Спрос и его неценовые факторы. Эластичность спроса
Предмет экономической науки. Потребности и блага.
Деятельность человека,предприятий,их объединений и общества в целом по производству,распределению,обмену и потреблению материальных и духовных благ в условиях определённой экономической системы.Экономические типы:рыночная экономика; командная система, в которой преобладает гос. собственность и гос-во регулирует цены;смешанная система.Функции ЭТ:познавательная;методологическая(ЭТ является методологическим фундаментом для частных методологических наук);прогматическая(она состоит в разработке конкретных рекомендаций для практической сельхоз. деятельности).Методы:1.Метод научной абстракции.Абстрагирование-отвлечение от несущественных сторон объекта и выделение его существенной стороны.2.Метод формальной логики3.метод моделирования4.графический метод5.математический метод.ЭТ анализирует эконом.процессы на уровне отдельных потребителей, производителей,отдельных рынков.1 уровень-микроэкономика(анализирует экономические процессы на уровне отдельных потребителей производителей отдельных рынках).2 уровень-макроэкономика(рассматривает экономику на уровне национального хоз-ва).3 уровень-мировая экономика(изучает эконом.взаимодействия между странами).потребность-нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности,развития личности и общества в целом.Первичные потребности(одежда,жильё...),вторичные потребности(театр,спорт...).
блага-средства,с помощью которых достигаются потребности.Неэкономические блага-в распоряжении общества безгранично(воздух).Экономические блага-в ограниченном количестве.Экономические ресурсы используются для производства товаров и услуг.
Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
Эконом.ресурсы используются для производства товаров и услуг.Типы ресурсов:труд-физич.и умственные способности применяемые в производстве);капитал-все средства производства(здания,машины);Земля-все естественные ресурсы;предпринимательские способности.Экономическая эффективность характеризует наибольший объём производства при наименьших затратах.проблема выбора:поскольку потребности безграничны,а ресурсы ограничены,то экономика не в состоянии удовлетворить все потребности.Обществу приходится выбирать,какие блага производить,а от каких отказаться.Кривая производственных возможностей иллюстрирует проблему выбора в экономике.
Сущность собственности, ее основные типы и формы.
традиционное понятие собственности трактуется в качестве рижского права, которое предполагает использование и распоряжение.ТОлько распоряжение характеризует полное право собственности.Объект собственности-условия и результат деятельности людей,которые присвоены данным субъектам.Законодательный подход классифицирует объекты собственности,которые выделяют недвижимое имущество или интеллектуальную собственность.Субъекты-конкретные лица и их группы которые вступают между собой в отношения.Типы собственности:общая(совместное отклонение по поводу присваивания жизненных благ);частная(присваивание жизненных благ частным лицом).формы частной собственности-трудовая и нетрудовая.
спрос и его неценовые факторы. Эластичность спроса.
спрос-возможность и желание потребителя приобрести какой либо товар.Объём спроса-количество товара,которое потребитель готов купить при данной цене в еденицу времени.Также следует отличать индивидуальные и рыночные спросы.Инд.спрос-спрос конкретного лица на данный товар.Рыночный спрос-спрос всех покупателей на данный товар.Закон спроса-при прочих равных условиях покупатель приобретает при высокой цене меньшее количество товара чем при низкой.Объяснение закона спроса:1.здравый смысл,т.к.предполагается,что потребитель ведёт себя рационально.2.каждый покупатель получает меньше удовлетворения от каждой дополнительной еденицы данного продукта(закон убывающей предельной полезности).Полезность-способность блага удовлетворять потребность индивида.предельная полезность-полезность дополнительной единицы потребляемого блага.
ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.Эффект дохода означает,что при снижении цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объём своих покупок,не отказывая себе в покупке других товаров.Эффект замещения выражается в том,что при более незкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешёвые товары вместо аналогичных дорогих.НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА:в данном случае цена остаётся неизменной,а спрос меняется.Графически отображается сдвигом D влево или вправо.Факторы:денежные доходы покупателей;ожидания покупателей;наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых товаров;субъектные предпочтения покупателей и их вкусы.Эластичностьиспользуется для оценки влияния одного показателя на изменение другого.Факторы,влияющие на эластичность спроса по цене: товары заменители данного товара;доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара;длительность периода времени,в течении которого продавец изменяет цены;привычность,значимость товара для потребителя;степень срочности покупки.