Социальная защита населения
В этой связи отметим, что социальная политика – это комплекс социально-экономических мероприятий государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений и т.п.
Основные принципы проведения социальной политики:
1. Защита уровня жизни посредством компенсации и индексации (от роста цен).
2. Оказание помощи беднейшим семьям.
3. Предоставление помощи по безработице.
4. Осуществление социального страхования и установление минимальной заработной платы для работающих.
5. Государственное обеспечение развития образования, охраны здоровья, окружающей среды.
6. Активная политика в обеспечении квалификации.
Реализация этих принципов в целом отвечает требованиям статьи 25 Декларации прав человека. Согласно этой статьи Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей питанием, одеждой, жильём, медицинским обслуживанием, необходимых для поддержания здоровья, собственного благосостояния и семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, овдовения, старости или иных случаев потери средств к существованию по независимым от человека обстоятельствам.
Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке закрепить 1) основные социальные гарантии, 2) механизм их реализации, 3) функции оказания социальной поддержки. Наряду с государством в социальной защите населения должны принять активное участие предприятия (предприниматели) и сами наёмные работники – их профсоюзные организации.
Важнейшими элементами социальной защиты населения являются: 1) социальное страхование, включающее: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве; 2) программы трудоустройства; 3) законодательное установление минимального уровня заработной платы; 4) регулирование заработной платы; 5) индексация денежных доходов.
Что касается пенсионного и медицинского страхования, то оно осуществляется путем отчислений от заработной платы и доходов в одинаковых долях (в США из заработной платы работников изымается 7,5%). В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% заработной платы работников. Каждый из этих фондов управляется специальными советами, в состав которых входят представители трудящихся и предпринимателей.
Страхование от безработицы осуществляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит: а) от длительности периода безработицы; б) от специфических условий той или иной страны. В первом случае суммы выплат (от 50 до 70% средней заработной платы) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время установленного периода. Дальше суммы выплат уменьшаются. Во втором случае во внимание берутся период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, срок предоставления помощи и т.д. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости на протяжении 3 лет и не менее 10 недель последнего года перед лишением работы. Во Франции – 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании – 26 взносов в течение года.
Важным звеном социальной защиты населения являются также программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие как государство, так и предприниматели, но государство расходует большую часть средств.
Так, к концу 90-х гг. в США прошли квалификацию примерно 50 млн. чел.
Обеспечение максимальной занятости и уменьшение армии безработных государство пытается решить на общенациональном уровне путем осуществления «политики доходов» и кредитно-денежной политики, т.е. темпы прироста заработной платы должны быть меньше производительности труда.
Определенные результаты в осуществлении политики трудоустройства дает сокращение рабочего дня (за последние 100 лет в развитых странах длительность рабочего дня сократилась в 2 раза). За исключением Японии, где каждый работает в среднем в год 2150 часов, что на 230 больше, чем в США, на 450 больше, чем в Германии, на 400 больше, чем во Франции).
В Украине законодательные основы программы защиты населения при переходе к рынку заложены в законе «О занятости» и Государственной программе занятости.
Согласно Программы занятости, в частности, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на: 1) сохранение высокого уровня занятости; 2) совершенствование её структуры и поддержка рынка труда; 3) изменение структуры рабочих мест путем перераспределения их из неперспективных в более перспективные отрасли и увеличения в сфере их нематериального производства; 4) повышение общеобразовательного и квалифицированного уровня рабочей силы.
Далее важным элементов социальной защиты населения является законодательное установление минимального уровня заработной платы и пенсий.
В соответствии с документами международной организации труда (МОТ) за базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей разного типа (с одним,двумя и т.д. ребенком).
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы (в США она составляет 4,5 долл. в час). Отдельно устанавливается для молодежи. В Украине такой уровень также был установлен (с 1 января 1993 г.) и равнялся 4600 крб. Такой же размер и минимальной пенсии (при этом, если в США он предполагал наряду с другими товарами потребление мяса в размере 80 кг в год, то в Украине (в 1993 г.) за него можно было приобрести всего лишь 50 кг в год).
Вот почему так важна и проблема бедности. Наиболее общим критерием бедности является безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень бедности. В США суммарная величина этих показателей называется «индексом нищеты» (т.е. если безработица = 2%, а индекс инфляции = 1000%, то «индекс нищеты» = 1002 %).
Основным же критерием бедности является уровень доходов, приходящихся на 1 чел.
Общим критерием бедности является структура потребления семей, в частности доля затрат на питание.
Общий же уровень бедности определяется в той или иной стране показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше.
Измеряется бедность с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (физиологического) минимума и социального минимума.
Жизненный (физиологический) минимум отражает удовлетворение лишь главных физиологических потребностей и основных услуг.
Социальный минимум – кроме этого включает минимальные духовные и социальные запросы.
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума более точным является метод потребительской корзинки. Так, в Болгарии в неё входит на семью с 2 человек 552 позиции. При этом продовольственные товары составляют 23-27% (149 позиций), а калорийность которую они должны обеспечивать для мужчин составляет 2822 калорий, для женщин – 2026 калорий, для детей – 2123 калорий.
В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум составлял на семью из 4 чел. 36,2 тыс. форинтов (примерно 400 долл.).
В Украине также за основу определения прожиточного минимума использовался набор 19 основных товаров и услуг. Однако, механизм их определения и расчета не был обнародован. Затем, Верховной Радой Украины было принято постановление об установлении минимальной границы малообеспеченности. Но механизм реализации такого решения усложнялся недостатком средств.
Все это важно потому, что с минимальным уровнем заработной платы тесно связано определение критериев бедности.
Следующим элементом социальной защиты населения является регулирование заработной платы в зависимости от сфер деятельности и профессии, форм собственности.
Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе (уровень заработной платы здесь, как правило, ниже частного). Однако гарантии занятости и социальных выплат больше.
Заработная плата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных (договоров) соглашений.
Коллективные договора охватывают более широкий круг вопросов. Кроме оплаты труда они включают длительность рабочего дня, длительность отпусков, гарантии относительно условий труда, доплату за сверхурочную работу, предоставление дополнительного питания и т.д.
В тарифных соглашениях устанавливается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня заработной платы для работников разной квалификацию Тарифное соглашение заключается при участии представителей предприятий и трудящихся при посредничестве Министерства труда. Это является гарантом его выполнения. При этом страйки во время действия этого соглашения являются незаконными.
В Украине также между правительством и профсоюзами было заключено соглашение на 1993 г. и тарифное соглашение во всех отраслях народного хозяйства.
И последнее, что следует отметить, так это важность такого элемента системы социальной защиты населения, как индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Данное мероприятие проводится во всех странах, в Украине, начиная с 1995 г. в том числе, хотя проблемы в этой части еще и существуют.