Роль налогов в формировании финансов государства
Поступление регулирующих налогов и сборов в
Бюджетную систему РФ
№№ п/п | Название налогов | ФБ | РБ | МБ |
1. | Налог на прибыль организаций | + | + | - |
2. | НДФЛ | - | + | + |
3. | акцизы | + | + | - |
4. | НДПИ | + | + | - |
5. | Роялти при выполнении соглашений о разделе продукции | + | + | - |
6. | Сборы за пользование объектами животного мира | - | + | - |
7. | Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов | + | + | - |
8. | Государственные пошлины | + | + | + |
9. | УСНО | - | + | + |
10. | ЕСХН | - | + | + |
Роль налогов в формировании финансов государства
Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода всех развитых стран. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. – уже 40-50%. В структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес - примерно 60 % - и являются важным инструментом в политике государства.
Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран – косвенные налоги. Важную роль в наполнении доходной части бюджета играют таможенные пошлины.
Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах – экспортерах сырья. В промышленно-развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений.
У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов.
Как показывает анализ данных, представленных в табл. 6, доля таможенных пошлин в общей сумме доходов федерального бюджета составляет боле 30%.
Таблица 6
Структура доходов федерального бюджета РФ в 2008-2011 гг.
(в % к ВВП)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Всего доходов | 21,23 | 19,58 | 18,68 | 17,96 |
в т.ч. | ||||
Налог на прибыль организации | 1,52 | 1,41 | 1,36 | 1,34 |
ЕСН | 1,18 | 1,21 | 1,24 | 1,28 |
НДС | 2,88 | 3,68 | 3,63 | 3,63 |
Акцизы | 0,36 | 0,37 | 0,37 | 0,39 |
НДПИ | 3,46 | 2,40 | 2,09 | 1,87 |
Таможенные пошлины | 8,18 | 6,75 | 6,10 | 5,54 |
Нефтегазовые доходы | 10,06 | 7,49 | 6,52 | 5,80 |
Не нефтегазовые доходы | 11,17 | 12,09 | 12,16 | 12,16 |
Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся:
- подоходный налог;
- налог на доходы корпораций;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные пошлины.
К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также – в некоторых странах – акцизы.
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.
За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации – унитарных предприятий) и ряда специальных фондов.
Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Франция, Германия), доля централизуемого в бюджеты национального дохода, как правило, выше.
На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация экономики, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.