Цели и методы антимонопольного регулирования
Отношение правительства к монополии или олигополии всегда двойственно:
1) очевидно, что в этих рыночных структурах есть тенденция к снижению объема выпуска, росту цен и различным видам неконкурентного поведения;
2) монополистические и олигополистические рыночные структуры, как правило, позволяют осуществлять экономию на масштабах, снижать средние издержки, высоко активны с инновационной точки зрения.
Сравнивая «плюсы» и «минусы», правительство стремится:
1) препятствовать любому проявлению неконкурентного поведения
2) не сдерживать эффективное использование преимуществ крупномасштабного производства.
Поэтому предметом антимонопольного законодательства (АМЗ) является как поведение фирм на рынке (поведенческий подход), так и структура рынка (структурный подход).
Сейчас АМЗ большинства стран запрещены любые соглашения между фирмами (явные или тайные) с целью ограничения цен, выпуска или раздела рынка. Ограничены и некоторые другие формы поведения:
1) договоренность между производителем и торговлей не продавать выше (ниже) предела цены, установленного производителем;
2) продажа по демпинговым ценам (т.е. ценам, более низким, чем средние переменные издержки);
3) применение связывающих контрактов (фирма продаст товар «А», только если покупатель покупает товар «В»);
4) использование ценовой дискриминации, если она не связана со снижением издержек или поддержанием конкурентоспособности фирмы.
У правительства отсутствуют четкие критерии к привлечению фирм к юридической ответственности по обвинению в монополизме. Необходимо корректно определить является ли фирма монополистом, чтобы в случае положительного ответа прибегнуть к разбиению крупных фирм, запрещению слияний. Критерии: индекс Херфиндаля-Хиршмана, степень концентрации.
Первые антитрестовские законы появились в США: закон Шермана (1890 г.) и закон Клейтона (1914 г.). Антимонопольное законодательство совершенствуется по мере развития экономики. Тенденция – либерализация антимонопольного законодательства в связи с высокой инновационностью современной экономики, интенсивной международной конкуренцией.
Антимонопольная политика (АМП) – система мер, направленная на защиту и усиление конкуренции путем создания препятствий для возникновения монопольной власти.
Антимонопольные методы:
– административно-правовое воздействие (запрет монополии в какой-либо отрасли, роспуск существующих монополистических объединений, расчленение монополий на ряд самостоятельных производств);
– административно-экономическое воздействие (преследование продавцов, осуществляющих ценовую дискриминацию или фальсификацию товаров путем использования рекламы и т.д.);
– экономическое воздействие (налоговая политика, вынуждающая монополию назначать цены на свою продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов; увеличение импорта).
Существуют два основных подхода к АМП: англо-саксонский (приоритет отдается сохранению конкуренции в любой ситуации, даже если это ведет к уходу с рынка и разорению ведущих экономических субъектов страны) и германский (обратное соотношение приоритетов, то есть на первом месте поддержка производителей, действующих в ЕС, допускает по ряду направлений способы межфирменного взаимодействия, которые в США считаются антиконкурентными).
Отсутствие единообразных правил справедливой конкуренции препятствует глобальному движению товаров услуг, знаний. Необходимы международные соглашения в области политики по защите конкуренции.
Антитрестовские законы преследуют национальные интересы. Так, с конца 80-х годов прошлого века США проводили специфическую «высокотехнологичную» АМП, консолидировавшую работающие в этой сфере американские компании, что позволило преодолеть трудности выхода разрозненных фирм на рынки современной наукоемкой продукции.
Естественная монополия и ее регулирование. В ряде отраслей невозможно избежать образования монополий. Способы регулирования:
– прямое регулирование – контроль за ценообразованием: цены на уровне предельных или средних издержек, установление верхних пределов цен, допущение ценовой дискриминации;
– косвенное регулирование – налогообложение продукции или сверхприбыли;
– реформирование структуры естественных монополий (регулирование ядра инфраструктуры естественной монополии или развитие конкуренции в отраслях, связанных с естественной монополией);
– национализация.