Вопрос предполагал возможность выбора

не более 3-х вариантов ответов)

№ пп   Варианты ответов   Студенты, % Работающие, % Учащиеся, % Среднее по массиву, %
1. Развивать сеть спортивных клубов и секций по доступным для молодежи ценам 51,8 63,7 61,7 59,1
2. Развивать сеть тренажерных залов 14,5 12,7 22,0 16,4
3. Ввести льготные цены на абонементные билеты для занятий в действующих спортивных центрах, клубах и секциях за счет дотаций из муниципального или государственного бюджета 32,7 31,1 26,9 30,2
4. Увеличить количество спортивных спортсооружений 24,8 27,0 34,8 28,9
5. Установить в каждом дворе спортивные снаряды, оборудование, сделать спортплощадку 16,1 22,6 12,8 17,6
6. Открыть пункты проката спортивного и туристического инвентаря по доступным для молодежи ценам 16,7 18,9 11,2 15,6
7. Увеличить количество и виды спортивных и туристических внутривузовских, межвузовских, городских, региональных, общероссийских соревнований 16,9 11,6 19,3 15,9
8. Создать информационно- справочные базы данных о спортивных, туристических и оздоровительных учреждениях и центрах 12,8 14,8 8,8 18,2
9. Популяризовать занятия физической культурой и спотом, туризмом в СМИ 23,6 24,1 18,6 22,1
10. Организовать работу молодежных спортивных лагерей в дни каникул 9,3 5,7 9,3 8,1
11. Организовать работу туристических секций по обучению навыкам туризма 5,0 6,3 7,0 6,1
12. Увеличить количество «групп здоровья», спортивных секций в образовательных учреждениях и по месту жительства (нужное подчеркнуть) 6,2 5,5 5,4 5,7
13. Подготовить достаточное количество высококвалифицированных инструкторов 5,5 2,5 9,0 5,7
14. Другое 1,7   2,5 1,4

Физическое воспитание может способствовать не только профилактике, но и преодолению негативных проявлений в молодежной среде. Процесс этот должен происходить не стихийно, а в результате целенаправленного педагогического воздействия, способного обеспечить реализацию на практике основного принципа формирования человека, основанного на единстве физического, интеллектуального и нравственного воспитания, от чего и зависит эффективность работы с молодежью в этой области.

Анализ досуга молодежи позволяет сделать вывод о том, что упрощение видов молодежной досуговой деятельности, невозможность организованно проводить досуг объясняются не только отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств, но и неразвитостью самой инфраструктуры досуговых центров, где необходимо разнообразить направленность секций, создающих непринужденную, творческую атмосферу. Это подтверждают данные, представленные в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что необходимо предусмотреть в молодежном центре, чтобы молодые люди его посещали с удовольствием?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)

№ пп Варианты ответов Студенты, % Работающие, % Учащиеся, % В среднем мо массиву, %
1. Должно работать большое количество разнообразных секций 44,4 47,2 50,4 43,7
2. Должны работать молодые специалисты (до 35 лет) 28,0 25,9 31,9 28,6
3. Возраст специалистов не имеет значения, главное квалификация 23,6 21,1 17,7 20,8
4. Должна быть создана непринужденная, творческая атмосфера 43,3 40,8 46,0 43,4
5. Должны реализовываться разнообразные программы 22,4 22,7 23,9 23,0
6. Должны быть установлены доступные для молодежи цены 43,6 49,7 44,7 46,0
7. Услуги должны предоставляться бесплатно 26,6 25,0 27,9 26,5
8. Другое 0,6 0,8 2,5 1,3

Уровень расходов студентов на сферу досуга коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Здесь выявляется прямая зависимость между финансовыми ресурсами, расходуемыми на досуговую деятельность, и удовлетворенностью от нее. Подобные явления – это следствие проникновения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг, коммерческих отношений, в результате чего становятся платными, а потому и часто недоступными для многих категорий молодежи услуги клубов, спортивных секций и др.

Обеднение видов досуга было бы неверно сводить только к причинам экономического характера, которые, безусловно, детерминируют эти процессы. Главная причина состоит в том, что разрушены привычные для большинства условия культурного потребления и культурных занятий. Часто учреждения культуры пребывают в состоянии «выживания», когда не хватает ресурсов, условий и т.п. Некоторые из них в годы социально-экономического кризиса вынуждены были уменьшить свою полезную площадь с целью осуществления коммерческой деятельности или переориентироваться на нетрадиционные для российского менталитета и культуры формы работы (ночные клубы, дискотеки, казино и пр.).

По результатам опроса большая часть респондентов считает, в частности, недостаточно развитой инфраструктуру учреждений культуры (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в городе, где Вы проживаете, в необходимом объеме имеется инфраструктура, которая могли бы в полной мере удовлетворить Ваши личные и социальные потребности, интересы, увлечения?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)

№ пп     Варианты ответов Студенты, % Работающие, % Учащиеся, %
Молодежные досуговые центры, клубы
1. Да, имеется в достаточном объеме 29,2 25,0 27,6
2. Имеется, но недостаточно развито 39,7 40,4 45,2
3. Развито крайне слабо 25,3 27,6 21,4
4. Не развито вообще 5,8 7,0 5,8
Кинотеатры
1. Да, имеется в достаточном объеме 44,2 44,1 47,4
2. Имеется, но недостаточно развито 37,5 36,8 35,8
3. Развито крайне слабо 14,0 13,9 12,8
4. Не развито вообще 4,3 5,2 4,0
Учреждения искусства (театры, музеи,и т,д,)
1. Да, имеется в достаточном объеме 34,9 35,7 37,3
2. Имеется, но недостаточно развито 38,7 37,7 39,1
3. Развито крайне слабо 19,8 19,9 17,9
4. Не развито вообще 6,6 6,7 5,7
Библиотеки
1. Да, имеется в достаточном объеме 35,0 35,6 37,9
2. Имеется, но недостаточно развито 44,8 42,7 42,9
3. Развито крайне слабо 16,7 18,6 17,2
4. Не развито вообще 3,5 3,1 2,0
Спортивные центры
1. Да, имеется в достаточном объеме 26,5 26,3 28,0
2. Имеется, но недостаточно развито 45,7 43,7 49,2
3. Развито крайне слабо 23,0 26,4 17,8
4. Не развито вообще 4,8 3,6 5,0
Туристические клубы
1. Да, имеется в достаточном объеме 15,4 11,7 17,3
2. Имеется, но недостаточно развито 36,4 38,3 36,4
3. Развито крайне слабо 32,5 36,8 34,5
4. Не развито вообще 15,7 13,2 11,8
Скверы, зоны отдыха, водоемы
1. Да, имеется в достаточном объеме 22,1 24,4 20,3
2. Имеется, но недостаточно развито 38,4 44,8 39,3
3. Развито крайне слабо 25,7 24,0 28,2
4. Не развито вообще 13,8 6,8 12,2

Развитие инфраструктуры досуговых учреждений позволит создать условия для формирования и удовлетворения культурных потребностей молодежи, а также содействия росту уровня этих потребностей. Сегодня в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, направленные на обновление и усовершенствование системы регулирования свободного времени и досуга молодежи, поскольку именно в молодом возрасте происходит формирование личности человека.

Причиной инновационных процессов в области молодежного досуга стали изменения в жизни нашего общества, произошедшие в конце 80-х гг. Разрушились все основные элементы существовавшей ранее эффективной системы работы с молодежью: идеологическая деятельность, работа по месту жительства, трудовое и физическое воспитание, организация временной занятости учащейся молодежи, трудоустройство. Тем самым была разрушена и система организации досуга молодежи, так как в нее стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Это послужило фундаментом для дальнейших изменений в жизни российского общества.

Одной из предпосылок современных изменений социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга являются процессы глобализации. К ним в мировом масштабе относится и функционирование сети Интернет. Ее развитие означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет является сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений. В ее рамках общение как вид досуговой занятости становится возможным не только в традиционном виде. Анонимное виртуальное общение для молодежи имеет особую привлекательность, так как предоставляет возможность общаться от имени разных лиц, регистрируя в сети вымышленные фамилии и адреса. Но для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, отражающих потребность в непосредственном общении с друзьями несмотря на резкое увеличение числа молодых людей, увлекающихся компьютером и Интернетом.

Революция в средствах массовой информации, вызванная появлением компьютерных технологий, затрагивает самую суть культуры, меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека. Информационное окружение молодежи выступает средством воздействия на культуру, на ее духовно-ценностную составляющую. В связи с этим в качестве фундаментальной проблемы информационного общества можно назвать возникновение в массовых масштабах упрощенных форм самоидентификации, ведущих к «упрощению» личности, эрозии ее духовного измерения. Интернет, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, влияет на формирование личности молодых. Это означает, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем представителей молодого поколения.

Наряду с общением в сети Интернет одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. В последнее время все чаще говорят о пагубном влиянии на психику человека чрезмерного увлечения «киберпространством». Что касается игр, то негативную оценку заслуживают те игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении виртуальных противников с помощью всевозможных методов и средств. Однако существуют игры, направленные на расширение кругозора, стимулирование интереса благодаря предоставляемой возможности моделирования реальных явлений. Воспитательный потенциал таких игр очевиден. Кроме того, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных, имеющих важное значение для молодых людей.

Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры. Формируются новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня - героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности, «фракталы» - составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика WEB-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в программы различных соревнований).

Одной из популярных в среде молодежи форм досуга является посещение молодежных культурно-развлекательных центров, ночных клубов, кафе и пр. Эти предприятия являются коммерческими. Их целью является извлечение прибыли. Воспитательные, образовательные и прочие гуманистические задачи здесь отсутствуют.

Умение организовать свое досуговое время определяет социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом. Данные социологического исследования досуга демонстрируют, что молодежь в большинстве случаев недовольна его проведением или удовлетворена частично (табл. 6)

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос:

«В какой степени Вы удовлетворены содержанием и качеством проведения досуга?»

№ пп Варианты ответов Студенты, % Работающие, % Учащиеся, %
1. Полностью удовлетворен 25,4 24,6 35,5
2. Частично удовлетворен 60,0 59,2 53,3
3. Не удовлетворен 14,6 16,2 11,2

В результате опроса было выявлено, что 60,0% студентов вузов, 59,2% работающей молодежи и 53,3% старшеклассников частично удовлетворены тем, как они проводят свой досуг. Это важный показатель, свидетельствующий о происходящих в сфере досуга молодежи изменениях, которые негативно сказываются на его характере и возможностях молодых людей проводить досуг в соответствии со своими потребностями. В качестве причин, мешающих реализации желаемой модели проведения досуга современной молодежи, можно выделить: дефицит свободного времени, недостаток материальных средств, усталость. При этом в качестве еще одной из причин, которые мешают проводить свободное время и досуг так, как бы этого хотелось, молодежь называет неумение организовать свой досуг.

Кроме личностных свойств отдельного человека характеристика досуга, с точки зрения культуры его организации и проведения, охватывает общественные стороны данного явления и определяется уровнем развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение потребностей в сфере досуга. Культура досуга предполагает наличие у человека определенных личностных свойств (склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Эмпирические исследования досуговых предпочтений молодежи, проведенные сотрудниками Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, существенных различий между регионами не выявили. В целом по результатам проведенного исследования были получены следующие данные (табл. 7)

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем заключается Ваш досуг?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)

№ пп Варианты ответов Студен-ты, % Работа-ющие, % Всего, %
1. Дома, занимаюсь домашними делами 27,9 39,6 33,8
2. Дома, читаю книги, журналы 17,8 19,5 18,7
3. Дома, изучаю учебный материал или выполняю учебные задания 18,6 10,3 14,5
4. Дома, слушаю музыку, смотрю музыкальные передачи 22,8 15,8 19,3
5. Дома, играю в компьютерные игры 12,4 10,8 11,6
6. Дома, работаю в Интернете 14,4 12,6 13,5
7. Дома, общаюсь в чате 8,2 5,1 6,7
8. Общаюсь с друзьями дома или во дворе 37,2 28,7 33,0
9. Посещаю молодежные культурно- развлекательные центры или ночные клубы 22,8 22,6 22,7
10. Хожу в кинотеатры 17,8 24,5 21,2
11. Посещаю выставки, музеи 5,9 6,1 6,0
12. Посещаю спортивные секции, фитнес - клубы, тренажерные залы 16,2 17,6 16,9
13. Посещаю дополнительные занятия по иностранным языкам, тренинги, другие образовательные курсы 7,4 6,1 15,5
14. Подрабатываю, т.к. мне нужны деньги 18,0 22,5 20,3
15. Участвую в работе общественного объединения 6,3 5,8 6,1
16. Занимаюсь общественной работой в своем вузе 6,8 3,6 5,2
17. Занимаюсь в студиях или кружках художественной самодеятельности 4,7 2,0 5,2
18. Другое 2,3 5,1 3,7

В соответствии с ними можно утверждать, что активные формы досуга выбирают как студенты, так и работающая молодежь всех регионов, охваченных исследованием. Активный отдых чаще выражается в посещении молодежных культурно-развлекательных центров или ночных клубов (22,8% и 22,6%, соответственно), кинотеатры посещают, соответственно, 17,8% и 24,5% студентов вуза и работающей молодежи.

Общение с друзьями занимает значительную часть досуга молодежи во всех регионах (37,2% и 28,7%). Просмотру музыкальных телепередач, прослушиванию музыки уделяют время 22,8% студентов и 15,8% работающей молодежи. Опрос студентов выявил дифференциацию предпочтений в зависимости от региона. Наибольшее значение имеет показатель «Общаюсь с друзьями дома или во дворе» для жителей Омска (54,4% студентов и 54,8% работающей молодежи).

Существенных различий по регионам не обнаружено при выборе таких видов досуга, как занятия спортом, чтение книг, журналов, увлечение компьютером. В среднем спортивным занятиям отдают предпочтение 16,2% и 17,6% респондентов, чтению книг, журналов – 17,8% и 19,5%, увлекаются компьютерными играми – 12,4% и 10,8%, Интернетом – 14,4% и 12,6% студентов и работающей молодежи, соответственно.

По-прежнему остается крайне малой доля молодых людей, посещающих выставки, музеи, в среднем 5,9% и 6,1%. В некоторых городах, таких как Омск, Элиста, вариант ответа «Посещаю выставки, музеи» не отмечен ни одним респондентом из группы «студенты». Для студентов Нижнего Новгорода и Йошкар-Олы этот показатель имеет значение 2,9% и 2,8%, соответственно.

Исследование показало, что во всех десяти регионах степень общественной активности молодежи невысока. Существует точка зрения, согласно которой общественная деятельность является одним из способов реализации досуга. Не принимают участия в работе общественных объединений респонденты Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Липецка («студенты», «работающая молодежь»). Работу в общественных объединениях как вид досуга предпочитают 0,9% респондентов Москвы (работающая молодежь). Вариант ответа «Занимаюсь общественной работой в вузе/трудовом коллективе» не выбран студентами и работающей молодежью Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Владивостока.

Неуправляемый характер и гигантские масштабы трансформаций общественного жизнеустройства привели к возникновению условий, когда нарушается преемственность образцов поведения, значимых ценностей, а это, в свою очередь, спровоцировало появление новой - компенсаторной функции досуга. Это приводит к изменению системы ценностных ориентаций молодежи и является причиной инноваций в сфере молодежного досуга, которые выражаются в том, что одни виды досуговой деятельности перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения в своем содержании (чтение, просмотр телепередач и др.). В сфере досуга молодежи утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, нередко преобладают пассивность и потребительство. Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не существовавшие ранее досуговые практики (Интернет, граффити и др.).

Предоставляя возможность самореализации, достижения значимых социальных статусов, досуг компенсирует неуспехи в иных сферах жизни. В настоящее время наблюдается тенденция использования досугового времени в качестве резерва для удовлетворения потребностей, относящихся к другим сферам жизнедеятельности молодого человека: получение основного или дополнительного образования за счет времени, предназначенного для досуга; дополнительная работа; удовлетворение таких физиологических потребностей, как сон с целью снятия усталости. Это приводит к сокращению самого досугового времени.

Происходящая в сфере досуга социализация молодежи в основном характеризуется процессами стихийности, неуправляемости, что является одной из причин ряда негативных социальных последствий (рост алкоголизма и наркомании, молодежной преступности и пр.). Сложившаяся ситуация требует создания ряда условий, обеспечивающих возможность хотя бы локального регулирования свободного времени молодежи для формирования более высокого уровня культуры ее досуга. С этой целью в современных условиях становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с молодежью, содействующих упорядочиванию ее свободного времени и досуга. Последнее имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей более высокого уровня культуры досуга, определенной «досуговой квалификации».

Одной из задач регулирования свободного времени молодого поколения является формирование и обеспечение реализации социально позитивных целей у всех категорий молодежи. Важно сделать реальным доступ молодежи на только к традиционным, но и к альтернативным видам молодежного досуга.

Государственная молодежная политика сегодня должна быть направлена на воспитание самодостаточного, думающего, мобильного, здорового - и физически, и нравственно – молодого поколения, и, конечно же, выражать интересы молодежи. Быть средством решения ее проблем, среди которых основными, наряду с проблемами образования и трудоустройства, выступают и проблемы организации досуга. Духовное развитие, пропаганда здорового образа жизни, создание необходимых условий для реализации инновационного потенциала молодежи - залог стабильного будущего страны.

Досуг молодежи сегодня должен рассматриваться как время и пространство ее «социального воспитания». Что касается учебных заведений, то воспитательный процесс в рамках культурно-досуговой деятельности должен основываться на творческом сотрудничестве, взаимодействии всех его участников. Такой подход обеспечит достижение одной из главных целей каждого учебного заведения - формирование конкурентоспособного специалиста и социально активного, ответственного гражданина. Воспитание студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности включает в себя комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного.

Задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи. Чем шире и разнообразнее поле культурно-досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты.

Необходимо сказать, что системное изучение современных молодежных досуговых предпочтений позволит прогнозировать и проектировать поведение молодежи в наиболее типичных ситуациях завтрашнего дня, так как создает возможности социологической диагностики процессов в сфере досуга. Поскольку социокультурная ситуация - важнейший фактор формирования досуговых предпочтений молодежи, то в рамках различных программ социокультурного развития можно изменить условия их формирования и реализации, что должно являться одной из актуальных задач реализации государственной молодежной политики.

Наши рекомендации