Вопрос предполагал возможность выбора
не более 3-х вариантов ответов)
№ пп | Варианты ответов | Студенты, % | Работающие, % | Учащиеся, % | Среднее по массиву, % |
1. | Развивать сеть спортивных клубов и секций по доступным для молодежи ценам | 51,8 | 63,7 | 61,7 | 59,1 |
2. | Развивать сеть тренажерных залов | 14,5 | 12,7 | 22,0 | 16,4 |
3. | Ввести льготные цены на абонементные билеты для занятий в действующих спортивных центрах, клубах и секциях за счет дотаций из муниципального или государственного бюджета | 32,7 | 31,1 | 26,9 | 30,2 |
4. | Увеличить количество спортивных спортсооружений | 24,8 | 27,0 | 34,8 | 28,9 |
5. | Установить в каждом дворе спортивные снаряды, оборудование, сделать спортплощадку | 16,1 | 22,6 | 12,8 | 17,6 |
6. | Открыть пункты проката спортивного и туристического инвентаря по доступным для молодежи ценам | 16,7 | 18,9 | 11,2 | 15,6 |
7. | Увеличить количество и виды спортивных и туристических внутривузовских, межвузовских, городских, региональных, общероссийских соревнований | 16,9 | 11,6 | 19,3 | 15,9 |
8. | Создать информационно- справочные базы данных о спортивных, туристических и оздоровительных учреждениях и центрах | 12,8 | 14,8 | 8,8 | 18,2 |
9. | Популяризовать занятия физической культурой и спотом, туризмом в СМИ | 23,6 | 24,1 | 18,6 | 22,1 |
10. | Организовать работу молодежных спортивных лагерей в дни каникул | 9,3 | 5,7 | 9,3 | 8,1 |
11. | Организовать работу туристических секций по обучению навыкам туризма | 5,0 | 6,3 | 7,0 | 6,1 |
12. | Увеличить количество «групп здоровья», спортивных секций в образовательных учреждениях и по месту жительства (нужное подчеркнуть) | 6,2 | 5,5 | 5,4 | 5,7 |
13. | Подготовить достаточное количество высококвалифицированных инструкторов | 5,5 | 2,5 | 9,0 | 5,7 |
14. | Другое | 1,7 | 2,5 | 1,4 |
Физическое воспитание может способствовать не только профилактике, но и преодолению негативных проявлений в молодежной среде. Процесс этот должен происходить не стихийно, а в результате целенаправленного педагогического воздействия, способного обеспечить реализацию на практике основного принципа формирования человека, основанного на единстве физического, интеллектуального и нравственного воспитания, от чего и зависит эффективность работы с молодежью в этой области.
Анализ досуга молодежи позволяет сделать вывод о том, что упрощение видов молодежной досуговой деятельности, невозможность организованно проводить досуг объясняются не только отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств, но и неразвитостью самой инфраструктуры досуговых центров, где необходимо разнообразить направленность секций, создающих непринужденную, творческую атмосферу. Это подтверждают данные, представленные в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что необходимо предусмотреть в молодежном центре, чтобы молодые люди его посещали с удовольствием?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)
№ пп | Варианты ответов | Студенты, % | Работающие, % | Учащиеся, % | В среднем мо массиву, % |
1. | Должно работать большое количество разнообразных секций | 44,4 | 47,2 | 50,4 | 43,7 |
2. | Должны работать молодые специалисты (до 35 лет) | 28,0 | 25,9 | 31,9 | 28,6 |
3. | Возраст специалистов не имеет значения, главное квалификация | 23,6 | 21,1 | 17,7 | 20,8 |
4. | Должна быть создана непринужденная, творческая атмосфера | 43,3 | 40,8 | 46,0 | 43,4 |
5. | Должны реализовываться разнообразные программы | 22,4 | 22,7 | 23,9 | 23,0 |
6. | Должны быть установлены доступные для молодежи цены | 43,6 | 49,7 | 44,7 | 46,0 |
7. | Услуги должны предоставляться бесплатно | 26,6 | 25,0 | 27,9 | 26,5 |
8. | Другое | 0,6 | 0,8 | 2,5 | 1,3 |
Уровень расходов студентов на сферу досуга коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Здесь выявляется прямая зависимость между финансовыми ресурсами, расходуемыми на досуговую деятельность, и удовлетворенностью от нее. Подобные явления – это следствие проникновения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг, коммерческих отношений, в результате чего становятся платными, а потому и часто недоступными для многих категорий молодежи услуги клубов, спортивных секций и др.
Обеднение видов досуга было бы неверно сводить только к причинам экономического характера, которые, безусловно, детерминируют эти процессы. Главная причина состоит в том, что разрушены привычные для большинства условия культурного потребления и культурных занятий. Часто учреждения культуры пребывают в состоянии «выживания», когда не хватает ресурсов, условий и т.п. Некоторые из них в годы социально-экономического кризиса вынуждены были уменьшить свою полезную площадь с целью осуществления коммерческой деятельности или переориентироваться на нетрадиционные для российского менталитета и культуры формы работы (ночные клубы, дискотеки, казино и пр.).
По результатам опроса большая часть респондентов считает, в частности, недостаточно развитой инфраструктуру учреждений культуры (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в городе, где Вы проживаете, в необходимом объеме имеется инфраструктура, которая могли бы в полной мере удовлетворить Ваши личные и социальные потребности, интересы, увлечения?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)
№ пп | Варианты ответов | Студенты, % | Работающие, % | Учащиеся, % |
Молодежные досуговые центры, клубы | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 29,2 | 25,0 | 27,6 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 39,7 | 40,4 | 45,2 |
3. | Развито крайне слабо | 25,3 | 27,6 | 21,4 |
4. | Не развито вообще | 5,8 | 7,0 | 5,8 |
Кинотеатры | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 44,2 | 44,1 | 47,4 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 37,5 | 36,8 | 35,8 |
3. | Развито крайне слабо | 14,0 | 13,9 | 12,8 |
4. | Не развито вообще | 4,3 | 5,2 | 4,0 |
Учреждения искусства (театры, музеи,и т,д,) | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 34,9 | 35,7 | 37,3 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 38,7 | 37,7 | 39,1 |
3. | Развито крайне слабо | 19,8 | 19,9 | 17,9 |
4. | Не развито вообще | 6,6 | 6,7 | 5,7 |
Библиотеки | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 35,0 | 35,6 | 37,9 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 44,8 | 42,7 | 42,9 |
3. | Развито крайне слабо | 16,7 | 18,6 | 17,2 |
4. | Не развито вообще | 3,5 | 3,1 | 2,0 |
Спортивные центры | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 26,5 | 26,3 | 28,0 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 45,7 | 43,7 | 49,2 |
3. | Развито крайне слабо | 23,0 | 26,4 | 17,8 |
4. | Не развито вообще | 4,8 | 3,6 | 5,0 |
Туристические клубы | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 15,4 | 11,7 | 17,3 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 36,4 | 38,3 | 36,4 |
3. | Развито крайне слабо | 32,5 | 36,8 | 34,5 |
4. | Не развито вообще | 15,7 | 13,2 | 11,8 |
Скверы, зоны отдыха, водоемы | ||||
1. | Да, имеется в достаточном объеме | 22,1 | 24,4 | 20,3 |
2. | Имеется, но недостаточно развито | 38,4 | 44,8 | 39,3 |
3. | Развито крайне слабо | 25,7 | 24,0 | 28,2 |
4. | Не развито вообще | 13,8 | 6,8 | 12,2 |
Развитие инфраструктуры досуговых учреждений позволит создать условия для формирования и удовлетворения культурных потребностей молодежи, а также содействия росту уровня этих потребностей. Сегодня в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, направленные на обновление и усовершенствование системы регулирования свободного времени и досуга молодежи, поскольку именно в молодом возрасте происходит формирование личности человека.
Причиной инновационных процессов в области молодежного досуга стали изменения в жизни нашего общества, произошедшие в конце 80-х гг. Разрушились все основные элементы существовавшей ранее эффективной системы работы с молодежью: идеологическая деятельность, работа по месту жительства, трудовое и физическое воспитание, организация временной занятости учащейся молодежи, трудоустройство. Тем самым была разрушена и система организации досуга молодежи, так как в нее стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Это послужило фундаментом для дальнейших изменений в жизни российского общества.
Одной из предпосылок современных изменений социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга являются процессы глобализации. К ним в мировом масштабе относится и функционирование сети Интернет. Ее развитие означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет является сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений. В ее рамках общение как вид досуговой занятости становится возможным не только в традиционном виде. Анонимное виртуальное общение для молодежи имеет особую привлекательность, так как предоставляет возможность общаться от имени разных лиц, регистрируя в сети вымышленные фамилии и адреса. Но для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, отражающих потребность в непосредственном общении с друзьями несмотря на резкое увеличение числа молодых людей, увлекающихся компьютером и Интернетом.
Революция в средствах массовой информации, вызванная появлением компьютерных технологий, затрагивает самую суть культуры, меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека. Информационное окружение молодежи выступает средством воздействия на культуру, на ее духовно-ценностную составляющую. В связи с этим в качестве фундаментальной проблемы информационного общества можно назвать возникновение в массовых масштабах упрощенных форм самоидентификации, ведущих к «упрощению» личности, эрозии ее духовного измерения. Интернет, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, влияет на формирование личности молодых. Это означает, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем представителей молодого поколения.
Наряду с общением в сети Интернет одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. В последнее время все чаще говорят о пагубном влиянии на психику человека чрезмерного увлечения «киберпространством». Что касается игр, то негативную оценку заслуживают те игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении виртуальных противников с помощью всевозможных методов и средств. Однако существуют игры, направленные на расширение кругозора, стимулирование интереса благодаря предоставляемой возможности моделирования реальных явлений. Воспитательный потенциал таких игр очевиден. Кроме того, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных, имеющих важное значение для молодых людей.
Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры. Формируются новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня - героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности, «фракталы» - составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика WEB-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в программы различных соревнований).
Одной из популярных в среде молодежи форм досуга является посещение молодежных культурно-развлекательных центров, ночных клубов, кафе и пр. Эти предприятия являются коммерческими. Их целью является извлечение прибыли. Воспитательные, образовательные и прочие гуманистические задачи здесь отсутствуют.
Умение организовать свое досуговое время определяет социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом. Данные социологического исследования досуга демонстрируют, что молодежь в большинстве случаев недовольна его проведением или удовлетворена частично (табл. 6)
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос:
«В какой степени Вы удовлетворены содержанием и качеством проведения досуга?»
№ пп | Варианты ответов | Студенты, % | Работающие, % | Учащиеся, % |
1. | Полностью удовлетворен | 25,4 | 24,6 | 35,5 |
2. | Частично удовлетворен | 60,0 | 59,2 | 53,3 |
3. | Не удовлетворен | 14,6 | 16,2 | 11,2 |
В результате опроса было выявлено, что 60,0% студентов вузов, 59,2% работающей молодежи и 53,3% старшеклассников частично удовлетворены тем, как они проводят свой досуг. Это важный показатель, свидетельствующий о происходящих в сфере досуга молодежи изменениях, которые негативно сказываются на его характере и возможностях молодых людей проводить досуг в соответствии со своими потребностями. В качестве причин, мешающих реализации желаемой модели проведения досуга современной молодежи, можно выделить: дефицит свободного времени, недостаток материальных средств, усталость. При этом в качестве еще одной из причин, которые мешают проводить свободное время и досуг так, как бы этого хотелось, молодежь называет неумение организовать свой досуг.
Кроме личностных свойств отдельного человека характеристика досуга, с точки зрения культуры его организации и проведения, охватывает общественные стороны данного явления и определяется уровнем развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение потребностей в сфере досуга. Культура досуга предполагает наличие у человека определенных личностных свойств (склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
Эмпирические исследования досуговых предпочтений молодежи, проведенные сотрудниками Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, существенных различий между регионами не выявили. В целом по результатам проведенного исследования были получены следующие данные (табл. 7)
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем заключается Ваш досуг?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)
№ пп | Варианты ответов | Студен-ты, % | Работа-ющие, % | Всего, % |
1. | Дома, занимаюсь домашними делами | 27,9 | 39,6 | 33,8 |
2. | Дома, читаю книги, журналы | 17,8 | 19,5 | 18,7 |
3. | Дома, изучаю учебный материал или выполняю учебные задания | 18,6 | 10,3 | 14,5 |
4. | Дома, слушаю музыку, смотрю музыкальные передачи | 22,8 | 15,8 | 19,3 |
5. | Дома, играю в компьютерные игры | 12,4 | 10,8 | 11,6 |
6. | Дома, работаю в Интернете | 14,4 | 12,6 | 13,5 |
7. | Дома, общаюсь в чате | 8,2 | 5,1 | 6,7 |
8. | Общаюсь с друзьями дома или во дворе | 37,2 | 28,7 | 33,0 |
9. | Посещаю молодежные культурно- развлекательные центры или ночные клубы | 22,8 | 22,6 | 22,7 |
10. | Хожу в кинотеатры | 17,8 | 24,5 | 21,2 |
11. | Посещаю выставки, музеи | 5,9 | 6,1 | 6,0 |
12. | Посещаю спортивные секции, фитнес - клубы, тренажерные залы | 16,2 | 17,6 | 16,9 |
13. | Посещаю дополнительные занятия по иностранным языкам, тренинги, другие образовательные курсы | 7,4 | 6,1 | 15,5 |
14. | Подрабатываю, т.к. мне нужны деньги | 18,0 | 22,5 | 20,3 |
15. | Участвую в работе общественного объединения | 6,3 | 5,8 | 6,1 |
16. | Занимаюсь общественной работой в своем вузе | 6,8 | 3,6 | 5,2 |
17. | Занимаюсь в студиях или кружках художественной самодеятельности | 4,7 | 2,0 | 5,2 |
18. | Другое | 2,3 | 5,1 | 3,7 |
В соответствии с ними можно утверждать, что активные формы досуга выбирают как студенты, так и работающая молодежь всех регионов, охваченных исследованием. Активный отдых чаще выражается в посещении молодежных культурно-развлекательных центров или ночных клубов (22,8% и 22,6%, соответственно), кинотеатры посещают, соответственно, 17,8% и 24,5% студентов вуза и работающей молодежи.
Общение с друзьями занимает значительную часть досуга молодежи во всех регионах (37,2% и 28,7%). Просмотру музыкальных телепередач, прослушиванию музыки уделяют время 22,8% студентов и 15,8% работающей молодежи. Опрос студентов выявил дифференциацию предпочтений в зависимости от региона. Наибольшее значение имеет показатель «Общаюсь с друзьями дома или во дворе» для жителей Омска (54,4% студентов и 54,8% работающей молодежи).
Существенных различий по регионам не обнаружено при выборе таких видов досуга, как занятия спортом, чтение книг, журналов, увлечение компьютером. В среднем спортивным занятиям отдают предпочтение 16,2% и 17,6% респондентов, чтению книг, журналов – 17,8% и 19,5%, увлекаются компьютерными играми – 12,4% и 10,8%, Интернетом – 14,4% и 12,6% студентов и работающей молодежи, соответственно.
По-прежнему остается крайне малой доля молодых людей, посещающих выставки, музеи, в среднем 5,9% и 6,1%. В некоторых городах, таких как Омск, Элиста, вариант ответа «Посещаю выставки, музеи» не отмечен ни одним респондентом из группы «студенты». Для студентов Нижнего Новгорода и Йошкар-Олы этот показатель имеет значение 2,9% и 2,8%, соответственно.
Исследование показало, что во всех десяти регионах степень общественной активности молодежи невысока. Существует точка зрения, согласно которой общественная деятельность является одним из способов реализации досуга. Не принимают участия в работе общественных объединений респонденты Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Липецка («студенты», «работающая молодежь»). Работу в общественных объединениях как вид досуга предпочитают 0,9% респондентов Москвы (работающая молодежь). Вариант ответа «Занимаюсь общественной работой в вузе/трудовом коллективе» не выбран студентами и работающей молодежью Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Владивостока.
Неуправляемый характер и гигантские масштабы трансформаций общественного жизнеустройства привели к возникновению условий, когда нарушается преемственность образцов поведения, значимых ценностей, а это, в свою очередь, спровоцировало появление новой - компенсаторной функции досуга. Это приводит к изменению системы ценностных ориентаций молодежи и является причиной инноваций в сфере молодежного досуга, которые выражаются в том, что одни виды досуговой деятельности перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения в своем содержании (чтение, просмотр телепередач и др.). В сфере досуга молодежи утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, нередко преобладают пассивность и потребительство. Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не существовавшие ранее досуговые практики (Интернет, граффити и др.).
Предоставляя возможность самореализации, достижения значимых социальных статусов, досуг компенсирует неуспехи в иных сферах жизни. В настоящее время наблюдается тенденция использования досугового времени в качестве резерва для удовлетворения потребностей, относящихся к другим сферам жизнедеятельности молодого человека: получение основного или дополнительного образования за счет времени, предназначенного для досуга; дополнительная работа; удовлетворение таких физиологических потребностей, как сон с целью снятия усталости. Это приводит к сокращению самого досугового времени.
Происходящая в сфере досуга социализация молодежи в основном характеризуется процессами стихийности, неуправляемости, что является одной из причин ряда негативных социальных последствий (рост алкоголизма и наркомании, молодежной преступности и пр.). Сложившаяся ситуация требует создания ряда условий, обеспечивающих возможность хотя бы локального регулирования свободного времени молодежи для формирования более высокого уровня культуры ее досуга. С этой целью в современных условиях становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с молодежью, содействующих упорядочиванию ее свободного времени и досуга. Последнее имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей более высокого уровня культуры досуга, определенной «досуговой квалификации».
Одной из задач регулирования свободного времени молодого поколения является формирование и обеспечение реализации социально позитивных целей у всех категорий молодежи. Важно сделать реальным доступ молодежи на только к традиционным, но и к альтернативным видам молодежного досуга.
Государственная молодежная политика сегодня должна быть направлена на воспитание самодостаточного, думающего, мобильного, здорового - и физически, и нравственно – молодого поколения, и, конечно же, выражать интересы молодежи. Быть средством решения ее проблем, среди которых основными, наряду с проблемами образования и трудоустройства, выступают и проблемы организации досуга. Духовное развитие, пропаганда здорового образа жизни, создание необходимых условий для реализации инновационного потенциала молодежи - залог стабильного будущего страны.
Досуг молодежи сегодня должен рассматриваться как время и пространство ее «социального воспитания». Что касается учебных заведений, то воспитательный процесс в рамках культурно-досуговой деятельности должен основываться на творческом сотрудничестве, взаимодействии всех его участников. Такой подход обеспечит достижение одной из главных целей каждого учебного заведения - формирование конкурентоспособного специалиста и социально активного, ответственного гражданина. Воспитание студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности включает в себя комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного.
Задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи. Чем шире и разнообразнее поле культурно-досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты.
Необходимо сказать, что системное изучение современных молодежных досуговых предпочтений позволит прогнозировать и проектировать поведение молодежи в наиболее типичных ситуациях завтрашнего дня, так как создает возможности социологической диагностики процессов в сфере досуга. Поскольку социокультурная ситуация - важнейший фактор формирования досуговых предпочтений молодежи, то в рамках различных программ социокультурного развития можно изменить условия их формирования и реализации, что должно являться одной из актуальных задач реализации государственной молодежной политики.