Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета

в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 72,7 75,6 95,1 95,0 97,2 102,6
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 116,5 125,1 128,6 130,1
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году 100,0 117,3 113,7 117,1 123,3 126,6 131,1

Повышение эффективности бюджетных расходов

В 2010 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.

Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.

Именно это предусматривается в рамках ключевого блока Программы повышения эффективности бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.

Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.

В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевые блоки государственных программ

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета - student2.ru

Содержание направлений государственных программ

  Направление Государственные программы
I. Новое качество жизни Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; Противодействие незаконному обороту наркотиков; Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики.
II. Инновационное развитие и модернизация экономики Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики.
III. Обеспечение национальной безопасности Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной безопасности.
IV. Сбалансированное региональное развитие Региональная политика и федеративные отношения; Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
V. Эффективное государство Управление федеральным имуществом; Управление государственными финансами и государственным долгом; Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция.

Впервые аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных программ Российской Федерации было представлено в рамках проекта федерального бюджета на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета было распределено по программам, что позволило увидеть, сколько концентрируется расходов на каждом из направлений.

Распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам позволяет проанализировать средства всех министерств, в частности, увидеть, что не только Минзравсоцразвития России занимается здравоохранением, но и МЧС России, Минобороны России и другие субъекты бюджетного планирования, где развита ведомственная медицина.

Например, в реализации программы «Развитие образования» участвует 35 федеральных органов исполнительной власти. Их совместные усилия будут направлены на реализацию основных направлений программы и достижение ее основных целей.

Основные цели и направления реализации государственной программы «Развитие образования»

Госпрограмма Основные направления реализации программы Целевые показатели
Развитие образования (35 ведомств)   1. Повышение доступности и качества дошкольного образования; 2. Повышение доступности и качества общего образования; 3. Повышение доступности и качества профессионального образования, поддержка федеральных университетов; 4. Повышение доступности и качества дополнительного образования и переподготовки кадров; 5. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи; 6. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»; 7. Реализация ФЦП «Русский язык 2011-2015 годы)» и ФЦП развития образования на 2011-2015 годы. Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья: 90% к 2020 году.

Государственная программа развития образования будет объединять все ресурсы, возможности и инструменты достижения этих целей. Координатором средств, выделяемых на реализацию государственной программы, будет Министерство образования и науки Российской Федерации, а исполнителями подпрограмм – конкретные ведомства. Они будут совмещать свои усилия, рассматривать оптимизацию всех возможных процессов достижения этих целей на всей территории Российской Федерации.

В государственных программах будут чётко определены все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, так как они являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная программа будет представлять собой комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей. Таким образом будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов.

Положение Бюджетного послания Реализация при формировании проекта федерального бюджета
Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы. В составе материалов к проекту федерального бюджета в Правительство представляется аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации на 2012-2014 годы.
Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

Кроме того, в целях окончательного закрепления законодательных основ для построения программного бюджета Российской Федерации Минфином России направлен в Правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

- интеграцию в бюджетный процесс государственных (муниципальных) программ;

- проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой государственной (муниципальной) программы, возможность принятия решения о прекращении или изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы на основании указанной оценки;

- предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

Подготовлена новая бюджетная классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности планирования и исполнения расходов разных типов.

Одновременно и в качестве важнейшей составной части внедрения программно-целевых методов управления продолжается работа по повышению качества, доступности и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг. Это одно из ключевых и уже законодательно закрепленных направлений модернизации экономики и развития ее инновационного потенциала.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На федеральном уровне и в регионах были приняты необходимые подзаконные акты общего характера.

В настоящее время центр тяжести в реализации этого важнейшего закона смещается на уровень конкретных органов исполнительной власти.

Закон предоставляет широкие возможности для повышения эффективности организации оказания государственных услуг.

Значительные резервы повышения эффективности кроются на уровне операционной деятельности органов исполнительной власти, прежде всего – при осуществлении государственных закупок.

Программой повышения эффективности бюджетных расходов предусмотрено развитие комплексной федеральной контрактной системы, под которой понимается правовое регулирование всех видов гражданско-правовых отношений публично-правовых образований или созданными ими юридических лиц – от собственно осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд до предоставления субсидий, кредитов, гарантий и использования государственного имущества.

В качестве первого этапа развития такой системы в январе текущего года Правительством одобрен План разработки проектов нормативных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в практику планов закупок, библиотеки типовых контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.

Все эти вопросы непосредственно связаны с бюджетным процессом и должны регулироваться в рамках или с учетом требований бюджетного законодательства.

Должны быть законодательно урегулированы вопросы государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Необходимо существенно повысить прозрачность информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами. Только так можно обеспечить подотчетность и подконтрольность органов государственного управления.

Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить интегрированные в единую систему инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего контроля.

Эта задача будет решаться в рамках создания интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Дальнейшая реализация Программы не может осуществляться без активного взаимодействия органов исполнительной власти.

На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2011 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

Новое качество жизни

Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан.

Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.

Бюджетные ассигнования по направлению «Новое качество жизни», млрд. рублей

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета - student2.ru

В 2012-2014 годах будут расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным внебюджетным фондам на социальную защиту населения.

Результатом последовательного увеличения социальных расходов бюджета будет продолжение повышения уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности:

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета - student2.ru

В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8%. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 13,1%, прожиточный минимум – 6 535 рублей.

В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5 %.

Показатели Единица измерения
Реальная заработная плата % к пред. году 96,5 105,2 103,6 104,8 105,9 106,0
Реальные располагаемые доходы населения % к пред. году 102,1 104,1 101,5 104,8 104,9 105,1

По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,6%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.

В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы – в среднем на 5,7% в год.

Наши рекомендации