резервного фонда составлял 84,4 млрд.долл., Фонда национального благосостояния – 86,7 млр.долл.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения выстраиваются на следующих принципах:

- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

- разграничение (закрепление) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

- равенство бюджетных прав субъектов РФ

- равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В настоящее время финансовые взаимоотношения между различными уровнями бюджетной системы выстраиваются на основе предоставления бюджетных трансфертов.

Основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

По своей сути эти трансферты отличаются следующими характеристиками.

  Получатель Назначение
Дотации Бюджет другого уровня -
Субвенции Бюджет другого уровня, юридическое лицо +
Субсидии Бюджет другого уровня, физические и юридические лица +, долевое финансирование

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на выравнивание бюджетной обеспеченности. Бюджетная обеспеченность показывает соотношение между доходами и расходами бюджета в расчете на одного жителя. Если этот показатель меньше 1, это значит что бюджету недостаточно средств для финансирования своих расходов. В этом случае ему оказывается помощь из вышестоящего бюджета. Для выделения дотаций в составе федерального бюджета формируется специальный фонд – Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Субсидия – это средства, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По сути субсидия предоставляется в том случае, если регион и федеральные органы власти решают какую-то совместную задачу. В этом случае они на долевой основе осуществляют решение этой задачи.

Субвенциямежбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления. По сути субвенция означает, что в случае, если федеральные органы власти передают на нижестоящий уровень обязанность выполнить свои обязательства, то они передают им необходимую для этого сумму денег.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Наши рекомендации